Астрономы нашли две рекордно тяжелые черные дыры

/

МОСКВА, 5 дек - РИА Новости. Американские астрономы обнаружили сразу две рекордно тяжелые сверхмассивные черные дыры в галактиках NGC 3842 и NGC 4889; их масса на треть больше, чем у предыдущего чемпиона-"супертяжеловеса" - черной дыры в галактике M87, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

Считается, что в центре большинства массивных галактик существует, по крайней мере, одна сверхмассивная черная дыра. Причины образования этих объектов пока не совсем ясны. Наблюдения за искривлением пространства вокруг них позволяют говорить о том, что типичная масса сверхмассивных черных дыр находится в диапазоне от миллиона до нескольких миллиардов масс Солнца. Наиболее массивным объектом такого рода является черная дыра в центре галактики М87, которая расположена на расстоянии в 53 миллиона световых лет в созвездии Девы.

Николас Макконнелл (Nicholas McConnell) из Калифорнийского университета в Беркли (США) и его коллеги открыли сразу два объекта, претендующих на титул самой тяжелой сверхмассивной черной дыры.

Первый из них находится в галактике NGC 3842 в созвездии Льва и удален от нас на 320 миллионов световых лет. Вторая черная дыра была открыта в галактике NGC 4889, которая принадлежит к сверхскоплению Волосы Вероники в одноименном созвездии. Расстояние между этой галактикой и нашей планетой составляет примерно 335 миллионов световых лет.

Коллектив астрономов под руководством Макконнелла "взвесил" найденные черные дыры, измеряя яркость и скорость движения звезд в центре этих скоплений. Для этого ученые сделали множество снимков при помощи спектрографов и других инструментов орбитальной обсерватории "Хаббл", гавайской наземной обсерватории имени Кека и прочих наземных телескопов.

При помощи снимков ученые проследили за тем, в какую сторону и с какой скоростью двигаются звезды в 82 различных точках в галактике NGC 3842, и в 63 точках - в скоплении NGC 4889. Затем астрономы вычислили, с какой силой притягивает звезды черная дыра в центре каждой галактики и, через эту силу, - массу самих "тяжеловесов".

По расчетам исследователей, масса первого объекта достигает рекордных 9,7 миллиарда масс Солнца - на 3,4 миллиарда солнечных масс больше, чем черная дыра в галактике М87. Вторая черная дыра может быть еще больше - ее минимальный вес составляет 9,8 миллиарда, а максимальный - 27 миллиардов солнечных масс.

Как отмечается в статье, такие показатели несколько выше тех, что предсказывают современные теории, увязывающие массу черной дыры с совокупной массой центральной части галактики - балджа. Ученые полагают, что накопившиеся данные по массе особо крупных "тяжеловесов" должны убедить других астрономов пересмотреть теоретические предсказания.

Кроме того, открытие предоставляет новые свидетельства в пользу того, что сверхмассивные черные дыры такой массы зарождаются исключительно в гигантских эллиптических галактиках, которые находятся в центре больших галактических скоплений.

По всей видимости, формирование и жизнь "тяжеловесов" идет по другому сценарию, отличному от летописи жизни обычных сверхмассивных черных дыр. Это могло бы объяснить то, почему светимость и другие характеристики "чемпионов" значительно ниже, чем у их менее грузных конкурентов, заключают ученые.