"Дневник читателя". Прыжок в финал "Большой книги"

В этом выпуске обсуждаем финалистов национальной литературной премии "Большая Книга", делаем прогнозы, сплетничаем о погоде и литературном ветре.

"Дневник читателя". Прыжок в финал "Большой книги"
Также в программе: 

– Фестиваль "Красная Площадь" – книжные выходные на главной площади страны.

– Премия "Литблог": пишите о книгах лучше критиков.

Участники:

– Ольга Славникова, писатель, финалист премии "Большая книга";

– Александр Архангельский, журналист, писатель, финалист премии "Большая книга";

– Михаил Бутов, председатель Совета экспертов премии "Большая книга";

– Михаил Визель, главный редактор портала "Год Литературы";

– Константин Мильчин, главный редактор портала "Горький";

– Владимир Березин, писатель, критик.

Ведущая: Наталья Ломыкина. 

________________________________________________________________

БОЛЬШАЯ КНИГА

Нобелевская премия по литературе в этом году вручаться не будет. А это значит, что самой крупной  – в денежном эквиваленте – мировой литературной наградой становится российская национальная премия "Большая книга". 

Тридцатого мая на традиционном Литературном обеде назвали список финалистов –  восемь "больших книг", из которых выберут победителя 13 сезона. Честно говоря, немного обидно, что финалистов всего восемь, ведь претендентов хватало – в этом сезоне на премию номинировали почти 300 книг, и в длинный список попал 41 роман. Однако эксперты вместо возможных 15 работ выбрали всего восемь, и то споры были жаркие, – прокомментировал председатель Совета экспертов Михаил Бутов.

На "Большую книгу" этого года претендуют Александр Архангельский с только вышедшей книгой "Бюро проверки", Дмитрий Быков с нашумевшим романом "Июнь", Алексей Винокуров с загадочной работой "Люди черного дракона", Олег Ермаков с историческим романом "Радуга и Вереск", Евгений Гришковец с очень объемным текстом "Театр отчаяния. Отчаянный театр", Мария Степанова с филигранной работой "Памяти памяти", Андрей Филимонов с очень смешной, наполовину автобиографической сагой "Рецепты сотворения мира" и Ольга Славникова с романом "Прыжок в длину".

Список, в общем-то, интересный, довольно разнообразный и репрезентативный. Но, честно говоря, явно не полный. Например, впервые за несколько лет в нем нет Виктора Пелевина, хотя его последний роман "iPhuck 10" очевидно сильнее многих предыдущих, которые в финале оказывались. Любопытно, что среди финалистов совсем нет книг нон-фикшн. Видимо, прошлогодних победителей – биографий Ленина и Катаева – экспертам хватило с лихвой. И, пожалуй, отсутствие нон-фикшн в финале премии действительно можно простить, но вот почему бы не выдвинуть Сергея Кузнецова с книгой "Учитель Дымов" или Андрея Геласимова с "Розой ветров", если есть еще целых семь свободных мест, я не знаю.

Согласны со мной и сами финалисты. Почему в этом списке нет романа Глуховского, удивлялся Александр Архангельский, который на церемонии оказался едва ли не случайно – его рейс задержали, и он успел приехать на Литературный обед точно к объявлению имен финалистов.

Писательница Ольга Славникова чужие работы не комментировала, для нее финал "Большой книги" не означает конкуренцию, это признание и знак качества, независимо от того, кто победит.

Критики встретили список скорее благожелательно. Владимир Березин отметил жанровое разнообразие финалистов нынешнего сезона. "Я еще не все читал, и кто выиграет – пока не знаю", – сразу взял быка за рога главный редактор портала "Горький" Константин Мильчин.  "Победит либо "Июнь", либо "Памяти памяти" – книги, за которые не стыдно поболеть", – прокомментировал у себя в блоге редактор "Афиши" Егор Михайлов. Но это, конечно, пока его собственное мнение. Главный редактор портала "Год Литературы" Михаил Визель экспертное мнение оставил при себе и поделился в этом выпуске простой читательской радостью. 

Строго говоря, как бы мы ни сетовали на отсутствие в финале своих любимых книг, повлиять на решение экспертов мы все равно не можем. Литературная академия приступает к чтению восьми выбранных романов и назовет лучших в конце 2018 года. А мы пока будем обсуждать восьмерых финалистов в традиционной рубрике "Большая книга", ну и читать все, что нравится. 

ХРОНИКА ЛИТЕРАТУРНОЙ ЖИЗНИ

В Москве тем временем продолжается главный книжный фестиваль лета – "Красная площадь". Он завершится 6 июня в день рождения А.С. Пушкина литературным марафоном прямо у памятника поэту.

В прошлом выпуске я уже говорила о некоторых ключевых событиях и ожиданиях участников. Как бы смешно это ни звучало, на этом фестивале основные ожидания связаны в основном не с литературой, а погодой. За последние три года в гардеробах всех издателей появилась особая зимняя июньская коллекция – вариант "от кутюр" предполагает стиль "французы под Москвой", а прет-а-порте тяготеет к варианту "нью-йоркский бомж". Писатели шутят про летние пуховики, а критики давно ввели хэштег "фестивальная мода". Четвертый фестиваль даже руководитель Роспечати Михаил Сеславинский открыл фразой про сильный литературный ветер. В этом году и вправду было очень ветрено, но – прогресс  – уже обошлось без снега и дождя. А сильным ветром ни писателей, ни читателей не испугаешь. 

Среди новинок фестиваля стоит обратить внимание на сборник "Счастье-то какое"  – рассказы о счастье от ярких современных прозаиков от Евгения Водолазкина до Дмитрия Быкова и Наринэ Абгарян. Еще обратите внимание на книгу для девочек-подростков "Сказки на ночь для юных бунтарок" – это 99 вдохновляющих историй о великих женщинах: Екатерине Великой, Фриде Кало, Коко Шанель и других. Истории, которые учат быть сильными, независимыми, ставить высокие цели и добиваться успеха.

Из иностранных гостей, кроме прославленной французской писательницы Анны Гавальда, которая представила новую книгу "Я признаюсь", перед русской публикой выступил турецкий писатель Зульфю Ливанели – на русский язык впервые перевели его роман "История моего брата". Вообще, Ливанели –  один из самых успешных современных турецких писателей и к тому же кинорежиссер, композитор и немного политик. Литературные критики называют его турецким Мураками за способность соединять в своих текстах будничное и вечное. "История моего брата" – пожалуй, самый кинематографичный роман Ливанели. Роман, который начинается как обычный детектив, оборачивается "1001 ночью" – голос автора увлекает в лабиринт смыслов, знаков и образов. Не оторваться.

Хотите всегда быть в курсе последних событий в стране и мире? Подписывайтесь на наш Twitter. Обещаем, вам всегда будет что почитать – интересное, актуальное, полезное.

У радио Sputnik также есть паблики ВКонтакте и Facebook. Присоединяйтесь!

Программы
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена