"Словно никто и не исчезает": один день из жизни хосписа

© РИА Новости / Наталия ФедотоваВыступление Ансамбля солистов Московского Синодального хора в хосписе в ДегуниноВыступление Ансамбля солистов Московского Синодального хора в хосписе в Дегунино

МОСКВА, 15 июн — РИА Новости, Наталия Федотова. Помочь неизлечимо больному человеку при желании может каждый, для этого необязательно быть врачом. Корреспондент РИА Новости побывала в одном из столичных хосписов и побеседовала с работающими там волонтерами.

"Она очень любила ромашки"

"Первой пациенткой, с которой я познакомилась, была Елизавета. Я тогда только пришла волонтерить и немного стеснялась. Она сидела здесь, в холле. Поздоровалась со мной. Бывают такие лица… Она была вся в веснушках. Мне разрешили с ней погулять, и так завязалась наша дружба", — рассказывает координатор фонда "Вера" Ольга Терёшина.

 

Елизавета очень любила ромашки. Они росли вдоль забора, и Ольга, пока шла в хоспис, успевала набрать букет. "Вставала перед ней на колено и говорила: "Лиза, это вам". Она очень радовалась", — продолжает Ольга.

"Лиза пела в хоре, и ее коллектив приезжал к нам дважды. В последний раз она этого очень ждала. Позвонила мне на работу, но я была занята и сказала, что перезвоню попозже. А когда перезвонила, трубку взяла Лизина дочка и сообщила, что мамы больше нет. Это была моя первая потеря тут", — говорит волонтер.

Она помогала в хосписе "Дегунино" три года, последние два месяца работает координатором. С сотрудником социальной службы Евгенией они часто вспоминают своих пациентов, "потому что они все необыкновенные".

© Фото : Ольга ТерешинаБукет в холле хосписа "Дегунино"
Букет в холле хосписа "Дегунино"

"Как будто никто не исчезает, как будто все остаются. Тут всех помнят. Самое страшное, наверное, забыть. Забыть лицо, голос… Ведь и фотографии остаются не всегда", — добавляет Ольга.

В стационаре хосписа и под наблюдением его выездной патронажной службы — паллиативные пациенты в основном с онкологическим диагнозом, и пожилые, и молодые. Это болезнь без возраста. "Тут те, кому нужны специфическая терапия и обезболивание. Здесь это умеют, здесь хорошие специалисты. Самое главное, чтобы было не больно, не стыдно, уютно и хорошо", — считает собеседница.

С радостью к жизни

В холле с декоративным камином опять концерт. Семь певцов Московского синодального хора (художественный руководитель — заслуженный артист России Алексей Пузаков) выступают для нескольких пациентов и человек пяти медперсонала — большинство обитателей хосписа по состоянию здоровья присутствовать не смогли.

Выступление Московского Синодального хора и Папской Сикстинской капеллы. Архивное фото
В самой необычной церкви Рима выступит Синодальный хор РПЦ
Бабушка лет девяноста Антонина Георгиевна сияет глазами и улыбкой. "Красиво! Будто в церкви побывала, — говорит она нараспев. — Я раньше ходила в храм, и сейчас ходила бы…" Другая пациентка, хоть и не может встать, разрешила привезти себя на кровати. "И не попросилась обратно, значит, ей тоже понравилось", — отмечает Ольга.

В программе — духовная музыка. "Подобрали в основном пасхальные произведения, с радостью жизни, надеждой на воскресение. Наш музыкальный благотворительный проект называется "Свет любви и надежды". Спросите, какая же тут надежда? В православном смысле — надежда на воскресение. Хочется, чтобы наше пение настроило всех на позитивный лад", — объясняет руководитель проекта Татьяна Трескова.

Ансамбль солистов Московского синодального хора тоже можно смело назвать волонтерами. Они выступили уже в нескольких хосписах Москвы, и благодарность их подопечных вдохновляет артистов строить планы на развитие проекта и выход за пределы столичного региона. "Чувствуется отдача, потому что есть осознание глубокого смысла того, что ты делаешь", — добавляет Трескова.

"Холодильники забиты мороженым"

"После выступлений артистов дежурства всегда легче проходят, потому что боль немного отступает", — признается заведующий хосписом Гегам Мкртчан.

Хоспис "Дегунино" — это филиал Московского многопрофильного центра паллиативной помощи Департамента здравоохранения. Пациенты стационара и выездной патронажной службы — онкологические больные, нуждающиеся в обезболивании и поддерживающей терапии.

© Фото из личного архива Гегама МкртчанаЗаведующий хосписом "Дегунино" Гегам Мкртчан
Заведующий хосписом "Дегунино" Гегам Мкртчан

"Был случай, я дежурил, на улице жара, лето — и кто-то из пациентов попросил мороженого. Купили. На следующий день та же просьба. Опять сбегали, купили. Решили написать в фейсбуке: "Кому не сложно, приносите мороженое". Так я до одиннадцати часов вечера принимал это мороженое — несколько сотен принесли. Все морозильники были забиты. В каждой палате холодильники тоже битком. А люди все несли и несли", — вспоминает врач.
Во всех московских хосписах посещение пациентов круглосуточное.

"В больницах режим дня — такие листочки висят в каждой палате. У нас их нет. Абсолютно свободное посещение. Мы просто стараемся лишний раз больных не беспокоить, потому что ночью, например, у кого-то могло быть усиление болевого синдрома, и только под утро человек уснул. Вот мы их по часам и не будим. В общем, стараемся делать все, чтобы улучшить качество жизни, состояние и самочувствие", — рассказывает заведующий.

В одном из помещений первого этажа — часовня великомученика Пантелеимона, где по праздникам совершаются богослужения. "Пациент или его родственник могут позвать священника в любой момент, он никогда не отказывает. При этом все московские хосписы и Центр паллиативной помощи — светские учреждения, где находятся представители разных конфессий и куда вход открыт любому священнослужителю", — добавляет он.

В хосписе есть основные группы лекарственных препаратов и средства ухода, всем прочим, а также "маленькими капризами" занимается фонд "Вера". "Мы очень благодарны им — и руководству, и волонтерам. Все молодцы! Очень нам помогают!" — отмечает Мкртчан.

В "Дегунино" 15 постоянных волонтеров, а всего так или иначе участвуют в жизни хосписа 45 человек.

"Шампанского и покурить"

Когда кто-то из пациентов уходит, не переживать не получается. "Говорят о каких-то там барьерах… Просто я думаю, что очень сложно любить наполовину, переживать наполовину. Если уж любить, то в полную силу, если о ком-то заботиться — тоже. Естественно, все становятся близкими, и каждый уход переживаешь", — объясняет Ольга.

"У нас была Леночка — молодая женщина. Мы однажды пошли гулять в сад. Для пациентов это просто счастье, что можно выйти на улицу: до того как попасть в хоспис, некоторые годами не были на свежем воздухе — не имели технической возможности выйти из дома. Леночку мы повезли гулять прямо в кровати. Обычно подходишь — как и сейчас, перед концертом — и говоришь:

— Пойдемте в холл.
— Ты что, дорогая, я же не хожу.
— А мы вас прямо на кроватке.
— Заругают же.
— Кто заругает? Здесь все можно! Хотите, на руках донесу?" — улыбается Ольга.

Лену сопровождали несколько волонтеров. На вопрос "Чего сейчас еще хочется?" она ответила: "Шампанского и покурить". Шампанское нашлось безалкогольное и обычное полусухое. Сначала она выбрала безалкогольное.

"Налили ей бокал. С нами был парень-волонтер, помог ей прикурить сигарету, пепельницу дал, — вспоминает Ольга. — Она лежит, улыбается в небо и говорит: "Господи, спасибо тебе! Вы знаете, меня сегодня еще и окрестили. Я думала, что самый лучший день в моей жизни был, когда я выиграла литературный конкурс. Ничего подобного: самый лучший день — вот прямо сейчас. Налейте мне еще шампанского, настоящего!"

"Пришли ее подруги и очень удивились: обычно она мало ела и пила из-за приступов дурноты. А тут говорит: "Еще кофе и мороженого!.." Через несколько дней Лена ушла. Обычно мы не замечаем вот этих мелочей. Но это для нас "мелочи", а для кого-то — очень важно. Это, может быть, счастье", — заключает Ольга.

"Как сидел с родителями у костра"

"Недавно наш волонтер гуляла с пациентом, и они разговорились о счастье. Больной вспоминал не любимую работу, не покупку первой машины. Он вспоминал, как сидел с родителями у костра, когда был маленьким, как впервые взял за руку дочку… Она сейчас приходит к нему — уже взрослая, красивая", — рассказывает Ольга.

© Фото : Ольга ТерёшинаПодопечные хосписа "Дегунино"
Подопечные хосписа "Дегунино"

Другому волонтеру пациентка как-то призналась, что хочет просто постоять. "В тот момент это было для нее счастьем. Вот и мы с вами счастливые, потому что вообще можем ходить — пусть даже на работу, приготовить себе кофе, кого-то поцеловать, обнять. А у некоторых не шевелятся руки, нет на это сил", — рассуждает она.

"Хочется маникюр и красивую стрижку"

Ольга стала волонтером, потому что от онкологии умерла ее бабушка. "Сначала, наверное, это был порыв — "додать" любовь кому-то еще. А потом я поняла, что не могу без этого. Просто потому, что здесь я себя чувствую на своем месте. Причем в фонде есть правило: если вы только что пережили утрату близкого человека или у вас прямо сейчас есть тяжело болеющий родственник, то прежде чем стать волонтером или благотворителем фонда, вас попросят подождать год, чтобы принять взвешенное решение", — отвечает Ольга на вопрос о выборе работы.

Среди волонтеров есть ответственные за чистоту, за общение с пациентами и их родственниками, за прогулки, за растения в зимнем саду, за хозяйство.

"Я, в свою очередь, стараюсь, чтобы здесь просто было хорошо. Новый плед на диван, найти артистов, которые понравятся пациентам, принести новую чашку, ложку, футболку, если кто-то свою дома забыл. Поговорить с родственником, который только что лишился близкого человека, и сейчас растерян, напуган и не знает, что делать, — это тоже моя работа. Утешить, направить, объяснить, помочь организовать", — рассказывает Ольга.

Ей нравится быть с пациентами рядом. "Для меня это проявление любви — помочь поесть, погладить, помазать кремом ручки, причесать", — говорит она.

© Фото : Ольга ТерёшинаВолонтер — мастер красоты — за работой в хосписе
Волонтер — мастер красоты — за работой в хосписе

"А еще у нас есть волонтер — мастер красоты. Каждой женщине важно чувствовать себя красивой, даже если ты прикована к постели. Многим хочется сделать маникюр и красивую стрижку, вот наш волонтер и приходит ко всем желающим и стрижет", — добавляет Ольга.

Музыкант в "совершенно полосатом халате"

Одним из пациентов хосписа был Анатолий Васильевич — профессиональный музыкант, объездивший весь мир. С ним было особенно интересно общаться.

"Как-то к нам приехал музыкальный коллектив, который не очень хорошо играл. Мы сидели и обсуждали с ним это. Он переживал: не та, мол, тональность. Потом подошел к ребятам и, хотя на самом деле был достаточно резким человеком, так нежно, так деликатно сказал: "Как здорово, что вы пришли. У вас поет душа — это видно. Ее бы только оформить в хорошую музыку". Они поняли и не обиделись абсолютно, и за это я ему благодарна", — вспоминает координатор фонда.

© Фото : Ольга ТерёшинаВыступление музыкантов в хосписе "Дегунино"
Выступление музыкантов в хосписе "Дегунино"

"Когда он уже уходил и ему было очень плохо, я села рядышком, и он мне долго рассказывал о своей молодости. Он воспитывался в интернате, потому что хотел заниматься только музыкой, — уехал от родителей. Через неделю, как его не стало, помогая разобрать вещи для прачечной, я нашла его халат. Он был какой-то особенный, совершенно полосатый", — делится подробностями Ольга.

И она сразу вспомнила, каким красивым Анатолий Васильевич был в этом халате. По ее признанию, простояла так минут пятнадцать, думая о нем со слезами нежности и благодарности.

"Конечно, каждый раз, сколько бы ни прошло времени, все равно сердце екает: вспоминаешь, хочется встретиться. И на самом деле, я надеюсь, что мы когда-нибудь встретимся", — заключает девушка-волонтер.

Религия и мировоззрение
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена