Красные водоросли используют "химоружие" при недостатке пищи - РИА Новости, 13.03.2013

Красные водоросли используют "химоружие" при недостатке пищи

© Иллюстрация РИА НовостиКораллы, водоросли. Архив
Кораллы, водоросли. Архив
Красные водоросли в Мексиканском заливе, вызывающие так называемые "красные приливы", обладают уникальным методом самосохранения во время недостатка пищи - они выпускают токсины в воду, которые убивают их конкурентов и поедающий водоросли зоопланктон.

МОСКВА, 13 мар — РИА Новости. Красные водоросли в Мексиканском заливе, вызывающие так называемые "красные приливы", обладают уникальным методом самосохранения во время недостатка пищи — они выпускают токсины в воду, которые убивают их конкурентов и поедающий водоросли зоопланктон, говорится в статье, опубликованной в журнале PLoS One.

"Мы выяснили, что во время последних дней "цветения" водорослей, когда внутри колонии микроорганизмов заканчиваются нутриенты, клетки красных водорослей выбрасывают множество молекул яда. Теперь мы можем объяснить, почему некоторые скопления водорослей обладают высокой токсичностью, а другие нет", — заявил Дамиан Ши из университета Северной Каролины в Роли (США).

Ши и его коллеги выяснили, что красные водоросли Karenia brevis пользуются химическим оружием, наблюдая за развитием нескольких "красных приливов" в Мексиканском заливе. Как объясняют океанологи, данные аномалии представляют собой скопления миллионов клеток водорослей, усиленно размножающихся в зонах сосредоточения нутриентов.

"Красные приливы" крайне опасны для других видов микробов, а также рыб и птиц. Это связано с тем, что колонии Karenia brevis выделяют бреветоксин, нервно-паралитический яд. Как выяснили авторы статьи, концентрация этого соединения внутри колонии водорослей не является случайной — она напрямую зависит от доли ключевого микроэлемента — фосфора — в водах "красного прилива".

Так, в богатых фосфором водах Karenia brevis производят мало молекул бреветоксина, а в бедных нутриентами участках Атлантики — в 7-8 раз больше этого вещества. Как считают ученые, водоросли используют "химоружие" в таких ситуациях для защиты от зоопланктона, а также ради уничтожения других водорослей, "съедающих" фосфор. Ши и его коллеги отмечают, что данный факт позволяет прогнозировать изменения в токсичности "красных приливов", замеряя уровень фосфора в окружающих его водах. Это поможет экологам оценивать вред, который могут нанести цветущие водоросли другим компонентам морских экосистем.