Космический зонд впервые в истории вышел за пределы Солнечной системы

Межпланетный зонд НАСА Вояджер-1
"Похоже, что "Вояджер-1" покинул регион, который зависит от воздействия солнца, его данные показывают такие характеристики водорода и гелия, которые, как ожидалось, будут наблюдаться в межзвездной среде", сообщают американские ученые.

МОСКВА, 20 мар — РИА Новости. Межпланетный зонд НАСА "Вояджер-1", запущенный 35 лет назад, пересек границу гелиосферы и стал первым в истории искусственным объектом, покинувшим Солнечную систему, пишут американские ученые в статье, принятой к публикации в журнале Geophysical Research Letters.

"Похоже, что "Вояджер-1" покинул регион, который зависит от воздействия солнца, его данные показывают такие характеристики водорода и гелия, которые, как ожидалось, будут наблюдаться в межзвездной среде", — пишут Билл Веббер из университета штата Нью-Мексико и его коллеги.

Тем не менее, ряд ученых все еще сомневается в том, что "Вояджер-1" вышел в межзвездную среду. Подробнее об этом >>

Границей Солнечной системы считается так называемая гелиосфера — "пузырь", заполненный солнечным ветром. За его пределами начинается межзвездное пространство, свойство которого уже не зависит ни от магнитного поля, ни от потока заряженных частиц, исходящих от Солнца.

Вояджеры у границы Солнечной системы. Архив
Программа космических исследований Вояджер
По данным ученых, 25 августа 2012 года зонд, который находился на тот момент на расстоянии 121,7 астрономической единицы (средних радиусов земной орбиты) от Солнца, "почувствовал" резкие изменения в потоке космических лучей разного происхождения. В течение нескольких дней поток протонов и альфа-частиц с энергиями 1,9-2,7 мегаэлектронвольт, исходящих от Солнца, сократился примерно в 300-500 раз. При этом интенсивность галактических космических лучей выросла вдвое.

"В течение нескольких дней интенсивность гелиосферной радиации сократилась, а интенсивность космических лучей выросла, что, как мы ожидали, должно произойти в ближней области межзвездного пространства", — говорит Веббер, слова которого приводятся в сообщении Американского геофизического союза (AGU).

"Вояджер-1" был запущен 5 сентября 1977 году в рамках проекта по изучению окраин Солнечной системы. Первоначальная задача состояла в исследовании планет-гигантов и их спутников, затем ученые использовали зонд для изучения границ Солнечной системы.

Он стал первым аппаратом, который сделал детальные снимки спутников Юпитера и Сатурна. Кроме того, "Вояджер-1" вместе со своим "близнецом" зондом "Вояджер-2" помогли ученым составить карту "звездных яслей" Млечного пути и оценить другие параметры звездообразования в нашей Галактике.

На корпусе "Вояджера-1" закреплена позолоченная пластинка, где для возможных инопланетян указано местонахождение Земли, а также записаны звуковые и видеосигналы.

• Ну ладно,тогда давайте так! Это сообщение Американского геофизического союза меня обрадовало и вселило в меня гордость за абстрактного землянина. Это не важно,что американцы а не россияне первыми смогли проникнуть так глубоко в космос. Ведь в настоящей науке нет политических барьеров, там только эксперименты и открытия; а Бжезинские,Олбрайт, Жириновские, Пихтины в ней все скопом равны нулю.
    20.03.2013
  • Александр Коновалов, практически все важнейшие космические открытия в Солнечной системе - так обычно говорят когда точно ничего не знают.
    Например про первый облет облет луны, посадку лунохода, ну и т.д.
    Так что помолчим...
    20.03.2013
  • Sergy Skrynnik в ответ пользователю (показатьскрыть)
    drr, Никто ничего не замылил, вы, ведь, нашли :) Сирано всё правильно сказал.Эксперимент опирается на измерительные инструменты, которые в процессе эксперимента разрабатываются и совершенствуются. Превысив скорость 300 т.км./с свет превращается во что-то, что измерить пока не можем. Вон, бозон Хиггса нашли, а теперь не знают что с ним делать, т.к. мерить пока нечем .... По поводу нейтрино, они настолько СЛАБО взаимодействуют с чем бы то ни было, что пока не накопятся статданные, ученые благоразумно молчат.
    21.03.2013
  • > а на какие эксперименты опирается теория относительности, утверждающая, что быстрее скорости света ничего нет?

Ну, вот смотрите, хочется Вам, чтобы мяч превысил скорость света. Вы пускаете его по кольцевому желобу, и каждый раз, когда он пролетает мимо Вас, добавляете ему скорости пинком ногой. Когда скорость начинает приближаться к скорости света, Вы обнаруживаете, что каждый следующий пинок приводит ко все меньшим изменениям в скорости. Потому, что растет масса мяча. И чем ближе к скорости света, тем масса начинает расти быстрее. По закономерности, которая говорит Вам, что скорости света вы достигнете только через бесконечное время.

Можно давать пинок непрерывно, результат получится такой же. То есть никакими ускорениями скорость света вы не превысите.

Все, что я описал, можно проделать с частицей в кольцевом ускорителе. И таким образом подтвердить на практике.

Вот вам и эксперимент.

Но, на самом деле, даже если бы этого эксперимента не было, Теория относительности подтверждена экспериментами очень хорошо. Она просто используется сейчас постоянно. Вот Вы GPS пользуетесь? Эта система построена на формулах из ТО. Если бы теория была бы не верна, система GPS давала бы систематическую ошибку.

> Недавно зарегистрировали нейтрино, которые двигался со скоростью выше света. Правда это потом замылили, чтобы народ вопросов лишних не задавал...

Ну вот представьте, вам пишет друг из Австралии и говорит, что в свой телескоп видит дыру на луне. Вы наводите на луну свой телескоп - никакой дыры нет. Вы звоните другу из Лондона, у которого тоже есть телескоп, и он тоже не видит дыры. Вы обзваниваете всех друзей с телескопами - ниуто дыры не видит. Тогда вы звоните другу из Австралии, и спрашиваете, ты уверен, что у тебя телескоп в порядке. А он отвечает, ну, наверное в порядке, но точно сказать не могу.

Станете ли Вы после этого утверждать, что в Луне есть дыра, но об этом замалчивают?

Вот с этими нейтрино такая же история.

> И еще вы сказали, что свет - это волна не в среде..А тогда в чём? В пустоте?

Более точно было бы сказать, что для распространения света среда не нужна. Но может и не мешать. Так свет проходит через стекло. Свет - это электромагнитная волна. Изменение магнитного поля вызывает изменение электрического, то, в свою очередь, опять изменение магнитного, так и возникает волна.

А вообще, ответы на все ваши вопросы есть в научных книгах. Почитайте их, для полной картины, не все же про кабаллистику читать :)

У науки фишка в том, что она строится на определенных принципах. Один из краеугольных - подвергай все сомнению. Все ваши доводы против теории относительности задавали сами ученые. И признавали только те ответы, которые были бесспорны. Именно этим наука и отличается от других методов познания. Все научные истины сами ученые подвергают сомнению. И как только появляется возможность проверить ТО новыми методами. Это делают. Даже сейчас. И будут делать. Потому что в науке важна достоверность.
    22.03.2013
  • Странно это. Я слышал, что наш *Космос* уж не скажу какой, на несколько лет раньше покинул пределы солнечной системы, так почему пишут что это случилось только теперь?
    22.03.2013
  • rskomi, наивный Вы человек! Потому и пишут... Мы же не удивляемся, когда от японцев узнаем, что Японию атомными бомбами в 1945-м бомбили не американцы а русские! Да - да... Вообще, вся космическая программа США - такая дешевка!..
    22.03.2013
  • Виктор Макаров, вы были хотя бы на сайте НАСА, разоблачитель? И изучали астрономию хотя бы по школьному учебнику? Не стоит писать бессовестный вздор про "бутылки" и "скелеты", про которые могут писать разве что бесстыжие газетчики "из подворотни".
    22.03.2013
  • Сирано Бержерак, Система GPS построена не на теории относительности. Просто для более точного определения координат взяли за основу скорость света. Потому что этой скорости для пингования потребителя спктниками более чем достаточно. В этих масштабах погрешности весьма незначительны. Ну, а если взять масштабы взаимодействия галактик и квазаров, которые находятся друг от друга на расстоянии нескольких тысяч световых лет и, тем не менее, оказывают влияние друг на друга. Взаимодействие это гравитационное, и если бы оно осуществлялось со скоростью, не превышающей скорость света, то Вселенная за эти миллиарды лет своего существования очень сильно бы разболталась. Ведь учёные не знают, каким образом осуществляется гравитационное взаимодействие. Поэтому про утверждение про максимальную скорость света справедливее будет сказать так - это самая высокая из известных нам скоростей, с которой распространяется известный вид колебаний в среде с известными нам свойствами. БАКовцы в своих экспериментах вообще отбрасывают гравитационную составляющую. Теория относительности ведь подразумевает мировоззрение Материя-Энергия-Пространство-Время? Четыре основополагающих категории, на которых основан окружающий мир. Но вы не ответили на вопрос - а что такое пустота? Пространство? Где вообще-вообще ничего нет? Или может это вид материи? Вы кстати ничего не ответили на этот вопрос. А время это что? Вот на спутниках время постоянно не совпадает с земным. Почему? Наверно потому, что время - это наложения одного волнового процесса на другой с разными частотами. Никогда не задумывались, почему время измеряется частотой волны, а пространство - длинной волны какого либо излучения? (а любая волна - это материя). Энергия получается при изменении параметров материи, будь то геометрические параметры, химические или атомарные. Таким образом имеем одну первичную категорию - Материю, и три второстепенных - Пространство, Время и Энергия. Этого явно не достаточно и предложенные категории явно не соответствуют описанию окружающего мира. Например такой категории, как Информация - вообще не упоминают. Вообще Теорию относительности навязали учёному сообществу, когда стартовал проект мировой социалистической революции, по этой доктрине религия подлежала сворачиванию, а на ответ, откуда всё появилось, очень удачно подходила теория большого взрыва. Сейчас например Академия наук заменила собой святую инквизицию. А еще несколько сот лет назад главенствовал догмат о том, что Земля плоская. Но знающие люди имели преимущество в логистике. Также и сейчас....
    22.03.2013
  • в ответ пользователю Sergy Skrynnik(показатьскрыть)
    Sergy Skrynnik, ну вот вы говорите .что Сирано сказал все правильно, но говорите о том, что свет, превысив скорость 300 т.км/с.. превращается в нечто другое. А Сирано говорит, что такой скорости, превышающей 300т.км/с., в принципе не может быть. А по поводу бозона Хиггса - его не нашли. просто нащупали диапазон 125мэв, в котором сумма энергий сталкиваемых частиц не совпадает с суммой энергий получаемых частиц. Обычно среднестатистически из чего насталкивали - то и получили в выражении энергий. (Там у них оперируют энергиями по формуле Эйнштейна Е= мс квадрат разогнали частицу с такой скоростью - одна энергия, разогнали с другой - другая.) Сейчас идёт разбор полученных в этом диапазоне результатов, но искомую частицу, которая наделяет материю массой - не нашли.
    Нейтрино взаимодействую только в гравитационном и слабом спектрах (что косвенно может подверждать родство этих двух взаимодействий) поэтому и могут перемещаться со скоростью, выше скорости света. Им побоку на электромагнитное взаимодействие.
    22.03.2013
  • drr, У Вас столько ошибок в исходных посылках, что на каждое Ваше предложение мне надо было бы отвечать абзацем. Например, все, что Вы написали про GPS - полная нелепица. GPS не построены на теории относительности. Они учитывают ее. Время на спутниках замедляется из-за большой скорости их движения и убыстряется из-за разницы в силе гравитации на орбите и на Земле. Это эффекты ТО. Общий эффект выражается в том, что часы идут на 38 милисикунд в день быстрее, чем шли бы без эффектов ТО.

И так я вынужден буду писать по поводу КАЖДОГО вашего предложения. Таким образом занимаясь Вашим образованием. Причем, я не уверен, что Вы хотите учится.

Главное понять одно. Наука - это не набор фактов. Это метод. Если приходит кто-то и говорит - Земля круглая, ему сразу говорят - докажи. Нельзя ученого убедить в чем-то ссылаясь на авторитет или еще на что-то. Нужны эксперименты, теория, расчеты. Вот вы говорите, ТО - не верна. Ок, допустим. Как тогда складываются скорости? Что происходит с часами в гравитационном поле? Сможете, исходя из Ваших взглядов сказать, что покажут часы на определенной высоте? Если сможете, давайте возьмем часы и проверим. Если дествительно они покажут время точнее, чем ТО - значит Вы правы. Вот, собственно и все. Бессмысленно верить в науку. Ее просто можно проверить.

Ваша беда еще и в том, что вы строите мыслительные конструкции, которые вообще никак не связаны с реальностью. Вы говорите - матрия, энергия, пространство, время... С большой буквы. И они у вас не привязаны вообще ни к какой реальности. На них основан мир? Что это значит? Как это основан? Эта ваша фраза вообще не имеет никакого физического смысла, она не позволяет ничего предсказать, ничего вычислить и так далее. Это просто фраза, слова. За каждым же научным утверждением лежит конкретное знание. Я не просто говорю, что при нагревании предмет удлинится, я могу сказать, насколько он удлиниться.

Обдумайте с этих позиций все, что вы говорите. Найдите прочный фундамент. Читайте книги - их много, есть популярные, но оттого не менее точные книги, там все есть. Читая их, думайте - откуда это узнали. Про каждый факт, про который это непонятно. Ищите. Избегайте понятий пространство, энергия и им подобных, пока не будете понимать, что оно точно значит в конкретном случае. А точное знание включает величину и способы измерения. Не понимаете как измерить - значит не понимаете термин. Не понимаете термин - не используйте его в рассуждениях, потому что оно тогда превращается в пустые слова. Без точного определения все это лишь слова, которыми можно вертеть как угодно.

Учитесь, двигайтесь вперед. Поверьте, Вас ждет много интересного.

Мне кажется, я потратил достаточно времени, чтобы дать Вам возможность самому придти к истине. Поэтому на этом нашу дискуссию завершаю

dixi
    22.03.2013
  • Yury Lag в ответ пользователю Sergio505(показатьскрыть)
    Sergio505, Смешно изучать физику по мультикам.
    23.03.2013
  • - Ну, пока что считать это важным открытием рановато. Что-то уж чересчур резкая граница получается. Нужно сначала проверить всё серьёзно (особенно функциональность приборов "Вояджера"), одно единственное наблюдение даже на гипотезу не вытягивает. Нужно ещё хоть какое-то внятное теоретическое объяснение дать тому, что такой огромный пузырь имеет такую тонкую плёнку (при нехитрых подсчётах много тоньше плёнки мыльного пузыря получается).
    А не надули ли нам пузырь? Если нет - молодцы США, но только если...
    Ну а насчёт России, это про "эрэфию" давайте помолчим. А вот Россия, как родоначальница СССР начавшего первым в этой области... Я заступлюсь за Россию. Пусть США сначала на Венеру посадят зонд и чтобы он там поработал хоть пять минут, опроверг важные космические открытия СССР (США усомнились о погоде на Венере или априори наши данные принимают?) а то на Марсе что-то у них быстро роботы глохнут. Наш первый (кстати вперёд них) на Марсе штатно отработал. Комету Галлея то-же что-ли США исследовали?
    Про скважины в горах Луны не будем, слишком затёртая тема. Хотя в горах Луны США пока даже не планируют ничего прилунять, в отличие от Китайцев.
    А про уже упомянутый Лунный затылок? Вы в курсе что этот снимок называется "фотография века"? Это открытие тоже на счёт США записать что-ли, как и территорию лунных гор в их собственность?
    Конечно надежды на то что современная "эрэфия" что нибудь откроет на данном пути мало (хотя она и обладает лучшими для этих целей ракетами-носителями).
    Но умалять роль России в открытиях с помощью космических автоматов думаю некорректно.
    23.03.2013
  • Странный мы народ - земляне: опасаемся инопланетного вторжения, с целью захвата нашей планеты и одновременно запускаем зонд с табличкой, указывающей местонахождение земли.
    24.03.2013
  • Сергей Сергеев, пилотируемый облет луны?
    25.03.2013
  • Виктор Макаров, а ты там был чтобы утверждать что их не было?? и ссылку на обнаружение стоптанных башмаков на марсе плиз.
    25.03.2013
  • Виктор Макаров, от каких японцев вы это узнаете?
    25.03.2013
  • Виктор Макаров, Вы правы,сэр,только отчасти..."Это НАСА..."-я бы добавил: -и не только оно(учреждение имелось ввиду)...
    26.03.2013
  • Виктор Макаров, вполгн слглашусь я как то читал одну статью 10 лет на3ад в ней говорилось что воядеры проивут не более 30 лет иа истощения внутреней енергии тк солнечного света им неватало у орбит урана
    26.03.2013
  • Господа, читайте книги. Читайте книги, господа. Там содержатся ответы на все ваши вопросы, и даже больше. Ваших знаний всё равно недостаточно, чтобы спорить о физике, тем более, когда вы даже из популярных передач концепцию пространства-времени и причины ограниченности скорости света усвоить не можете. Чем переливать из пустого в порожнее и строчить простыни ненужных споров, лучше откройте Хокинга и с интересом прочтите от корки до корки, а не тратьте чьё-то драгоценное время на попытки вам что-то объяснить.
    Друзья, не примешивайте политику. Для науки важно не первенство, а сам результат. Это же не спорт, ей богу. Разумеется, многим научным открытиям и достижениям изначально был придан политический импульс. Но когда собранный руками человека аппарат впервые пересекает границу Солнечной системы (!), должно ли быть кому-то дело до распрей между двумя государствами на куске камня под названием Земля? Что случилось со способностью испытывать радость за достижения человеческой мысли и за тот потенциал, который нам ещё предстоит раскрыть?
    27.03.2013
  • Виктор МакаровВиктор Макаров, так от каких японцев вы это узнаете?? ответ будет или будут одни минусы?
    02.05.2013
  • Виктор МакаровВиктор Макаров, ссылку на обнаружение стоптанных башмаков на марсе будет? иди будут одни голословные байки и обязательныеи эпитеты гадкий жалкий по отношению к загнивающему капитализму в совдеповском духе а также минусы не поддакивающим скептикам?
    02.05.2013
  • Сергей Сергеев, че минусуешь?*? пилотируемый облет луны то?