Японские физики синтезировали 113-й элемент таблицы Менделеева

/

ТОКИО/МОСКВА, 27 сен - РИА Новости. Японские ученые из физического центра RIKEN заявляют, что им удалось синтезировать атом 113-го элемента таблицы Менделеева - этот элемент был впервые получен в 2003 году российскими и американскими физиками в экспериментах по синтезу 115-го элемента, но это открытие еще не признано Международным союзом теоретической и прикладной химии.

Схема мишени и детектора, использованных японскими учеными в эксперименте по синтезу 113-го элемента

В природе не существует элементов с атомными номерами (числом протонов в ядре атома) больше 92, то есть тяжелее урана. Более тяжелые элементы, например, плутоний, могут нарабатываться в атомных реакторах, а элементы тяжелее 100-го (фермия) можно получать только на ускорителях, путем бомбардировки мишени тяжелыми ионами. При слиянии ядер мишени и "снаряда" и возникают ядра нового элемента.

Группа ученых под руководством Косуке Мориты (Kosuke Morita) в статье, опубликованной в Journal of Physical Society of Japan, описывают результаты многолетних экспериментов на линейном ускорителе, расположенном в городе Вако в окрестностях Токио. С 2003 года исследователи пытались получить 113-й элемент, бомбардируя на ускорителе мишень из висмута-209 пучком ионов цинка-70, разогнанных до одной десятой скорости света.

В результате им удалось зафиксировать три цепочки распада, соответствующие событию рождения 113-го элемента -23 июля 2004 года, 2 апреля 2005 года и 12 августа 2012 года. Время жизни ядра нового элемента составило от 4,9 до 0,3 миллисекунды.

Как считают японские ученые, их открытие может стать основанием для Международного союза теоретической и прикладной химии признать их открытие. В таком случае японские ученые впервые в истории получат право дать название новому элементу.

Цепочка распада 113-го элемента, зафиксированная японскими учеными 12 августа 2012 года

Однако для признания требуется независимое подтверждение - эксперимент должен быть повторен в другой лаборатории или в перекрестной реакции.

"Это выдающийся результат, но воспроизвести его будет крайне трудно, поскольку регистрируется примерно одно событие в год, а перекрестных реакций не существует", - сказал комментируя открытие РИА Новости Андрей Попеко, заместитель директора Лаборатории имени Флерова Объединенного института ядерных исследований в Дубне.

Специалисты этой лаборатории совместно с американскими коллегами в 2003 году впервые получили 113-й элемент. Ядра этого элемента рождались в качестве "побочного продукта" эксперимента по синтезу 115-го элемента. Тогда 115-й элемент был получен в реакции слияния ядер америция-243 и кальция-48. При распаде 115-й превращался в 113-й, который, в свою очередь, распадался на более легкие ядра. Этот результат был официально опубликован в научном журнале Physical Review C в начале февраля 2004 года. В сентябре того же года японские ученые опубликовали сообщение о первом событии рождения 113-го элемента в реакции висмута и цинка.

Позже российские ученые сообщили, что им удалось получить 113-й элемент в эксперименте по синтезу 117-го элемента. В июне нынешнего года ученые из Дубны подали заявку в Международный союз по теоретической и прикладной химии на признание 113-го, 115-го, 117-го и 118-го элементов - все они были впервые синтезированы в ОИЯИ.