Технолог "перевернул" полет ракеты-носителя "Протон-М" - РИА Новости, 18.07.2013

Технолог "перевернул" полет ракеты-носителя "Протон-М"

Комиссия огласила выводы по аварии ракеты-носителя "Протон-м" 2 июля. Причиной аварии стала нештатная работа датчиков угловых скоростей.

МОСКВА, 18 июл — РИА Новости. Причиной аварии ракеты-носителя "Протон-М", произошедшей 2 июля, стала нештатная работа трех из шести датчиков угловых скоростей — такой вывод аварийной комиссии обнародовал ее глава, замруководителя Роскосмоса Александр Лопатин. Ведомство предлагает визуально отслеживать сборку изделий на предприятиях ракетно-космической отрасли, чтобы подобное не повторилось. Читайте подробнее >>

"На центре Хруничева была допущена неправильная установка датчиков в плоскости рысканья", — сказал Лопатин на брифинге в четверг.

Датчики угловых скоростей производятся в ФГУП "Научно-производственный центр автоматики и приборостроения имени академика Н.А. Пилюгина" (ФГУП "НПЦ АП"), однако устанавливались эти датчики на ракету в Центре имени Хруничева (предприятие-изготовитель ракет "Протон-М").

Ракета с тремя российскими навигационными космическими аппаратами "Глонасс-М" упала 2 июля на космодроме Байконур на первой минуте старта. Роскосмос создал аварийную комиссию по выяснению причин ЧП. Глава Роскосмоса Владимир Поповкин ранее сообщил, что ракета стартовала на 0,4 секунды раньше запланированного времени, но не это привело к аварии.

Замруководителя Роскосмоса о причине аварии ракеты-носителя "Протон-М"
18 июля 2013, 15:55

В числе возможных причин ЧП назывались неправильная установка датчиков угловых скоростей, их неверное подключение, когда технический сотрудник якобы перепутал "плюс" и "минус" у проводов, сбой в работе двигательной установки первой ступени, прогар трубопровода подачи окислителя, проблемы с системой управления "Протоном", отказ оборудования стартового комплекса на Байконуре.

Результаты работы аварийной комиссии, устанавливающей причины неудачного запуска ракеты "Протон-М" со спутниками ГЛОНАСС, в четверг направлены в правительство, сообщил Лопатин. "Предварительные результаты я уже сегодня направил в соответствующий департамент", — сказал Лопатин, отвечая на вопрос, когда материалы могут быть направлены в правкомиссию под руководством вице-премьера Дмитрия Рогозина.

По его словам, материалы аварийной комиссии по причинам аварии ракеты "Протон-М" также переданы в прокуратуру. "Сегодня материалы предварительного заключения межправительственной комиссии переданы в прокуратуру", — сказал Лопатин.

Авария ракеты-носителя Протон-М
Авария ракеты-носителя "Протон-М"

Датчики испытаны, но перевернуты

Лопатин отметил, что датчики угловых скоростей, сработавшие нештатно, перед стартом прошли все испытания без замечаний. "Все шесть приборов прошли контроль без замечаний и были допущены на борт ракеты-носителя", — сказал председатель аварийной комиссии.

Он добавил, что данные телеметрии и экспериментов, проведенных аварийной комиссией, показали, что установка некоторых датчиков непосредственно на ракету произошла неверно, они были перевернуты на 180 градусов. Замглавы Роскосмоса отметил, что монтаж этих приборов на ракету "крайне сложен и неудобен".

Лопатин отметил, что у Роскосмоса есть претензии к конструктору и технологу (в Центре имени Хруничева) угловых датчиков скоростей разбившейся ракеты "Протон". "Есть претензии к конструктору и технологу (угловых датчиков скоростей). Технолог мог неправильно описать в чертеже все данные. К самим приборам претензий нет", — сказал Лопатин.

В Центре Хруничева выводы аварийной комиссии пока не комментируют.

В свою очередь, эксперт в ракетно-космической отрасли, отвечая на вопрос РИА Новости о возможных кадровых перестановках в Центре Хруничева из-за ЧП, сказал, что, прежде всего, надо точно понять, кто конкретно виновен в произошедшем, кто именно устанавливал датчики.

"По изготовлению двигателей (ракеты) замечаний нет. Блоки электроразъемов тоже были изготовлены в соответствии с нормативной документацией. Нарушений по изготовлению приборов на заводе-изготовителе нет", — отметил Лопатин.

Роскосмос в отчете о работе межведомственной комиссии по расследованию причин аварии ракеты-носителя "Протон-М" сообщил, что неправильную установку датчиков угловых скоростей (ДУС) на ракете-носителе невозможно выявить в ходе наземной подготовки и испытаний по действующей документации.

Техдисциплина в норме

Роскосмос не выявил нарушений технологической дисциплины и замечаний в ходе подготовки к старту ракеты-носителя "Протон-М", которые могли бы повлиять на ее штатный полет, сообщил Лопатин.

"Комиссия установила, что подготовка составных частей ракеты на техническом и стартовом комплексах проводилась в соответствии с эксплуатационной документацией. Качество компонентов топлива ракеты соответствовало норме. Нарушений технологической дисциплины, замечаний, которые могли бы повлиять на штатный полет ракеты в ходе подготовки к старту, не обнаружено", — сказал Лопатин.

По его словам, метеоданные во время старта и на траектории полета ракеты после старта соответствовали установленным требованиям, внешние условия во время начала работы первой ступени ракеты соответствовали норме.

Лопатин также сообщил, что Роскосмос пока не выяснил, почему старт ракеты "Протон-М" произошел на 0,4 секунды раньше срока, с этим еще предстоит разобраться.

По его словам, в настоящее время для установления этой причины сформирована межведомственная рабочая группа, она работает на Байконуре. Он отметил, что если бы датчики угловых скоростей работали нормально, система управления ракетой справилась бы с проблемами, связанными с недостаточной тягой в двигателях.

Ракета-носитель Протон
Ракета-носитель "Протон"

Производственные выводы

Лопатин сообщил, что Роскосмос предложит предприятиям ракетно-космической отрасли РФ ввести у себя систему кинофотодокументации для отслеживания процессов сборки изделий.

Он пояснил, что это необходимо для того, чтобы не допустить ЧП, подобного аварии с ракетой "Протон-М".

"Выданы рекомендации нашим головным институтам рассмотреть весь технологический цикл изготовления ракет-носителей, и это касается не только изготовления ракет "Протон", но и других носителей. Необходимо ввести систему кинофотодокументации. По разгонным блокам мы это все уже ввели", — сказал Лопатин.

Подготовка к запуску РН Протон-М. Архив
Роскосмос хочет ввести систему отслеживания процесса сборки изделий
Однако эксперт в ракетно-космической отрасли РФ отметил, что контроль за выпуском продукции предприятий ракетно-космической отрасли РФ надо усилить, но сделать это сбалансированно, потому что ужесточение мер может вместо пользы принести вред, связанный с психологической нагрузкой на сотрудников предприятий.

"Я боюсь, что это (широкое введение кинофотодокументации) тоже не панацея. На некоторых предприятиях отрасли такой процесс как велся, так и ведется. Но может возникнуть ситуация, когда излишнее внимание (к процессам изготовления) пойдет во вред. 10 пар глаз, наблюдающих за работой, — это существенная психологическая нагрузка на сотрудников предприятия", — сказал РИА Новости эксперт.

Лопатин отметил, что две ракеты "Протон", находящиеся на Байконуре, уже проверили с технологической точки зрения, в том числе и датчики угловых скоростей, и проблем и замечаний не выявлено.

Кроме того, по его словам, аварийная комиссия Роскосмоса, выяснявшая причины ЧП с запуском ракеты "Протон", до сентября намерена разработать и предложить комплекс мер по недопущению подобных аварий. "Где-то к сентябрю мы закончим эту работу, чтобы выполнить план запусков (намеченных на этот год)", — сказал он.