Американские биологи впервые вырастили искусственную почку крысы

Искуственная почка в процессе ее выращивания
Гаральд Отт и его коллеги вырастили искусственную почку при помощи оригинальной методики, использующей больную почку пациента в качестве "шаблона" для сборки ее исправной копии.

МОСКВА, 14 апр — РИА Новости. Американские биологи впервые вырастили полноценную искусственную почку, способную исполнять все функции ее природного аналога, и успешно пересадили ее в тело крысы, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature Medicine.

"Что является уникальным в нашей методике — мы сохраняем "архитектуру" почки больного, в результате чего мы можем просто пересадить новую почку и подключить ее к кровеносной и мочеполовой системе. Если нам удастся адаптировать ее для выращивания человеческих почек, пациенты, которые сейчас ждут подходящих доноров, смогут получить новые органы, выращенные из их собственных клеток", — заявил Гаральд Отт (Harald Ott) из Гарвардского университета (США).

Отт и его коллеги вырастили искусственную почку при помощи оригинальной методики, использующей больную почку пациента в качестве "шаблона" для сборки ее исправной копии. По методике Отта, поврежденный орган сначала обрабатывается комбинацией химикатов, которые уничтожают клетки и оставляют обрамляющие их соединительные белки.

Затем этот "шаблон" заполняется через бывшие артерии и мочевыводящие пути "заготовками" клеток почки и сосудов, извлеченными из зародыша крысы. Постепенно меняя давление, температуру и химический состав питательной среды, ученые добились того, что большая часть этих клеток проникла внутрь "шаблона" и закрепилась в "ячейках", где раньше обитали клетки грызуна. Через несколько недель заготовка превратилась в полноценный орган, пропускающий через себя кровь и выделяющий мочу.

Удостоверившись в том, что искусственная почка не страдала от утечек крови и вырабатывала нормальную по своему составу мочу, ученые пересадили ее в тело крысы. Операция завершилась удачно — организм крысы не отторг почку и начал использовать ее по назначению. Как отмечают биологи, искусственный орган пока не так эффективен, как его природный аналог. Отт и его коллеги связывают это с тем, что почечные клетки зародыша крысы не были достаточно зрелыми для работы во взрослой почке.

• молодцы!