Математик открыл эволюционные корни чувства справедливости человека

© Фото : Gavrilets et alЧувство справедливости и желание защищать слабых развилось в человеческом обществе благодаря биологической эволюцииЧувство справедливости и желание защищать слабых развилось в человеческом обществе благодаря биологической эволюции

МОСКВА, 13 авг - РИА Новости. Чувство справедливости развилось у человека в ходе биологической эволюции, так как эти черты характера помогают выживать не только жертвам "агрессоров", но и их защитникам и всему обществу в целом, заявляет американский математик в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

"По результатам моделирования, помощь в адрес жертвы агрессии является эволюционно "правильным" действием, не только с точки зрения общества и самого пострадавшего, но и для самого помогающего. В силу этого, я считаю, что такой поступок приносит психологическое удовлетворение, несмотря на все риски, связанные с помощью ближнему," - пояснил автор открытия Сергей Гаврилец из университета штата Теннеси в городе Ноксвилл (США).

Эгоизм или эгалитаризм?

Гаврилец пришел к такому выводу, наблюдая за работой математической модели, описывающей взаимоотношения между членами группы приматов.

В этой модели "стая" состоит из нескольких десятков особей, каждая из которых обладает двумя ключевыми характеристиками - силой и некоторым количеством ресурсов. Когда один из членов группы находит новый ресурс, его может заметить другой, более сильный индивид. Этот примат, "хулиган" в терминологии автора статьи, с некоторой вероятностью попытается отнять найденное у хозяина. В этом случае возможны три вида реакции - жертва отдаст ему ресурс, успешно отразит попытку "хулигана" отнять добро без рукоприкладства или же вступит в драку с ним.

В последнем случае оба участника потасовки расходуют некоторую часть ресурсов - побежденный оплачивает драку из собственного кармана, а победитель отдает часть отобранных ресурсов. Вероятность драки зависит от соотношения сил соперников - когда разница в силах превышает некоторый предел, оппоненты переходят к выяснению отношений.

Автор статьи проверил несколько сценариев развития отношений в такой группе, меняя значение предела баланса сил и то, сколько ресурсов забирает победитель драки. Оказалось, что в случае, когда "хулиган" забирает все ресурсы у своей жертвы, это действие негативно влияет на благополучие всей группы в целом. Это делает такое поведение эволюционно невыгодным в долгосрочном плане.

Помоги ближнему

Обнаружив этот факт, Гаврилец проверил, как изменятся результаты моделирования, если в конфликт между двумя индивидами будут вмешиваться другие члены стаи. В случае, когда "хулиган" нападал на слабого члена стаи, остальные приматы могли вступить в коалицию с жертвой, объединяя силы и ресурсы. За свою помощь участники коалиции получают часть ресурсов, которые планировать отнять "агрессор".

По словам математика, при некоторых условиях - большой цене конфликта и высокой эффективности коалиции в группе развивается новая модель поведения. Автор характеризует ее как "помогай другому, если помощь осуществима".

Данная стратегия в несколько раз снизила разницу в количестве ресурсов между самыми слабыми и сильными членами группы и благотворно повлияла на ее способность к выживанию.

Как полагает Гаврилец, вполне возможно, что данная форма поведения развилась естественным путем в ходе эволюции человека на генетическом уровне и лишь потом была закреплена в виде социальных и психологических норм поведения.