Сменить фон

Астрономы впервые сделали снимок новорожденной планеты

© Фото : Kraus & IrelandРекордно молодая планета LkCa 15 bРекордно молодая планета LkCa 15 b
Подпишись на ежедневную рассылку РИА Наука

Спасибо за подписку

Пожалуйста, проверьте свой e-mail для подтверждения подписки

МОСКВА, 19 окт - РИА Новости. Астрономы впервые смогли получить прямые изображения "новорожденной" планеты, которая еще не завершила процесс формирования, говорится в статье ученых, принятой к печати Astrophysical Journal.

Адам Краус (Adam Kraus) из Гавайского университета (США) и Майкл Айрленд (Michael Ireland) из Австралийской астрономической обсерватории открыли планету LkCa 15 b у звезды LkCa 15, расположенной в 450 световых годах от Земли в созвездии Тельца.

Ранее у этой молодой и похожей на Солнце звезды - ее возраст составляет около 2 миллионов лет - был обнаружен пылевой диск общей массой около 55 масс Юпитера. В 2007 году астрономы, исследуя инфракрасный спектр этого диска обнаружили в нем "провалы". Самых горячих частиц в диске просто не было - а значит на некотором расстоянии от звезды диск обрывался. Расчистить эту зону от пыли и газа могло излучение самой звезды, но, с другой стороны, это могли сделать и планеты.

Положение системы LkCa 15 на звездном небе

Краус и Айрленд провели наблюдения LkCa 15 с помощью телескопа обсерватории Кека с диаметром зеркала 10 метров. Используя технику масочной интерферометрии они смогли "выключить" яркий свет звезды и получить изображение ее окрестностей. В результате на снимке в середине разрыва в пылевом диске они увидели голубую точку - формирующуюся планету. Ее масса примерно в шесть раз больше массы Юпитера, она находится на расстоянии 15,7 астрономических единиц от своего солнца и делает один оборот вокруг него за 40 тысяч суток.

"LkCa 15b - самая молодая планета из всех найденных, она примерно в пять раз моложе прежних рекордсменов. Этот юный газовый гигант образуется из пыли и газа", - говорит Краус, слова которого цитируются в сообщении обсерватории Кека.

Астрономы определили, что вокруг планеты также имеется кольцо пыли, что подтверждает тот факт, что планета находится в стадии формирования.

Ученые отмечают, что это открытие может значительно улучшить наше понимание процессов эволюции планетных систем.

Краус и Айрлэнд сделали свое открытие в самом начале своего широкомасштабного исследования 150 молодых звезд, обладающих пылевыми дисками. Они планируют провести более тщательное изучение этой системы, надеясь найти более интересные объекты, нежели одна единственная планета.