Что думает молодежь Татарстана о женщинах-мусульманках

Вопрос о праве женщины в обществе до сих пор остается открытым, неоднозначным и спорным. В связи с этим в Казанском институте финансов, экономики и информатики провели актуальное исследование информированности молодежи в области защиты прав мусульманской женщины в Республике Татарстан.

Альбина Салихова, ректор Казанского института финансов, экономики и информатики (КИФЭИ), специально для МИА "Россия сегодня"

В Казанском институте финансов, экономики и информатики провели актуальное исследование информированности молодежи в области защиты прав мусульманской женщины в Республике Татарстан. Исследование проводилось в рамках реализации проекта "Социологические и статистические исследования по защите прав и свобод женщин и детей в исламе" на основании конкурса, проведенного Общероссийским общественным движением "Гражданское достоинство", и выявило неоднозначную позицию молодежи по "женскому вопросу" в Татарстане.

На дворе ХХI век, но вопрос о праве женщины в обществе до сих пор остается открытым, неоднозначным и спорным. И хотя проблема положения женщины в обществе в нашей стране была решена еще в советский период, вопросы прав и свобод женщин-мусульманок вновь выходят на первый план. Но если в фильме "Белое солнце пустыни" женщины Востока даже после предоставления им свободы в силу безграмотности и патриархальности не могли ею воспользоваться, то в настоящее время порой происходит наоборот: грамотные и образованные девушки, восприняв ислам, соглашаются на роль второй или третьей жены, рискуя стать бесправными и превратиться в легкую добычу исламских экстремистов и террористов.

Для Республики Татарстан вопрос правового положения мусульманской женщины в обществе является наиболее актуальным. Это связано с тем, что доля населения, исповедующая ислам, составляет около половины жителей республики. Кроме того, в последние годы все чаще мусульманами становятся молодые люди, ранее никогда не интересовавшиеся вопросами религии. А поскольку радикальная группировка ИГИЛ в настоящее время пытается расширить сферу своего влияния в мусульманском мире, в том числе и за счет  вовлечения молодежи в экстремистскую и террористическую деятельность, это вызывает обеспокоенность.

Положительное восприятие многоженства современными молодыми женщинами-мусульманками представляет, по сути, не только правовую, психологическую и моральную опасность, но и может стать одним из этапов морально-психологической обработки молодых мусульманок представителями радикальных группировок.

Следует отметить, что отношение к женщине-мусульманке в нашем обществе в последние годы неоднозначное. Причина тут и в появлении на улицах российских городов все большего числа женщин в хиджабах, и участие женщин в террористических актах в качестве основных исполнителей, и увлечение молодых девушек радикальным исламом.

Женщина-мусульманка и общество

Наш институт провел социологическое исследование информированности молодежи в вопросах защиты прав мусульманских женщин в Республике Татарстан. Опрос проводился в четыре этапа с октября 2014-го по июнь 2015 года. Респондентами стали молодые жители Казани, Набережных Челнов, Нижнекамска, Альметьевска, Елабуги и Зеленодольска.

Анализ результатов соцопроса показывает, что, по мнению молодежи, для женщин-мусульманок приоритетными сферами общественной деятельности является материнство (35,1%) и замужество (29,8%), а профессиональная карьера, общественная и политическая работа больше подходят для светских женщин, которые, меньше заинтересованы в замужестве и материнстве.

45% респондентов считают, что что женщины-мусульманки никак не ущемлены в правах,, хотя молодые люди из Набережных Челнов и Зеленодольска склонны считать, что мусульманки имеют меньше прав, по сравнению со светскими женщинами.

Характеризуя современную мусульманку, молодежь отмечает такие ее характерные черты как послушание (75,7%), веру в Аллаха (64,8%), заботливость по отношению к близким (56,5%). В тоже время ей чужды такие понятия как свобода слова (9,5%) и вседозволенность (9,6%), она менее инициативна (12,9%) и менее самостоятельна (20,7%).

В то же время молодые люди из Казани склонны считать, что мусульманки более образованы, чем светские женщины, молодежь Набережных Челнов расценивает их как более самостоятельных, причем казанцы, альметьевцы, елабужане и зеленодольцы уверены, что мусульманская девушка смелее в своих поступках и действиях.

Кроме того, у небольшой части молодых людей мусульманка ассоциируется с женщиной угнетенной (10,2%), одетой в бесформенную одежду (21,1%) и террористкой ("шахидкой") (7,3%).

И хотя мусульманки имеют равные с другими гражданами права на получение высшего образования, успешное трудоустройство и достойную оплату труда, однако в возможности построить успешную профессиональную карьеру, участвовать в общественной и политической жизни приоритет отдается светским женщинам.

Большая часть молодых людей не согласна с утверждением, что в мире мусульманская женщина лишена прав и свобод (45,6%). Прецеденты, когда российские женщины-мусульманки в суде отстаивали свое право фотографироваться на паспорт в платке, положительно оценивают 38,5% татарстанской молодежи.

Многоженство и молодежь

В последние годы в обществе нередко звучат призывы узаконить многоженство. Однако это вызывает отрицательную реакцию у 68,4% молодых граждан Республики Татарстан. Они считают, что эта законодательная инициатива может пагубно отразиться на обществе (43,6%), мужчинам, которые готовы воспользоваться таким правом, будет тяжелее обеспечить свои семьи (30,5%), уменьшится участие отца в воспитании детей (11,6%). Их оппоненты, напротив, видят положительную сторону многоженства для российского общества (4,4%). Это связывается с возможностью улучшить демографическую ситуацию в стране, а также с тем, что это позволит одиноким женщинам вступить в законный брак.

Данная инициатива неоднократно обсуждалась учеными, политиками и парламентариями. Отдельные государственные деятели утверждают, что это положительно отразится на развитии российского общества, так как в стране женщин в разы больше, чем мужчин. Впрочем, такую точку зрения легко можно оспорить.

Исследования ученых показывают, что в возрастной группе до 4 лет на 1000 мальчиков приходится 947 девочек. Наиболее ощутимая разница наблюдается в возрастном сегменте 25-29 лет: на 1000 мужчин приходится 1023 женщины. А уже к 50-ти годам на 1000 мужчин приходится 1120 женщин. Это объясняется тем, что мужчины более подвержены рискам (ДТП, опасные увлечения, профессия, связанная с риском для жизни, влияние пагубных привычек, алкоголизм, наркомания и т.д.). Женщинам свойственна большая выживаемость. Та же статистика утверждает, что женатые мужчины живут в среднем на 10 лет дольше, чем одинокие.

В мире соотношение женщин и мужчин – 1 к 1,014.

Все это наводит на мысль, что женщины стали меньше ценить мужчин, окружать их заботой. Очень важным является и то, что у молодежи сегодня наблюдается тенденция создания семьи после построения профессиональной карьеры. То есть, все меньше молодых людей заключают брак в возрасте 20-25 лет. Значит, можно утверждать, что приоритеты общества в современном мире меняются. Все это влияет как на демографию, так и на морально-психологическое состояние общества.

По сравнению с мужчинами, мусульманские женщины имеют меньше прав в семье — так считают 83% молодых татарстанцев. Исследование показало, что по отдельным вопросам татарстанской молодежи свойственен правовой нигилизм. Так, около 70% молодых людей не осведомлены, что российское законодательство не дает права регистрировать в загсе брак мужчины с двумя и более женщинами одновременно, что характерно для шариата. Такое положение оставляет бесправной женщину, претендующую на роль второй или третьей жены. Дети, рожденные в таких браках, также остаются ущемленными в правах. Примечательно, что правовой нигилизм обнаруживаетсяя у молодых людей крупных из мегаполисов (Казань, Нижнекамск, Набережные Челны). В тоже время респонденты уверены, что вероисповедание родителей не влияет на права детей (42,7%).

Удивительно, но устоявшееся мнение о том, что мусульманские семьи являются более крепкими, чем светские, разделяет далеко не вся современная молодежь — так склонны считать 40,3% опрошенных, тогда как противоположного мнения придерживаются 37,5 % респондентов.

Факты успешности женщин-мусульманок в бизнесе или политике не известны 90% молодых граждан Татарстана, хотя одобрили бы такую инициативу мусульманок 43,1% опрошенных.
Несмотря на то, что большая часть молодежи считают неправомерным отказ в приеме на работу женщин-мусульманок из-за того, что они носят хиджаб (50,9%), хотя в случае равных образовательных и интеллектуальных характеристик сами респонденты сделали выбор в пользу светской женщины (42,8%).

Молодежь положительно относится к стремлению мусульманок к получению высшего образования и самосовершенствованию. Она также готова воспринять появление в обществе успешных женщин-мусульманок —предпринимателей, политических и общественных деятелей.

Но "женская доля" во многом зависит от самих женщин. Нельзя следовать религиозным фанатикам, нельзя забывать о своих правах и о том, что вы живете в правовом российском государстве, где многоженство — за рамками закона.

Религия и мировоззрение
Комментарии
1 пользователь оставил 1 комментарий
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена