Грудное молоко может защитить младенца от ВИЧ-инфекции - ученые - РИА Новости, 16.08.2012

Грудное молоко может защитить младенца от ВИЧ-инфекции - ученые

МОСКВА, 16 авг - РИА Новости. Международная команда исследователей установила, что определенный биоактивный компонент в грудном молоке матери снижает риск передачи вируса иммунодефицита младенцу, даже если женщина заражена. Результаты этого труда опубликованы в American Journal of Clinical Nutrition, говорится в пресс-релизе Калифорнийского университета в Сан-Диего (США).

"В развивающихся странах ВИЧ-инфицированные матери сталкиваются с необходимостью принять решение кормить или нет своего ребенка грудью. Грудное вскармливание подвергает ребенка воздействию вируса и увеличивает риск его смерти от ВИЧ, но не оно ставит малыша под риск умереть от респираторных или кишечных инфекций", - говорит доцент университетской кафедры педиатрии Ларс Боде (Lars Bode).

Совместно с коллегами Боде решил установить, почему большинство вскармливаемых грудью младенцев не заражаются ВИЧ-1 (наиболее распространенная форма, открыта в 1983 году), несмотря на продолжительное воздействие вируса через молоко их матерей на протяжении многих месяцев. Даже при отсутствии антиретровирусных лекарств только 10-15% детей заражаются ВИЧ от своих матерей.

Ученые обнаружили, что иммунологически активные компоненты под названием олигосахариды человеческого молока - тип углеводов, состоящий из простых сахаров - может защитить от передачи ВИЧ. Этот комплекс олигосахаридов является третьей по объему составляющей грудного молока, однако это труднопередаваемые компоненты и в высоких концентрациях они покрывают поверхность желудочно-кишечного тракта ребенка.

"Олигосахариды грудного молока действуют как пребиотики, которые помогают росту полезной бактериальной флоры в кишечнике младенца", - говорит Боде. Кроме того, эти вещества структурно напоминают сахаридные звенья под названием гликаны, которые обычно находятся в эпиталиальном клеточном слое и могут действовать как рецепторы-"приманки", чтобы предотвратить проникновение патогенных микроорганизмов. Олигосахариды также демонстрируют антивоспалительную деятельность и могут провоцировать иммунный ответ, что было установлено при исследованиях на животных и на клеточных культурах.

Исследователи проанализировали объем олигосахаридов и их состав в грудном молоке, образцы которого были получены у 200 женщин из Замбии, зараженных ВИЧ. Ученые также наблюдали за детьми этих женщин на протяжении двух лет после рождения. Большинство из них вступили в исследование, не получая антиретровирусную терапию против ВИЧ.

Высокие концентрации олигосахаридов в молоке были связаны с защитой от передачи ВИЧ ребенку после рождения, независимо от других известных факторов риска. Исследователи считают, что эти знания могут помочь выстраивать более эффективные стратегии по предотвращении передачи вируса в сочетании с антиретровирусной терапией.