Астрономы предсказывают взрыв сверхновой через несколько миллионов лет

Астрономы обнаружили необычную звезду в двойной системе небесных тел, которая должна взорваться сверхновой или превратиться в нейтронную звезду через несколько миллионов лет.

МОСКВА, 4 сен - РИА Новости. Астрономы обнаружили необычную звезду в двойной системе небесных тел, которая должна взорваться сверхновой или превратиться в нейтронную звезду через несколько миллионов лет: наблюдение за этим объектом позволит не только подтвердить гипотезу о происхождении одного из типов сверхновых, но и уточнить параметры расширения Вселенной, уверены авторы исследования, опубликованного в журнале Science.

Впервые описанная в работе система звезд была обнаружена еще в 1997 году, когда астрономы зафиксировали некий объект вблизи яркой звезды HD 49798, испускающий рентгеновское излучение. Теперь группа ученых под руководством Сандро Мерегетти (Sandro Mereghetti) из Национального института астрофизики в Милане (Италия) с помощью космического многозеркального рентгеновского телескопа "Ньютон", запущенного на орбиту в 1999 году ЕКА совместно с НАСА, выяснила, что вокруг большой и яркой HD 49798 вращается вторая звезда - так называемый "белый карлик".

Этот тип звезд считается останками, ядрами "прогоревших" звезд, лишенных своего водородного "топлива". Однако обнаруженная командой Мерегетти звезда заметно отличается от всех до сих пор выявленных "белых карликов". Ее масса почти вдвое выше средней массы звезд аналогичного типа и составляет примерно 1,3 массы Солнца при том, что диаметр звезды едва превышает половину диаметра планеты Земля.

Необычные параметры звезды, определенные учеными с большой точностью, говорят о том, что звезда находится в переходном состоянии, постоянно "перетягивая" часть звездного вещества со своего большого соседа и увеличивая за счет этого свою массу.

Этот эволюционный процесс, по мнению авторов публикации, должен завершиться через несколько миллионов лет, когда обнаруженный "белый карлик" наберет слишком большую массу и в результате взорвется сверхновой звездой или же наоборот сожмется в еще более плотное небесное тело - нейтронную звезду.

Взрывы сверхновых - очень яркие события во Вселенной, с помощью которых можно определить многие расстояния между объектами и рассчитать параметры ее расширения. Если земляне доживут до этих дней, то взрыв "белого карлика" будет виден им в виде яркой звезды на небе, не исчезающей даже в светлое время суток.

"Это уникальная находка, сравнимая со всемирно известным археологическим открытием - Розеттским камнем, позволившим в 1799 году впервые расшифровать загадочные древнеегипетские письмена. Она позволит нам рассчитать эволюцию этого "белого карлика" в прошлом, предсказать, каким будет его развитие в будущем и доказать, что именно взрывы "белых карликов" являются основным источником сверхновых звезд типа Ia во Вселенной", - сказал Мерегетти, слова которого приводит пресс-служба Европейского космического агентства.