Новый метод позволит безопасно расшифровать ДНК ребенка в утробе мамы

МОСКВА, 9 дек- РИА Новости. Ученые разработали метод безопасного анализа генома еще не родившегося ребенка с помощью анализа крови отца и матери, что может быть использовано для прогнозирования развития наследственных заболеваний. Об этом сообщается в статье исследователей, опубликованной в журнале Science Translation Medicine.

Существующие методы анализа генома ребенка, находящегося в утробе матери, подразумевают инвазивный метод отбора крови прямо от плода, что небезопасно и может привести к прерыванию беременности. Тем не менее, многие будущие родители согласны пойти на риск, желая выяснить, будет ли их ребенок обладать врожденными болезнями, связанными с ДНК.

Группа ученых во главе с Дэннисом Ло (Dennis Lo) из Китайского университета в Гонконге продемонстрировала возможность анализа генома будущего ребенка с помощью анализа крови матери и отца. Исследователи в своей работе использовали то обстоятельство, что кровообращение в организме матери протекает совместно с кровообращением плода, а потому в крови будущей мамы находятся клетки крови обоих организмов.

Обладая знаниями о геномах родителей до беременности женщины и расшифровав ДНК клеток, содержащихся в крови будущей матери уже после наступления беременности, ученые могут в буквальном смысле "вычесть" один геном из другого, или, используя более сложный статистический алгоритм, определить ДНК будущего новорожденного.

Ученые изучили геном будущего ребенка пары, имеющей в своих ДНК различные версии гена, который отвечает за выработку гемоглобина - молекулы, транспортирующей кислород. Оба будущих родителя обладали одной нормальной копией этого гена и одной дефектной. Если бы ребенок унаследовал обе дефектные копии от своих родителей (вероятность чего составляет 25%), это практически гарантированно привело бы к развитию у него так называемой бета-талассемии - потенциально смертельного наследственного заболевания, связанного с недостатком кислорода, фиксируемого клетками крови.

Выяснилось, что в крови беременной матери здоровая версия гена встречается чаще, чем до беременности. Это говорит о том, что ребенок также унаследовал здоровую копию гена и развитие болезни ему не грозит, даже несмотря на то, что от отца ему досталась дефектная копия.

Эти данные совпали с данными, полученными инвазивным методом расшифровки ДНК.

В своей публикации ученые продемонстрировали примерно 94% генома будущего ребенка, однако, по их заявлениям, данный метод позволяет полностью безопасно расшифровать ДНК плода еще до рождения.

Впрочем, авторы исследования признают, что их разработка еще далека от коммерческого применения. Эксперты же, мнение которых приводит интернет-издание Nature News, сходятся во мнении, что знания обо всем геноме будущего младенца избыточны - родителям и акушерам важно знать наверняка лишь вероятность развития тяжелых наследственных болезней.

Однако, по словам ученых, ситуация в корне изменится, когда современная клиническая медицина догонит развитие методик расшифровки ДНК и станет гораздо более персонализированной, чем сегодня.

Пройдите опрос, чтобы мы могли сделать сайт лучше