Космический телескоп "Уэбб" сможет обнаружить вулканы на экзопланетах

Подпишись на ежедневную рассылку РИА Наука

Спасибо за подписку

Пожалуйста, проверьте свой e-mail для подтверждения подписки

МОСКВА, 8 сен - РИА Новости. Вулканическая активность может быть обнаружена на планетах за пределами Солнечной системы с помощью телескопа "Джеймс Уэбб", считают астрофизики, предложившие методику поиска таких вулканов в статье, принятой к публикации в Astrophysical Journal.

Возможности современной астрофизики позволяют обнаруживать у других звезд экзопланеты - планеты, находящиеся за пределами Солнечной системы - и изучать их особенности. Ученых, в частности, интересует, существуют ли на экзопланетах вулканы и как их обнаружить. Ученые из Гарвард-Смитсоновского астрофизического центра разработали метод поиска следов вулканической активности на экзопланетах.

"Обнаружить действующий вулкан можно, зафиксировав значительное количество газов, выбрасываемых им. Используя телескоп "Джеймс Уэбб", мы сможем для самых близких звезд определить извержение вулканов, в 10-100 раз превышающих размер земных", - поясняет руководитель работы Лайза Калтенеггер (Lisa Kaltenegger).

Космический телескоп "Джеймс Уэбб" (James Webb Space Telescope, JWST) - орбитальная инфракрасная обсерватория, запуск которой запланирован НАСА на 2014 год. В задачи "Джеймса Уэбба" входит изучение формирования и развития галактик, звезд, планетных систем и происхождения жизни.

Астрофизики создали модель извержения экзопланетного вулкана, взяв за основу условия вулканической активности на Земле. Они установили, что диоксид серы, выделяемый в ходе извержения, может стать надежным свидетельством вулканической активности. Это вещество вулканы выбрасывают в больших количествах, к тому же, оно медленнее рассеивается.

В ходе извержения в 1991 года вулкана Пинатубо на Филиппинах в стратосферу Земли было выброшено почти 17 миллионов тонн диоксида серы. А самое мощное вулканическое извержение, зафиксированное в истории, индонезийского вулкана Тамбора в 1815 году, было в 10 раз сильнее.

"Извержение, подобное Тамборе, на Земле случается очень редко, но может чаще происходить на таких небесных телах, как спутник Юпитера Ио", - пояснил один из участников исследования Уэйд Хеннинг (Wade Henning).

Одним из наиболее эффективных методов поиска экзопланет является так называемый транзитный метод: ученые фиксируют снижение яркости звезды, возникающее при "затмении" - прохождении планеты по диску своей звезды. Этот способ, кроме того, позволяет обнаруживать химические вещества, присутствующие в атмосфере планеты.

Для этого нужно сравнить два спектра, один из которых получен в момент прохождения планеты перед звездой, а второй - когда планета скрывается за светилом. "Вычитая" второй спектр из первого можно получить чисто "планетный" спектр, с которым могут быть связаны линии тех или иных элементов и веществ.

Ранее ученым таким образом удавалось обнаруживать присутствие молекул воды и ряда других веществ. Таким же способом астрономы будут искать след вулканов - двуокись серы.