В созвездиях Персея и Змееносца найдены "склады" коричневых карликов

© Фото : ESO/L. CalçadaПара рекордно холодных коричневых карликов CFBDSIR 1458+10Пара рекордно холодных коричневых карликов CFBDSIR 1458+10

МОСКВА, 12 окт - РИА Новости. Группа астрономов нашла в созвездиях Персея и Змееносца более 20 новых коричневых карликов, звезд-"неудачников", причем один из них всего в шесть раз тяжелее Юпитера, статьи ученых опубликованы в журнале Astrophysical Journal.

Группа Рэя Джайявардханы (Ray Jayawardhana) из университета Торонто с помощью телескопов Subaru и VLT (Very Large Telescope) исследовала туманности NGC 1333 и Ро Змееносца. Первая находится примерно в тысяче световых лет от Земли в созвездии Персея, а вторая - в 400 световых годах в созвездии Змееносца.

Ученые искали коричневые карлики - "несостоявшиеся звезды", которые были впервые обнаружены в 1995 году. Это класс объектов массой менее 7% массы Солнца (около 70 масс Юпитера). Обычные звезды, обладающие достаточной массой и плотностью, светят благодаря идущей в их недрах термоядерной реакции - чаще всего, превращения водорода в гелий. Однако коричневые карлики не обладают массой, достаточной для начала реакции, постепенно угасают и охлаждаются. Во многих отношениях коричневые карлики похожи на планеты-газовые гиганты, такие, как Юпитер и Сатурн.

Среди обнаруженных исследователями коричневых карликов есть звезда-"неудачник" массой всего около шести масс Юпитера. Как заявляют ученые, это один из самых маленьких объектов своего класса.

"По массе этот карлик сопоставим с планетами-гигантами, однако он не обращается вокруг звезды. Как именно он образовался, пока остается загадкой", - сказал соавтор одного из исследований Алекс Шольц (Aleks Scholz), которого цитирует пресс-служба канадского университета.

Самый холодный из известных на данный момент коричневых карликов, CFBDSIR J1458+1013B, имеет массу от шести до 15 масс Юпитера и температуру около 370 градусов Кельвина (плюс-минус 40 градусов) - это составляет всего около 98 градусов Цельсия.

Кроме самого "легкого" карлика, ученые нашли еще несколько похожих "неудавшихся" звезд массой ниже 20 масс Юпитера. Исследователи отмечают, что одна из туманностей, NGC 1333, оказалась неожиданно "богатой" такими звездами - их там лишь наполовину меньше, чем "нормальных". "Неудачники" в туманности образуют достаточно плотное скопление радиусом около одного парсека, или 3,26 светового года.

"Коричневые карлики встречаются в NGC 1333 чаще, чем в других молодых звездных скоплениях. Эта разница может указывать на то, как разные условия среды влияют на их образование", - отметила соавтор одного из исследований Коралика Музиц (Koraljka Muzic).