Биологи нашли гормон, превращающий стволовые клетки в нейроны

Диагноз, которого нет (168)
© Cambray et al. Нервные клетки, выращенные при помощи гормона активина из стволовых клеток мышиНервные клетки, выращенные при помощи гормона активина из стволовых клеток мыши
Британские биологи обнаружили, что гормон активин управляет развитием клеток мозга в зародыше мыши и может превращать "заготовки" нейронов из эмбриональных стволовых клеток в соединительные нервные клетки, пригодные для лечения эпилепсии, аутизма и шизофрении, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature Communications.

МОСКВА, 15 мая — РИА Новости. Британские биологи обнаружили, что гормон активин управляет развитием клеток мозга в зародыше мыши и может превращать "заготовки" нейронов из эмбриональных стволовых клеток в соединительные нервные клетки, пригодные для лечения эпилепсии, аутизма и шизофрении, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature Communications.

За последние два десятилетия биологи научились превращать стволовые клетки во "взрослые" ткани костей, мускулов, кожи и нервной системы. Культуры "стволовых" нейронов могут стать лекарством от болезней Альцгеймера, Паркинсона и других нейродегенеративных заболеваний. Для получения таких культур ученые пытаются выделить из стволовых клеток биологически активные молекулы, заставляющие их превращаться в различные типы нервных клеток.

Группа биологов под руководством Тристана Родригеза (Tristan Rodriguez) из Имперского колледжа Лондона (Великобритания) обнаружила, что одним из таких веществ является активин — гормон роста, управляющий менструальным циклом женщин и сперматогенезом мужчин, а также влияющий на множество других процессов в организме человека и животных.

Родригез и его коллеги заметили, что будущий мозг зародыша мыши содержит в себе множество клеток, выделяющих и поглощающих молекулы активина. Ученые вырастили несколько зародышей грызунов из эмбриональных стволовых клеток и извлекли из них клетки-предшественники нейронов.

Биологи обработали полученную культуру "заготовок" нейронов при помощи активина и проследили, как будут вести себя клетки через несколько дней после добавления гормона.

По словам ученым, появление небольшого количества активина привело к превращению практически всех предшественников нервных клеток так называемого типа Nestin в соответствующие им взрослые нервные клетки. Другие виды "заготовок" нейронов не прореагировали на появление гормона и не развивались в полноценные нервы.

Убедившись в действенности гормона, исследователи изучили его действие, непрерывно наблюдая за состоянием культуры клеток в течение суток. Как утверждают авторы статьи, активин начинает действовать уже через шесть часов после появления его молекул в питательной жидкости — к этому моменту часть "заготовок" уже успела превратиться в "взрослые" нервные клетки.

Данные клетки обладали всеми свойствами нормальных нейронов и по своим электрофизическим характеристикам ничем не отличались от них. Кроме того, добавление активина заставляло нейроны "запомнить" свою будущую роль и передвигаться в ту часть развивающегося мозга, где они должны находиться в организме новорожденного детеныша и взрослой особи.

Авторы статьи проверили жизнеспособность новых нейронов, вставив их в двигательную кору мозга мыши. Через месяц нервные клетки успешно интегрировались в мозг грызуна, исполняя роль вставочных нейронов, повреждение которых является одной из причин аутизма, шизофрении и эпилепсии.

Затем биологи попытались провести аналогичные эксперименты с человеческими стволовыми клетками, полученными из эмбрионов и из "перепрограммированных" клеток соединительной ткани. Во всех случаях клетки вели себя так же, как и "заготовки" нейронов мыши.

Родригез и его коллеги полагают, что их методика управления развитием стволовых клеток поможет медикам разработать терапии, позволяющие излечить некоторые нейродегенеративные заболевания.