"Денисовский человек" больше всего "наследил" в геноме азиатов

Жители стран Юго-Восточной Азии и южной части Китая получили больше всего по сравнению с остальными людьми генов от "денисовцев" - недавно открытой археологами разновидности древних людей, отделившихся от общего древа человечества 400-800 тысяч лет назад, сообщают шведские палеонтологи.

МОСКВА, 1 ноя - РИА Новости. Жители стран Юго-Восточной Азии и южной части Китая получили больше всего по сравнению с остальными людьми генов от "денисовцев" - недавно открытой археологами разновидности древних людей, отделившихся от общего древа человечества 400-800 тысяч лет назад, сообщают шведские палеонтологи в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Российские и европейские археологи под руководством немецкого ученого Сванте Паабо (Svante Paabo) в 2010 году обнаружили в Денисовой пещере в Алтайском крае останки нового вида людей, которые населяли Южную Сибирь и Среднюю Азию. Этот вид предков людей сосуществовал с неандертальцами и предтечами современных людей.

В декабре 2010 года сделавшие находку исследователи восстановили геном этих людей и сравнили его с ДНК современных людей и неандертальцев. Они выяснили, что "денисовский человек" больше всего "наследил" в геномах современных полинезийцев и жителей некоторых островов Малайского архипелага. В августе 2011 года ученые под руководством Питера Пархэма (Peter Parham) из Стэнфордского университета в США выяснили, что "денисовцы" и неандертальцы передали предкам современных европейцев гены, отвечающие за работу иммунной системы.

Археологи могут определить IQ древнего человека по его личным вещам

Ученые Понтус Скоглунд (Pontus Skoglund) и Маттиас Якобссон (Mattias Jakobsson) из университета Упсалы (Швеция) сравнили геномы современных людей с восстановленной ДНК древних людей и построили несколько компьютерных моделей, описывающих путь миграции предков современного человека и их встреч с "денисовцами".

Шведские ученые предположили, что даже самые легкие генетические "следы" "денисовцев" можно обнаружить, если проследить за однонуклеотидными полиморфизмами - отличиями в ДНК в одну "букву"-нуклеотид - в геномах современных азиатов и в восстановленной ДНК "пещерных людей".

В результате сравнения получились два блока данных, один из которых содержал информацию о сходстве между современным и "денисовским" человеком, а во втором были совпадающие участки в геномах неандертальцев и "денисовцев". Сравнение этих блоков подтверждает гипотезу Паабо, согласно которой человечество можно разделить на три группы: полинезийцев, чернокожих аборигенов Африки и жителей остальной части мира.

Затем палеонтологи сопоставили место обитания современных людей и сходство их геномов с "денисовским". Оказалось, что две популяции из трех - океаническая и неафриканская - содержали в себе "следы" "денисовцев". При этом количество и "глубина" следов в геномах жителей Европы, Азии и аборигенов Северной и Южной Америки заметно отличалась, что не зафиксировали Паабо и его коллеги.

По оценкам исследователей, больше всего генов получили жители Восточной и Юго-Восточной Азии. Европейцы и люди с Ближнего Востока и Средней Азии были в меньшей степени родственны "денисовцам", а африканские аборигены, по всей видимости, не вступали в контакт с этим видом "пещерных людей".

Ученые предполагают, что первые контакты между денисовской культурой и племенами азиатских кроманьонцев произошли примерно 30 тысяч лет назад, после миграции будущих предков индейцев в Северную Америку. Это подтверждается тем, что в индейцы примерно так же далеки от денисовцев, как и европейцы.

Самые близкие "родственники" "денисовцев", помимо папуасов и прочих океанических народов, проживают на территории южного Китая и стран Юго-Восточной Азии. Из них ближе всего к "денисовскому человеку" народность И (Yi Zu), проживающая в южных провинциях Китая. Представители этой этнической группы оказались чуть ближе к "денисовцам" по сравнению с некоторыми океаническими народностями - в частности, папуасами с острова Бугенвиль в составе Соломоновых островов.

Используя полученные данные, Скоглунд и Якобсон построили несколько моделей расселения людей по всему Старому Свету, в которых учитывался или игнорировался контакт предков современных людей-"мигрантов" из Африки с местными аборигенами - неандертальцами и "денисовцами". Моделирование подтвердило, что современный "разброс" генов мог возникнуть только в том случае, если предтечи кроманьонцев скрещивались с "денисовцами" и неандертальцами.