Млекопитающие "потеряли" свою сумку 160 миллионов лет назад - ученые - РИА Новости, 24.08.2011

Млекопитающие "потеряли" свою сумку 160 миллионов лет назад - ученые

© Фото : Mark A. Klinger / Carnegie Museum of Natural HistoryJuramaia sinensis в привычных условиях обитания
Juramaia sinensis в привычных условиях обитания

МОСКВА, 24 авг - РИА Новости. Небольшое насекомоядное животное, населявшее леса юрского периода примерно 160 миллионов лет назад, вынашивало детенышей в своей утробе и стало "прабабкой" всех плацентарных млекопитающих, заявляют палеонтологи в статье, опубликованной в журнале Nature.

В составе млекопитающих выделяют три инфракласса - клоачные, к которым относятся утконосы и ехидны, сумчатые и плацентарные, составляющие самую многочисленную группу. По современным представлениям, сумчатые и плацентарные млекопитающие разделились примерно 143-172 миллиона лет назад.

Группа ученых под руководством Чжэ-си Ло (Zhe-Xi Luo) из Музея естественной истории Карнеги в Питтсбурге (США) обнаружила окаменелые останки небольшого животного в геологическом пласте Тяоцзишань, в местности под названием Дасигоу (уезд Цзяньчан, провинция Ляонин). В июле 2011 года другая группа исследователей нашла в этом слое останки пернатого ящера Xiaotingia zhengi, который отобрал у археоптерикса звание самой древней протоптицы.

Новый ископаемый вид получил название Juramaia sinensis, что на латыни обозначает "юрская мать из Китая".

Скелет плацентарных млекопитающих приспособлен для вынашивания плода внутри тела. Благодаря этому палеонтологи могут определить, росло ли потомство того или иного ископаемого млекопитающего в сумке или в утробе матери. Кроме того, для каждого типа млекопитающих характерны свой "набор" зубов и особенности устройства черепа.

Несмотря на то, что от животного осталась лишь голова и передние лапы, его скелет очень хорошо сохранился. Ученые определили возраст окаменелости - 160 миллионов лет, - сравнив количество изотопов аргона в окружающих ее породах. Предыдущая "прабабка" плацентарных млекопитающих, Eomaia, была открыта Чжэ-си Ло и его коллегой Джоном Уайблом (John Wible) в 2002 году, ее возраст оценивался в 125 миллионов лет.

Как отмечают авторы статьи, открытие Juramaia позволяет сузить "окно" отделения плацентарных млекопитающих от сумчатых и яйцекладущих до 160-172 миллионов лет.

Масса животного, судя по размерам его черепа, не превышала 15-17 граммов. Оно питалось насекомыми и хорошо лазало по деревьям, о чем говорят ее зубы и лапы. Особенности анатомического устройства скелета и зубов Juramaia указывают на то, что "юрская мать" была одним из первых млекопитающих, которые перешли к внутриутробному развитию плода.

Ученые предполагают, что умение карабкаться по деревьям не только помогало этим животным выжить, но и предоставило им шанс занять пустующую экологическую нишу, так как ни мелкие динозавры, ни сумчатые млекопитающие не были приспособлены к "древесному" образу жизни.