Аналитика и комментарии

Драхлер: у хорошего учителя реферат из интернета не пройдет

Добавить комментарий

10:51 26/03/2012

Всероссийская интернет-перепись учителей, организованная РИА Новости в рамках проекта «Социальный навигатор», показала, что в последние годы уровень владения информационными технологиями российских педагогов существенно повысился. О том, насколько учителя готовы идти в ногу со временем и работать в новых технологических условиях, в интервью корреспонденту РИА Новости Ирине Зубковой рассказал заместитель директора по информатизации Центра образования № 293, руководитель портала «Сеть творческих учителей» Александр Драхлер.

- Александр Борисович, насколько важным вам представляется обсуждение проблемы «учитель и интернет»?


- Очень важным. Интернет в значительной степени нивелирует неравенство учителей: информационное, методическое, географическое. Он стирает все границы, он прошел уже туда, куда ни один методист не доедет: в те регионы, в те деревни, откуда учитель иногда годами и десятилетиями не может выбраться ни на какие курсы повышения квалификации. Вот пример: не так давно по итогам одного из наших конкурсов мне нужно было отправить подарки учительнице, которая живет в Чукотском автономном округе. Я два месяца носился по Москве, чтобы найти почтовую организацию, которая гарантированно бы доставила ей посылку с подарками. При этом в интернет Надежда Васильевна выходит почти каждый день, общается с коллегами, на ее вопросы отвечают авторы учебников, методических разработок. Так что для учителя это возможность получить оперативную методическую помощь и избежать изобретения велосипеда. Если что-то уже сделано, то интернет позволяет вместе с коллегами воспользоваться этим и двигаться дальше, а не ждать месяцами какую-то книгу или журнал.

- Чем сейчас глобальная сеть помогает учителю в работе?

- На образовательных порталах собраны уже богатые коллекции методических ресурсов: компьютерные презентации, разработки уроков, электронные тесты и виртуальные лаборатории, виртуальные экскурсии, интерактивные плакаты, фильмы... Всё это создают и сами учителя, и совместно со школьниками. Но здесь очень важен момент экспертизы: как она проводится и проводится ли вообще. На мой взгляд, следует шире практиковать формат открытой общественной профессиональной экспертизы,  когда ресурс экспертируют не единицы, а десятки, иногда и сотни учителей. Что, несомненно, повышает качество того материала, с которым учитель идет на урок. Ну а если это «детская» или «детско-взрослая» работа, то и сами школьники учатся смотреть на свои и чужие работы глазами независимого эксперта.

- «Создать компьютерную презентацию» на такую-то тему - такие домашние задания часто получают ученики. Им это легче, чем просто взять и выучить материал. Скопировать статью из интернет-энциклопедии, вставить картинку-другую, наложить музыку - и готово.

- Ну, тут надо не только копировать и вставлять. Тем более что у хорошего учителя скопированная из интернет-энциклопедии статья - не пройдет. Нужны отбор и систематизация материала, выделение наиболее точного визуального ряда, серьезная работа по оформлению, корректные ссылки на использованные источники информации. Но в любом случае сама презентация - лишь верхушка айсберга. Нужно же еще и отвечать на вопросы при «защите» доклада. И здесь степень самостоятельности видна очень хорошо. Да, школьникам это и в самом деле интереснее, чем просто выйти к доске и ответить то, что выучил. А уж если подросток создает не просто презентацию, а виртуальную экскурсию, то это работа качественно более высокого уровня.

Другое дело, что часто учителя требуют от учеников всего лишь того, чему сумели научиться сами. На краткосрочных курсах повышения квалификации максимум, что многие успевают освоить, это те самые презентации, причем невысокого качества.

 - Для чего еще учителю интернет?

- Он позволяет сделать обучение каждого ребенка по-настоящему индивидуальным, направленным конкретно на него. Учителю нужно под рукой иметь много вариантов, и интернет в этом помогает. Кроме того, в сети учителя могут общаться на профессиональные темы и повышать квалификацию.

- Если тот или иной учитель прекрасно учит без компьютера и без интернета, надо ли его заставлять их осваивать? Даже если он боится техники?

- Думаю, не обязательно. Но практика показывает, что учителей именно заставляют; этот показатель включен в программу аттестации и учителей, и школ. В таком форсировании, пришпоривании хорошего мало. Эти искажения происходят от непонимания чиновниками того, что реально происходит в образовательном интернет-пространстве. Если у учителя нет персонального сайта или блога, то это некоторые считают большим минусом. Но ведь бывает так, что собственного блога у учителя нет, он не испытывает в нем потребности, однако он активно участвует в деятельности сетевых образовательных сообществ, порталов - разве это хуже? Слышал недавно об учительнице начальной школы, для которой сайт сделали и поддерживают его работу родители ее учеников - просто для того, чтобы было выполнено требование о наличии персонального сайта, а она при этом не отвлекалась на то, в чем не ощущает потребности, и делала с учениками то, что она хорошо умеет.

Если блог учителя предназначен для его общения с учениками, для выяснения проблем, для вывешивания домашних заданий и для консультаций, то это почему бы и нет? Но когда блог создается ради конкурса и выставляется напоказ, в 90% случаев лишь на время проведения этого конкурса, то это уже ни к чему. Кому-то нужно галочку в отчете поставить, а образовательные цели здесь вообще ни при чем.

- А зачем нужны, например, районные сообщества учителей-предметников?
- И это тоже перегибы и искажения. Зачем в каждом районе или городе создавать интернет-сообщество учителей такой-то дисциплины? Чем математика Белгородской области отличается от математики Курской? Целей этого сообщества учителей-предметников можно добиться с помощью обычной переписки по электронной почте. Тем более что интерактивность на создаваемых площадках сознательно сведена к нулю. Методист может оставить объявление, а учителя прокомментировать это объявление возможности не имеют.

- Какими вам представляется школа и учитель будущего?

- Скажу не о совсем близком будущем. Скажем, лет через десять в образовании надо будет больше внимания уделять физкультуре и вообще физической активности. Ведь с каждым годом и взрослые, и дети всё меньше двигаются. Портативные компьютеры, планшетники, смартфоны (их аналоги будущего) будут всегда под рукой, из любого места можно будет зайти на любую лекцию, на любой урок. Такие большие здания школ, как сейчас, скоро уже не понадобятся, классов там может быть и меньше. Но вот спортзалов, мест для клубных встреч должно быть больше. Главное же, чему учитель будет учить ребят, - это тайм-менеджмент, организация своего времени: как всё успевать, всё спланировать в электронных дневниках. Роль учителя уже и сейчас не та, какой она была лет пятнадцать назад.

- Что мешает сейчас учителям повышать свою компьютерную грамотность?
- Когда-то говорили: «Вот был бы хоть один или два компьютера в школе, мы бы развернулись». Потом: «Вот был бы у нас компьютерный класс», позже – вот подключили бы наши три компьютерных класса к интернету». Сейчас говорят: «Вот если бы было у каждого учителя автоматизированное рабочее место с подключением к сети – тогда бы у нас с компьютерной грамотностью и с технологиями в учебном процессе всё было хорошо». Каждый раз появляется какая-то новая планка-отговорка, которая якобы не дает учителю в полной мере развернуться. Но развернуться к новым технологиям всё равно придется – хотя бы для того, чтобы не отстать от своих же учеников.

Вот пример: в прошлом году я вел урок в десятом классе, много написал на доске, хочу двигаться дальше, а ребята говорят: «Подождите, Александр Борисович, мы не успели записать». Я отхожу в сторону, они списывают с доски в тетради. Через пару часов веду урок в шестом классе, и ситуация повторяется: на доске много записей, и ученики просят остановиться, чтобы всё это зафиксировать. Я уже приготовился отойти и немного отдышаться, но ученики достали мобильные телефоны, сфотографировали то, что на доске, и через пару секунд говорят: «Александр Борисович, мы готовы». Я спрашиваю: «А что вы с этим потом будете делать?» - «Дома выведем всё на экран, посмотрим». Дети уже по-другому смотрят на те вещи, которыми мы привыкли пользоваться довольно примитивно.

Каждый ли учитель сможет работать в новой парадигме? Многое придется менять и в головах, и в методике, чтобы развивать то, чего требует современный мир коммуникаций, современная жизнь.



Получить код

Код для фотографии:

© 

Код для фотографии:

© 

все поля обязательны для заполнения


Пригласить друзей
Добавить комментарий
Авторизация

      партнеры



      Аналитика и комментарии: мультимедиа

      партнеры


      Загружается, подождите...

      Актуальные сюжеты

      • Делитесь с друзьями в Facebook информацией о том, что вы читали и смотрели на ria.ru!

        Авторизируйтесь, чтобы начать

      • Настройки

        Вы вошли с помощью Facebook

        Ваша активность




      партнеры