Зонды RBSP нашли третий радиационный пояс Земли

© NASA / JHU/APLЗонды RBSP. АрхивЗонды RBSP. Архив
Подпишись на ежедневную рассылку РИА Наука

Спасибо за подписку

Пожалуйста, проверьте свой e-mail для подтверждения подписки

Как отмечают астрономы, в первые дни после запуска RBSP датчики зондов указывали на существование двух радиационных поясов. Однако в начале сентября ситуация изменилась - зонды зафиксировали появление третьей области, похожей по форме на толстое кольцо.

МОСКВА, 28 фев — РИА Новости. Зонды RBSP, изучающие радиационные пояса Земли, обнаружили, что "космический щит" нашей планеты состоит не из двух, а из трех слоев, один из которых то появляется, то исчезает, говорится в статье, опубликованной в журнале Science.

"Когда мы заметили этот пояс, он был настолько неожиданным и необычным, что мы подумали, что инструменты зонда сломались. Но затем мы заметили аналогичный пояс на втором RBSP, что заставило нас признать, что он на самом деле существует. Пока мы не знаем, насколько часто он появляется. Вполне возможно, что третий пояс Ван Аллена существует почти всегда, но до запуска RBSP мы не могли это проверить", — заявил Дэниел Бейкер (Daniel Baker) из университета штата Колорадо в Боулдере (США).

Он и его коллеги пришли к такому выводу, изучив данные, собранные парой зондов RBSP с момента их вывода на орбиту в августе 2012 года. Ранее считалось, что радиационные пояса Земли, или пояса Ван Аллена, защищающие нашу планету от космических лучей, состоят из внешнего и внутреннего поясов, каждый из которых заполнен космическими частицами высокой энергии.

Как отмечают астрономы, в первые дни после запуска RBSP датчики зондов указывали на существование двух радиационных поясов. Однако в начале сентября ситуация изменилась — зонды зафиксировали появление третьей области, похожей по форме на толстое кольцо. Сначала исследователи не поверили данным и проверили их, сравнив полученную информацию с показаниями спутника SAMPEX, изучающего магнитосферу Земли с 1992 года.

Несмотря на невысокую чувствительность инструментов SAMPEX, его показания подтвердили данные, полученные зондами RBSP. Убедившись в существовании третьего пояса, ученые продолжили наблюдения до его исчезновения в первые дни октября в результате столкновения "кольца" и внешнего пояса Ван Аллена с ударной волной, возникшей внутри солнечного ветра. По словам Бейкера и его коллег, дальнейшее изучение данных RBSP поможет понять, как формируется и исчезает это "кольцо".