Темной материи в Солнечной системе не наберется и на сотую часть Луны - РИА Новости, 25.03.2013

Темной материи в Солнечной системе не наберется и на сотую часть Луны

Согласно современным данным, на долю темной материи приходится около 23% общей массы Вселенной, однако сих пор неизвестно, из чего именно состоит темная материя.

МОСКВА, 25 мар — РИА Новости. Российские астрономы, опираясь на новейшие данные о движении планет и космических аппаратов, подсчитали, сколько темной материи может "прятаться" в центральных регионах Солнечной системы — в нашей планетной системе ее может быть не больше 338 квадриллионов тонн или не больше 5 тысячных долей массы Луны.

Темной материей ученые называют гипотетическое вещество, которое проявляет себя исключительно через гравитационное взаимодействие с галактиками, внося искажения в их движение. Согласно современным данным, на долю темной материи приходится около 23% общей массы Вселенной, однако сих пор неизвестно, из чего именно состоит темная материя.

Николай Питьев из Петербургского университета и Елена Питьева из Института прикладной астрономии РАН решили выяснить верхнюю границу массы темной материи, которая может присутствовать в Солнечной системе.

Поскольку темная материя может воздействовать на обычную только через гравитацию, ее присутствие может проявляться только как отклонения траекторий космических тел. Ученые использовали последнюю базу данных о движении планет и Луны EPM2011, в которую включены 677 тысяч измерений положения небесных тел и космических аппаратов, чтобы отследить потенциальные искажения, связанные с темной материей.

Результаты вычислений, опубликованные в журнале Astronomy Letters, показали, что масса темной материи в сфере до орбиты Сатурна не превышает 1,7х10-10 масс Солнца или 338 квадриллионов (тысяч триллионов) тонн. Это количество составляет лишь 0,0046 массы Луны. Прежние оценки верхней границы массы темной материи в Солнечной системе, сделанные в середине 1990-х годов давали значения от тысячи до 10 тысяч раз больше.