Астрономы заглянули в "звездные ясли" в туманности в созвездии Киля

© ESO/APEX/T. Preibisch et al. (Submillimetre); N. Smith, University of Minnesota/NOAO/AURA/NSF (Optical)Комбинированное изображение туманности Киля, с учетом инфракрасного, оптического и ультрафиолетового диапазонаКомбинированное изображение туманности Киля, с учетом инфракрасного, оптического и ультрафиолетового диапазона

МОСКВА, 16 ноя - РИА Новости. Международная команда астрономов составила карту облаков молекулярного водорода и оценила их размеры и массы в гигантских "звездных яслях" в туманности в созвездии Киля при помощи снимков, полученных миллиметровым радиотелескопом APEX, сообщает пресс-служба Европейской южной обсерватории (ESO).

Группа ученых под руководством Томаса Прайбиша (Thomas Preibisch) из Астрономической обсерватории Мюнхенского университета (Германия) нашла в туманности Киля не только облака, но и большое количество молодых и только формирующихся звезд, чья совокупная масса приближается к 25 тысячам солнечных.

О своем открытии ученые отчитались в статье, принятой к публикации в журнале Astronomy & Astrophysics.

Эта туманность находится в созвездии Киля в южном небесном полушарии на расстоянии в 7,5 тысячи световых лет от Земли. Она содержит в себе множество молодых и очень горячих звезд. Многие районы этого участка космоса закрыты от нашего взора густыми облаками холодной космической пыли. Миллиметровые и субмиллиметровые телескоп APEX и строящаяся обсерватория ALMA позволяют рассмотреть то, что прячется за этим толстым "одеялом".

Прайбиш и его коллеги использовали широкоугольную тепловую камеру LABOCA в составе телескопа APEX для изучения структуры туманности Киля и для анализа того, как молодые звезды-гиганты внутри молекулярных облаков газа влияют на формирование других звезд.

Высокая разрешающая способность камеры позволила ученым составить карту туманности с разрешением в 0,65 световых лет на пиксель - в два раза подробнее предыдущих исследований. Большую часть карты занимают облака космической пыли и холодного межзвездного газа. По расчетам ученых, их общая масса составляет примерно 60 тысяч солнечных. На долю таких объектов приходится 94% инфракрасного излучения, тогда как звезды испускают около 6% инфракрасных лучей с длиной волны в 870 микрометров.

Размеры и масса облаков в туманности сильно разнятся: здесь существуют как малые скопления материи массой в 2-3 Солнца, так и огромные объекты с массой до 15 тысяч солнечных.

Учитывая ранее открытые газопылевые облака в туманности Киля, совокупный вес "инертной" материи в этом уголке Вселенной составляет около 140-280 тысяч масс Солнца. Ученые предполагают, что большая часть газа в туманности находится в молекулярной форме. С другой стороны, APEX и LABOCA зафиксировали следы атомарного водорода, совокупная масса которого может доходить до 50% от массы туманности.

Несмотря на большое количество молодых звезд, только 10% от общей массы газа могут быть задействованы в процессах звездообразования, однако эта доля может увеличиться с рождением новых звезд и смертью старых светил. Астрономы приводят в пример яркую звезду Эта Киля, которая превратится в сверхновую, и ее взрыв "перемешает" близлежащие облака газа примерно через миллион лет.

При этом новое поколение звезд будет намного меньше своих предшественников из-за относительно небольших масс ныне существующих газопылевых облаков в туманности Киля.

Радиотелескоп APEX был построен в 2005 году в пустыне Атакама (Чили) на высоте 5,1 тысячи метров над уровнем моря для изучения холодных и малоизлучающих объектов дальнего космоса. Их сложно наблюдать при помощи большинства наземных радиотелескопов, так как водяной пар в земной атмосфере поглощает радиоизлучение из космоса. Большая высота над уровнем моря и сухой воздух Атакамы позволяет ученым проводить такие исследования.