Рейтинг@Mail.ru
Кто "научил" питерского смертника - РИА Новости, 06.04.2017
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вид на пролив Малое море озера Байкал на закате со смотровой площадки у памятника бродяге по трассе Иркутск - МРС (Маломорская рыбная станция)
Религия

Кто "научил" питерского смертника

Читать ria.ru в
Антон Скрипунов, Марина Борисова

Самодельное взрывное устройство, начиненное винтами и шурупами, 13 погибших, 61 человек ранен. Нет, это не ошибка, это август 2000 года, Москва, подземный переход на Пушкинской площади. Террорист, взорвавший на этой неделе себя и еще 14 человек в вагоне Петербургского метро, тогда еще и в школу не ходил.

За эти годы что только не взрывали — рынки, самолеты, поезда, автобусы, железнодорожные вокзалы, аэропорты… В 2010-м после взрывов в московском метро эксперты объясняли, что двойной-тройной теракт — обычная практика террористов: для усиления паники и чтобы первым взрывом отвлечь внимание силовиков от второго. Объяснять, что такое пояс шахида или черная вдова, уже никому было не нужно.

Впрочем, Акбаржон Джалилов мог всего этого и не знать — вряд ли пятнадцатилетний подросток в киргизском городе Ош следил тогда за новостями из Москвы. У него еще и паспорта российского не было, он только через год его получил и уж потом перебрался в Россию.

Обманная "любовь"

Когда только появились предварительные данные об Акбаржоне Джалилове, многие ринулись искать его аккаунты в соцсетях — история Варвары Карауловой, отправившейся в Сирию после продолжительной переписки в интернете, еще не стерлась из памяти.

Фото предполагаемого террориста-смертника на странице ВКонтакте
Знакомый смертника Джалилова: "Мы занимались спортом, а не религией"
Оказалось, Джалилов был подписан на два паблика исламской тематики: "Я люблю ислам" (почти 500 тысяч подписчиков) и "Дом ислама", ведущий к исламскому сайту на 115 языках мира.

Вообще "ВКонтакте" групп про ислам тысячи. Но как понять, есть ли там экстремистский контент? ИГ*, по словам экспертов, в свое время совершила чуть ли не медиа-революцию: короткие яркие видеоролики, красочные картинки, пафосная музыка из американских блокбастеров. В дело шли даже так популярные сегодня мемы.

Официальные представители исламской общины открыто признают: очень сложно бороться с экстремистами в сети — на это нужны большие ресурсы.

"В сети открыто более 700 тысяч аккаунтов. В России, по данным служб, занимающихся мониторингом, было закрыто более 23 тысяч аккаунтов. Но что получается? Их закрывают на одном ресурсе и тут же открывают на зеркальных сайтах. Это очень сложно отследить", — объясняет глава Духовного собрания мусульман России, муфтий Москвы Альбир Крганов.

Эвакуация пострадавших в результате взрыва со станции метро Технологический институт в Санкт-Петербурге
За терактом в Петербурге стоит ИГ*, полагает эксперт
Причем, там могут размещать вполне безобидные цитаты мусульманских богословов. Могут публиковаться видео, где умудренный годами старец рассуждает о том, например, что ругаться матом нельзя. Но этим мудрецом вполне может оказаться ваххабит.

"Есть у них (ваххабитских богословов — ред.) конкретные имена, как правило, специалисты их знают. И если к ним как к авторитетам апеллируют администраторы, выкладывающие их труды, цитаты и проповеди, по этому контенту можно понять направленность группы", — утверждает исламовед Раис Сулейманов.

Впрочем, далеко не всегда очевидно, каких взглядов придерживается подписанный на те или иные паблики человек. Ваххабит, отмечает исламовед, может быть подписан и на очень далекие от ислама группы, например с порно-контентом.

Киргизская "вольница"

Действительно, нынешние интернет-последователи радикальных исламистов редко напоминают религиозных фанатиков. Недавно спецслужбы Великобритании выяснили поразительную вещь: перед отъездом в Сирию юные игиловцы заказывают себе по почте книги типа "Ислам для чайников" или "Коран для чайников".

Акбаржон Джалилов (Фотография из аккаунта сети Вконтанте Акбаржона Джалилова 1995 года рождения)
Джалилов был орудием в руках радикалов, считают эксперты
Правда, Джалилова могли "научить уму-разуму" и на родине. В Киргизии сегодня фактически открыто действуют ячейки запрещенной в России организации "Таблиги джамаат"*, поставившей перед собой цель построить халифат в Центральной Азии. Особенно хорошо себя чувствуют миссионеры экстремистских течений на юге страны, где находится город Ош, откуда приехал в Россию смертник. В этом районе, кроме киргизов и таджиков, много узбеков, к чьей общине принадлежат Джалиловы.

По официальным данным киргизского государственного агентства по делам религий, в стране насчитывается порядка 2000 мечетей, в которых работают около 3000 имамов. Примерно 1000 мечетей действуют без официальной регистрации, и в этих незарегистрированных мечетях очень сильны позиции радикального ислама. При этом в стране больше 60 официальных и порядка 20 неофициальных медресе. Их ученикам от 6 до 15 лет, и они не только из Киргизии, но и из Казахстана, Узбекистана, Таджикистана.

Исламовед Сулейманов отмечает, что из всех стран постсоветского пространства наиболее либеральна по отношению к религиозным объединениям именно Киргизия — там подчеркнуто светский политический режим.

"Единственное, что там, по-моему, запретили — это Церковь Муна, очень уж экзотична она для Киргизии", — отметил он. А вот "Таблиги Джамаат"* (движение, отличающееся крайне радикальными взглядами на развитие ислама и отношение к неверным, в медресе которого  получили образование большинство членов "Талибан"* — ред.) там не запрещено, в отличие от РФ, Казахстана, Узбекистана и Таджикистана. 

"В Киргизской республике развивается вольница: человек, вчера еще подросток, мог набраться там идей, переехать в Россию, получить гражданство и дальше, например, действовать как одиночка", — добавляет эксперт.

Кроме того, по его словам, многие радикалы переезжают в Россию, "скрываются в потоке трудовых мигрантов" и ведут вербовку среди соотечественников и на их языке, что создает сложности правоохранительным органам.

Зло под маской справедливости

"Понаехавшие" — вообще крайне уязвимая среда. Они вынуждены преодолевать сопротивление, мягко говоря, не слишком дружелюбного к ним социума, решать кучу бытовых проблем, пытаться прижиться на отторгающей их почве, обрастая при этом множеством комплексов.

Люди приносят цветы и свечи к вестибюлю станции метро Площадь Тукая в Казани в память о жертвах теракта в метро Санкт-Петербурга
Когда лучше молчать: реакция соцсетей на теракт в Санкт-Петербурге
А между тем на исторической родине в учениях радикального толка маячит призрак справедливого общества, в котором все обиды (мнимые и реальные) будут отомщены. И если ради этого придется погибнуть — не беда. В юности плохо осознается ценность жизни, как чужой, так и собственной. Молодежь с таким мироощущением легко становится добычей радикальных имамов. Ислам предстает в их проповедях не столько религией, сколько идеологией, призванной восстановить попранную справедливость. Как в глобальном, так и в сугубо личном плане.

А если и заходит речь о милосердии, то только по отношению к единоверцам, а врага ждет неминуемая расплата за причиненные обиды.
Эта новая идеология политической и социальной справедливости увлекает неофитов. И если раньше они погружались в мистические глубины суфизма, то теперь все чаще покупаются на лозунг борьбы с мировым злом. Путь от левых взглядов к исламу становится популярным.

Свои – чужие

Пропаганда "лечит" людей на постсоветском пространстве уже давно, предупреждают эксперты. По их словам, у нас много говорят о том, как годами обрабатывали сознание молодежи на Украине, но почему-то не обращают внимания, что то же самое происходило и в бывших советских республиках Средней Азии, выходцев из которых в России уже миллионы.

Эвакуация пострадавших в результате взрыва со станции метро Технологический институт в Санкт-Петербурге
Муфтий Крганов призвал общество к единству и выдержке после ЧП в Петербурге
В принципе террор может осуществляться во имя чего угодно — Пролетариата, Угнетенных, Уммы, Нации, но все это — только предлог. В терроре нет доктрины, это — метод, которым могут воспользоваться и фашисты, и джихадисты, и марксисты.

И когда мы лицом к лицу сталкиваемся с терроризмом, главное — не проводить убийственных границ между "своими" и "чужими", не связывать терроризм с определенной верой, мировоззрением или цветом кожи. В противном случае мы станем жертвами манипуляций. Ведь именно картина мира, построенная на антагонизме человеческих различий, определяет мотивы и действия террориста.

*террористические группировки, запрещенные в России

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала