Религиозные праздники 15 января

15 января православные верующие чтут память преподобного Серафима Саровского.

Преподобный Серафим Саровский

Летом 1903 года произошло беспрецедентное для Синодального периода истории Русской православной церкви событие — обретение мощей и торжественная канонизация преподобного Серафима Саровского, в которой участвовали до трехсот тысяч паломников, священников, архиереев и государь император с семьей и свитой.

Между тем, начиная с петровских времен, Синод был крайне скуп на канонизации – первая после его учреждения в 1721 году произошла только при Елизавете Петровне: в 1757 году был причислен к лику святых митрополит Димитрий Ростовский. А всего до 1894 года Синод канонизировал для общецерковного почитания 12 уже и так всенародно почитаемых святых и примерно столько же местночтимых.

Обер-прокурор Синода Мелиссино еще в 1767 году предлагал законодательным путем "очистить церковь от притворных чудес и суеверий касательно мощей и икон… отменить множества в поздние времена сочиненных стихир, канонов, тропарей и пр., отменить многие излишние праздничные дни; вместо вечерен и всенощных назначить краткие моления".

Инициатором прославления преподобного Серафима Саровского был Николай II. Формально это было превышением власти — инициировать канонизацию имел право только Синод, но там специальная комиссия изучала этот вопрос с 1892 года и все никак не могла принять решение. И только после того как свое пожелание высказал царь, которого поддержал митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский), дело сдвинулось.

Императора впечатлила книга архимандрита Серафима (Чичагова) "Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря", написанная на основании собранных автором документальных свидетельств.

Основной письменный источник исторических сведений о старце Серафиме — его жизнеописание, составленное саровским иеромонахом Сергием, который с 1818 года собирал и записывал сохранившиеся в монастыре свидетельства его современников. Первое "Сказание о жизни и подвигах" Серафима Саровского вышло в 1841 году в Москве, а 1849 году иеромонах нижегородского Печерского монастыря Иоасаф, 13 лет проживший в Сарове послушником, издал еще более подробное житие. Наконец, в 1863 году по архивным документам Саровского монастыря и рассказам очевидцев было составлено самое полное изложение истории старца Серафима.

При этом народное почитание "батюшки Серафима" началось еще при его жизни, и даже официальные лица, противившиеся его официальной канонизации, не сомневались в его святости, как обер-прокурор Синода Победоносцев, который считал, что "Серафим действительно святой", но вмешательство царя в данном случае противоречит церковным канонам.

Так что, в 1903 году мало кто в России не знал историю Прохора Мошнина, родившегося 19 июля 1754 году в Курске в богатой купеческой семье, в 22 года совершившего  паломничество в Киево-Печерскую лавру, где старец Досифей благословил его принять постриг в Саровской пустыни, что он и исполнил после десятилетнего послушничества. Как, имея склонность к уединению, иеромонах Серафим стал жить в лесу в пяти километрах от монастыря, носил зимой и летом одну и ту же одежду, сам добывал себе пропитание в лесу, мало спал, строго постился, перечитывал Священное Писание и молился. Как люди, приходившие к нему за духовным советом, видели огромного медведя, которого старец кормил хлебом с рук. Как его хотели ограбить и покалечили разбойники, а Серафим, чудом выжив с поврежденным позвоночником,  когда их поймали, убедил их отпустить. Как на три года взял он на себя подвиг молчания, а вернувшись в монастырь, ушел в затвор, и только выйдя из него, восемь последних лет жизни стал принимать посетителей, получив, как сказано в житии, "дар прозорливости и исцеления от болезней". Как опекал Свято-Троицкий женский монастырь в Дивеево. И как скончался 2 января (15 января по новому стилю) в 1833 году в своей келье на коленях перед иконой во время молитвы.

Батюшку Серафима вся Россия знала в лицо — его икона была написана с прижизненного портрета, сделанного художником Серебряковым  за 5 лет до кончины старца.

И никому из сотен тысяч участников Серафимовских торжеств 1903 года и в голову не могло прийти, что меньше чем через десять лет мощи всенародно любимого святого будут не бережно и торжественно, с молитвой, вынуты из раки, чтобы крестным ходом перенести их на новое место поклонения, а варварски "изъяты" и увезены в Москву, в Музей религиозного искусства, а в храме, освященном во имя преподобного Серафима в 1914 году в Донском монастыре устроят один из первых в СССР крематориев. И лишь осенью 1990 года мощи святого случайно обнаружат в запасниках Музея истории Религии в Ленинграде.

Зимой 1991 года вторично обретенные мощи преподобного Серафима Саровского крестным ходом перенесли в Москву, а летом крестный ход с ними двинулся из Москвы в Дивеево, останавливаясь во всех городах и монастырях, встречавшихся на пути, чтобы тысячи паломников могли поклониться святыне. 1 августа, в день памяти преподобного, она вернулась во вновь открытый Дивеевский монастырь.

Календарь праздников
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена