Зонд LRO обнаружил атомы гелия в атмосфере Луны

© NASAЗонд NASA Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO)Зонд NASA Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO)
Подпишись на ежедневную рассылку РИА Наука

Спасибо за подписку

Пожалуйста, проверьте свой e-mail для подтверждения подписки

МОСКВА, 16 авг - РИА Новости. Ученые обнаружили в атмосфере Луны атомы гелия при помощи спектроскопа LAMP на борту зонда-картографа LRO, сообщает пресс-служба НАСА.

"Вопрос стоит теперь следующим образом - появился ли этот гелий из недр Луны, в частности, в результате распада радиоактивных изотопов, или из внешнего источника - к примеру, солнечного ветра. Если мы сможем доказать, что в этом виноват солнечный ветер, это поможет нам понять, как происходят аналогичные процессы на других небесных телах без настоящей атмосферы", - заявил руководитель проекта LAMP Алан Штерн (Alan Stern) из Юго-восточного исследовательского института, слова которого цитирует пресс-служба НАСА.

Штерн и его коллеги изучали атмосферу Луны - крайне разреженный слой газов над поверхностью естественного спутника нашей планеты. Принято считать, что Луна окружена вакуумом, так как эта прослойка по своей плотности не сопоставима с атмосферами настоящих планет. Тем не менее, ученые предпринимают попытки изучить лунную атмосферу, выяснить ее состав и происхождение.

Группа астрофизиков под руководством Штерна приспособила для этих целей спектроскоп LAMP на борту зонда LRO, который используется для картографирования лунной поверхности.

Ученые "просвечивали" атмосферу Луны при помощи спектроскопа в ходе 50 витков LRO, пытаясь отделить данные о химическом составе лунной атмосферы от фонового шума. Наблюдения показали, что в атмосфере спутника Земли присутствует гелий. Кроме того, в почве на поверхности Луны исследователи обнаружили атомы аргона - вполне возможно, что атмосфера Луны содержит и этот благородный газ.

Штерн и его коллеги планируют продолжить исследования атмосферы Луны - они попытаются найти в ней атомы аргона и выяснят, как меняется ее плотность при наступлении дня или ночи.

Космический аппарат LRO был запущен НАСА в июне 2009 года. С его помощью ученые ищут источники ресурсов на Луне, составляют карту радиоактивности поверхности планеты и подробные трехмерные карты поверхности Луны, в том числе в ультрафиолетовом спектре, а также провести ряд других исследований.

За два года на орбите аппарат успел не только рассмотреть спутник Земли и найти на нем запасы воды, открыть разнообразные особенности рельефа, но и зафиксировать самую разную оставленную здесь космическую технику - от американских посадочных аппаратов серий Ranger и Surveyor до советского "Лунохода-2".