Астрономы зафиксировали гигантский шторм на "неудавшейся" звезде

Ураган на коричневом карлике 2MASS J2139+0220

МОСКВА, 12 сен - РИА Новости. Астрономы из Канады и США обнаружили в атмосфере коричневого карлика - "несостоявшейся" звезды, слишком холодной, чтобы на ней началась термоядерная реакция - признаки гигантского урагана, сила которого превышает любые атмосферные процессы на планетах.

Коричневые карлики или "несостоявшиеся звезды" были впервые обнаружены в 1995 году. Это класс объектов массой менее 7% массы Солнца (около 70 масс Юпитера). Обычные звезды, обладающие достаточной массой и плотностью, светят благодаря идущей в их недрах термоядерной реакции - чаще всего, превращения водорода в гелий. Однако коричневые карлики не обладают массой, достаточной для начала реакции, постепенно угасают и охлаждаются. Во многих отношениях коричневые карлики сходны с планетами-газовыми гигантами, такими, как Юпитер и Сатурн.

В статье, принятой к печати в журнал Astrophysical Journal, группа под руководством Жаклин Радиган (Jacqueline Radigan) из университета Торонто, описывают результаты 100-суточных наблюдений карлика 2MASS J2139+0220, расположенной на расстоянии 32.6 - 55.4 световых лет от Земли. Наблюдения проводились с помощью инфракрасной камеры, установленной на 2,5-метровом телескопе обсерватории Лас Кампанас в Чили.

Эта звезда относится к спектральному классу T, в спектре которых присутствуют линии метана (CH4), угарного газа (CO) и даже воды. Температура поверхности звезд этого класса составляет лишь 700-1300 кельвинов (428-1028 градусов Цельсия).

"Мы обнаружили, что яркость этой звезды колебалась на 30% каждые восемь часов. Наилучшее объяснение этому факту состоит в том, что более яркие и менее яркие области на поверхности звезды попеременно оказываются в поле нашего зрения по мере вращения коричневого карлика вокруг своей оси", - говорит Радиган.

По мнению ученых, наличие таких темных и светлых пятен может быть свидетельством присутствия в атмосфере звезды гигантских циклонов, напоминающих сильно увеличенную версию знаменитого Большого красного пятна на Юпитере.

Эти гигантские циклоны могут разгонять верхние слои облаков и открывать взору более глубокие и значительно более горячие слои атмосферы.

Согласно теоретическим моделям, облака в атмосфере коричневых карликов и планет-газовых гигантов формируются вокруг кремниевых и металлических пылинок.

Астрономы обнаружили, что вариации яркости меняются в течение недель и месяцев, что может свидетельствовать об изменении в облачном покрове карлика.

"Если мы измерим как быстро эти облачные образования меняются, мы сможем измерить скорость ветра в атмосфере и в конечном счете понять, как эти ветры возникают в атмосфере коричневых карликов и планет-гигантов", - говорит Радиган.