Почесывание при зуде блокирует активность нейронов спинного мозга

МОСКВА, 6 апр - РИА Новости. Почесывание при зуде может снизить активность нейронов спинного мозга, которые участвуют в процессе передачи импульсов о зуде головному мозгу, говорится в исследовании, опубликованном в журнале Nature Neuroscience.

Выводы ученых позволяют не только лучше понять причины возникновения зуда, но и, возможно, разработать новые медикаменты для его ослабления, становящегося невыносимым в случае многих хронических заболеваний.

Подобное нестерпимое чувство зуда часто сопутствует развитию неизлечимых болезней - различных форм рака, СПИДа или возникает как побочный эффект при постоянном приеме некоторых лекарств.

Несмотря на то, что людям давно известно, что почесывание способно ослабить чувство зуда, физиологические основы этого механизма остаются не изученными до сих пор. До самого последнего времени ученые знали только, что при возникновении зуда в передаче нервных импульсов в мозг участвует особая группа нейронов спинного мозга, образующих так называемый спинно-бугорный путь и идущих от основания грудной клетки непосредственно к головному мозгу.

Гленн Джизлер (Glenn Giesler), нейрофизиолог из Университета Миннесоты в Миннеаполисе (США), и его коллеги в экспериментах с обезьянами показали, что почесывание при чувстве зуда способно блокировать активность этой группы нейронов, в то время как в нормальном состоянии такой эффект не наблюдается.

В своем эксперименте с длиннохвостыми макаками ученые поместили электроды для измерения электрической активности непосредственно в пучок этих нейронов. После этого, поместив на одну из задних конечностей вещество, вызывающее чувство зуда, ученые заметили резкое усиление электрических нервных сигналов.

Исследователи смогли наблюдать, как почесывание лап животных после такого возбуждения позволяло резко снизить активность нервных тканей. При этом почесывание при отсутствии зуда, напротив, приводило к увеличению активности нейронов спинного мозга.

"Как будто спинной нервный узел обладает собственным мозгом, который позволяет ему решать, когда под воздействием почесывания возбуждаться, а когда резко снижать активность", - приводит слова Джизлера агентство Reuters.

Авторы исследования надеются, что им удастся выявить сигналы, определяющие то или иное состояние спинно-бугорного пути, которые можно будет воспроизвести искусственно с помощью медикаментов и тем самым облегчить участь многих больных.