Нейропротез позволил крысам "пощупать" инфракрасный свет - ученые - РИА Новости, 12.02.2013

Нейропротез позволил крысам "пощупать" инфракрасный свет - ученые

"Мы... впервые разработали нейропротез, который расширил возможности его обладателя, что буквально позволило крысе приобрести ранее неизвестное ей "шестое чувство", - заявил Эрик Томсон (Eric Thomson) из университета Дьюка в Дареме (США).

МОСКВА, 12 фев — РИА Новости. Американские ученые подключили к центру осязания в мозге крыс особый нейропротез, который позволил грызунам "щупать" инфракрасный свет и использовать его для ориентации в темной клетке, что свидетельствует о способности мозга быстро осваивать незнакомые ему органы чувств, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature Communications.

"Ранее разработчики нейроинтерфейсов пытались использовать их для восстановления потерянных конечностей или органов чувств. Мы пошли дальше — впервые разработали нейропротез, который расширил возможности его обладателя, что буквально позволило крысе приобрести ранее неизвестное ей "шестое чувство", — заявил один из авторов статьи Эрик Томсон (Eric Thomson) из университета Дьюка в Дареме (США).

Нейрофизиологи под руководством Мигеля Николелиса (Miguel Nicolelis) из университета Дьюка смогли подключить датчик инфракрасного света к нервным клеткам крысы при помощи набора из особых микроэлектродов и специальной методики стимуляции мозга, которая перепрограммировала часть его нейронов на работу с новым "органом".

Она заключалась в следующем:ученые имплантировали в центр осязания крыс набор из микроэлектродов, подключали к нему инфракрасную камеру и помещали животных в клетку с "обычными" и тепловыми лампами. На протяжении нескольких недель исследователи понижали яркость обычного освещения и повышали силу инфракрасных излучателей, что помогало крысам освоить новый орган чувств. Через месяц животные научились находить кормушку, "подсвеченную" тепловым излучением, и успешно извлекать из нее пищу.

"Мы можем создать нейропротезы, способные ощущать любые типы физической энергии. Ими могут быть датчики магнитного поля, радиоволн или ультразвука. В нашем эксперименте мы выбрали инфракрасное излучение из-за того, что оно не мешало нам записывать импульсы, поступающие из нервных клеток крыс", — заключает Николелис.