Мощный иммунитет современных людей оказался "подарком" неандертальцев - РИА Новости, 25.08.2011

Мощный иммунитет современных людей оказался "подарком" неандертальцев

© AP Photo / Martin MeissnerВнешний вид неандертальца, воссозданный учеными по обнаруженным костям
Внешний вид неандертальца, воссозданный учеными по обнаруженным костям

МОСКВА, 25 авг - РИА Новости. Большая часть генов иммунной системы человека, которые обеспечивают опознание враждебных микроорганизмов, наши предки унаследовали от неандертальцев и "денисовцев" - недавно открытой археологами разновидности древних людей, заявляют биологи в статье, опубликованной в журнале Science.

Российские и европейские археологи под руководством Сванте Паабо (Svante Paabo) из германского Института эволюционной антропологии Макса Планка в 2010 году обнаружили в Денисовой пещере (Алтайский край) останки нового вида людей, которые населяли Южную Сибирь и Среднюю Азию 48-30 тысяч лет назад.

Этот вид гоминин - предков людей - сосуществовал вместе с неандертальцами и предтечами современных людей и передал часть своих генов меланезийцам и предкам австралийских аборигенов.

Группа ученых под руководством Питера Пархэма (Peter Parham) из Стэнфордского университета в США обнаружила, что современные люди получили от денисовского человека и неандертальцев примерно половину генов в участке HLA (отвечает за "опознание" бактерий и вирусов в иммунных клетках). Этот участок состоит из трех "серий" A, B и С - наборов генов, отвечающих за сборку разных частей иммунной системы.

Пархэм и его коллеги сравнили геномы неандертальцев, "денисовцев" и представителей различных этнических групп и рас среди современных людей.

Они обнаружили, что серии HLA-A и HLA-C в геноме денисовского человека аналогичны тем, которые присутствуют в ДНК современных людей из всех регионов Старого Света, кроме Африки и Европы. Ученые отмечают, что этот участок не мог сохраниться в "человеческой" линии после разделения предков "денисовцев" и Homo sapiens 250 тысяч лет назад из-за высокой изменчивости HLA. Это означает, что предки современных людей приобрели данный фрагмент в результате межвидового скрещивания с денисовским человеком.

Такое же соответствие генов в HLA-A и HLA-C характерно для геномов современных европейцев и неандертальцев, и практически отсутствует в геноме африканцев. С другой стороны, как считают ученые, наличие "следов" генома неандертальцев в Африке говорит о том, что предки современных людей не только покидали "черный континент", но и возвращались туда.

По оценкам авторов статьи, гены иммунной системы "денисовцев" сохранились лучше всего среди папуасов и меланезийцев - 95%, а также среди жителей стран Восточной и Юго-Восточной Азии - 70%. Участок HLA в геноме современных европейцев как минимум наполовину состоит из "неандертальских" генов. Для сравнения, неандертальцы и "денисовцы" передали современным людям лишь 1-4% своего генома.

Ученые предполагают, что предки современных людей получили эти гены из-за особенностей их существования. Они жили небольшими мигрирующими группами, и линии тех, кто не вступал в близкие отношения с неандертальцами и "денисовцами", были обречены на вырождение из-за близкородственных браков.