Древняя Земля не была стопроцентной "ледышкой", установили ученые - РИА Новости, 05.10.2011

Древняя Земля не была стопроцентной "ледышкой", установили ученые

МОСКВА, 5 окт - РИА Новости. Существующая версия гипотезы "белой Земли", согласно которой планета в течение нескольких десятков миллионов лет была покрыта сплошным слоем льда, не подтверждается данными о древнем климате - такая Земля-"ледышка" просто не смогла бы потом оттаять, считают авторы статьи, опубликованной в журнале Nature.

Гипотеза "белой Земли", или Земли-"снежка" (snowball Earth) предполагает, что в один из периодов неопротерозойской эры, примерно 625-850 миллионов лет назад, планета "промерзла" вплоть до экватора. Существуют разные версии этой гипотезы - от "слякотной", по которой океан у экватора оттаивал, по крайней мере, на несколько месяцев в году, до "ледышки", когда льдом была покрыта абсолютно вся земная поверхность.

По "суровой" версии гипотезы, которая считается относительно менее вероятной, впоследствии Земля смогла быстро оттаять благодаря масштабному выбросу в атмосферу накопленного CO2 вулканического происхождения. Предыдущие исследования давали оценки концентрации углекислого газа в то время в 20-90 тысяч частей на миллион по объему - это в 50-225 раз больше сегодняшнего показателя.

Пьерре Сансхофре (Pierre Sansjofre) из университета Сан-Паулу и его коллеги исследовали образцы осадочных пород, сформировавшихся в период после масштабного оледенения, которые были собраны на западе Бразилии. Изотопный анализ этих пород, а также альтернативная интерпретация результатов анализа других образцов позволили ученым сделать вывод о том, что на самом деле концентрация CO2 была существенно ниже.

"Новые данные для бразильских карбонатов, а также предыдущие оценки для образцов того же периода, дают уровень концентрации CO2 ниже 3,2 тысячи частей на миллион по объему - и, возможно, даже сопоставимый с нынешними 400 частями", - пишут авторы статьи.

Таким образом, парникового эффекта от углекислого газа в атмосфере в тот период было недостаточно для того, чтобы "разморозить" полностью оледеневшую планету. Поэтому, заключают ученые, "суровая" версия гипотезы, скорее всего, не имеет под собой оснований, и оледенение Земли в неопротерозойскую эру было менее значительным, чем считалось.

Ранее группа ученых под руководством Фрэнсиса Макдональда (Francis Macdonald) опубликовала в журнале Science статью, в которой точно определила, когда именно в истории планеты реализовался сценарий "белой Земли": по их данным, примерно 716,5 миллиона лет назад оледенение достигло максимума, и океан был покрыт льдом даже на экваторе.