Астрономы поймали эхо взрыва "фальшивой" сверхновой середины 19 века - РИА Новости, 15.02.2012

Астрономы поймали эхо взрыва "фальшивой" сверхновой середины 19 века

© Фото : Wikipeidia.org, Nathan Smith (University of California, Berkeley), and NASAТуманность в районе псевдосверхновой эты Киля, полученная орбитальным телескопом "Хаббл"
Туманность в районе псевдосверхновой эты Киля, полученная орбитальным телескопом Хаббл
Световое эхо взрыва Эты Киля - "фальшивой" сверхновой, которая вспыхнула и быстро погасла на ночном небосводе в середине 18 века, свидетельствует о том, что общепринятые модели образования аналогичных псевдосверхновых оказались ошибочными, заявляют американские, британские и чилийские астрономы в статье, опубликованной в журнале Nature.

МОСКВА, 15 фев - РИА Новости. Световое эхо взрыва Эты Киля - "фальшивой" сверхновой, которая вспыхнула и быстро погасла на ночном небосводе в середине 19 века, свидетельствует о том, что общепринятые модели образования аналогичных псевдосверхновых оказались ошибочными, заявляют американские, британские и чилийские астрономы в статье, опубликованной в журнале Nature.

Световое эхо представляет собой особое астрономическое явление, аналогичное по своей сути обычному звуковому эху. В некоторых случаях лучи света, возникшие в результате мощной вспышки новой или сверхновой, долетают до некоторого объекта и отражаются от него в обратном направлении. В результате эхо от вспышки прибывает к наблюдателю гораздо позже, чем произошло само событие.

Группа астрономов под руководством Армина Реста (Armin Rest) из Института космического телескопа в городе Балтимор (США) изучила световое эхо от события, которое считается первым примером так называемых "фальшивых", или псевдосверхновых - вспышки Эты Киля в апреле 1843 году.

Звезда Эта Киля (n Carinae) известна своей необычной историей. Впервые светило было отмечено на карте неба английским астрономом Эдвундом Галлеем в 1677 году. На протяжении 18 века и начала 19 века яркость этой звезды периодически увеличивалась или уменьшалась. В 1827 году ее яркость начала быстро расти, достигнув максимума в апреле 1843 года, когда звезда затмила все остальные светила на небосводе, кроме Сириуса, который приблизительно в тысячу раз ближе к Земле, чем Эта Киля.

По словам Реста и его коллег, вспышка Эты Киля больше всего напоминает взрыв очень тусклой сверхновой с особыми спектральными характеристиками. Тем не менее, феномен сверхновой не является, так как породившая ее звезда осталась на месте. Механизм этого явления пока не совсем ясен. Считается, что псевдосверхновые вспыхивают в результате сброса внешних оболочек звезды в тот момент, когда световое давление внутри светила превышает максимально возможное значение - так называемый предел Эддингтона.

Во время "взрыва" псевдосверхновой цвет ее излучения может сильно отличаться от того, который был характерен для свечения звезды в период затишья. Классическая теория фальшивых сверхновых объясняет это тем, что во время вспышки активности "оторванная" внешняя оболочка светила загораживает собой холодный синий свет звезды и придает ему теплый желтоватый или красноватый оттенок.

Авторы статьи проверили данное положение теории на практике, изучив спектральные особенности светового эха вспышки Эты Киля. Для этого ученые собрали множество снимков звезды в разные периоды времени за последние восемь лет, сравнили более поздние изображения с самыми первыми снимками и удалили с фото все совпадающие элементы.

Оставшиеся яркие пятна на снимках и представляли собой эхо от вспышки Эты Киля в середине 19 века. К удивлению ученых, оторванные оболочки светила были слишком холодными: их температура составляла лишь 5 тысяч градусов Кельвина вместо положенных 7 тысяч (для реализации классического сценария).

Таким образом, это астрономическое событие и другие фальшивые сверхновые представляют собой особый класс феноменов, природа которого стала еще менее понятной ученым. Рест и его коллеги полагают, что их экспериментальные данные помогут проверить альтернативные модели, которые ранее не рассматривались среди широкого круга астрономов.