Главной причиной вымирания видов на Земле были колебания уровня океана

Новое исследование показывает, что именно падения и подъемы уровня мирового океана являются главной причиной периодического массового вымирания животных за последние 500 миллионов лет.

МОСКВА, 18 июн - РИА Новости. Эпизоды массового вымирания живых существ на Земле были связаны со значительными колебаниями уровня мирового океана. Такой вывод сделал палеонтолог из американского Университета Висконсин-Мэдисон Шенен Петерс (Shanan Peters) в статье, опубликованной в журнале Nature.

Ранее в числе возможных причин массового исчезновения множества видов живых существ ученые называли последствия падения гигантских метеоритов и частые извержения вулканов, что приводило к похолоданию. Однако подобные события могли объяснить лишь часть из них.

Новое исследование показывает, что именно падения и подъемы уровня мирового океана являются главной причиной периодического массового вымирания за последние 500 миллионов лет.

"Наступления и отход океана оказывали значительное и глубокое влияние на жизнь на Земле", - говорит Петерс, слова которого приводятся в сообщении Национального научного фонда США.

С момента появления жизни на планете - 3,5 миллиарда лет назад, ученые насчитали в общей сложности 23 случая массового вымирания живых организмов. За последние 540 миллионов лет было пять хорошо описанных подобных случаев, в первую очередь коснувшихся морской флоры и фауны - 75-95% видов морских организмов исчезли.

"Падения небесных тел в большинстве случаев не связаны со случаями массового исчезновения видов. Существуют также исследования вулканизма, однако некоторые извержения вызывают случаи вымирания, но многие - нет", - говорит Петерс.

Он изучил два главных типа морской среды и соответствующие им типы отложений, один из которых образовался в результате эрозии суши, а другой сформировался из карбоната кальция - остатков моллюсков и других подобных им организмов.

"Физические различия между этими двумя типами морской среды имеют важные биологические последствия", - отмечает ученый, указывая на различия в стабильности, температуре, доступности питания и солнечного света в этих типах сред.

По словам Петерса, в течение сотен миллионов лет мировой океан расширялся и отступал в ответ на сдвиги тектонических плит и изменения климата. В истории планеты были периоды, когда громадные просторы континентов затоплялись мелководными морями, что приводило к распространению таких видов, как гигантские акулы и мозазавры.

Когда эти надконтинентальные моря высыхали, эти виды животные вымирали, а условия морского шельфа, где существовало огромное разнообразие видов живых существ, таких как моллюски и улитки, также изменились.

Новое исследование не исключает других факторов, влияющих на исчезновение видов, в частности, вулканических извержений, падений метеоритов, болезней и конкуренции среди видов. Однако оно выявляет общую причину большинства случаев вымирания, отмечает ученый.

Климат Preview