"Российская летопись": Гоголь – не тот, что на бульваре, а что во дворе

Чем не понравился москвичам андреевский памятник Гоголю? И за что можно похвалить советский монумент писателю? Об этом в программе радио Sputnik "Российская летопись" расскажет ее автор и ведущий Владимир Бычков.

Двадцать шестого апреля 1909 года в Москве, на Пречистенском бульваре был торжественно открыт памятник Гоголю работы скульптора Николая Андреевича Андреева и архитектора Федора Осиповича Шехтеля. 

У памятника Андреева судьба сложилась тяжелая. Подстать временам, в которые он создавался. Выступая при закладке памятника весной 1907 года Алексей Евгеньевич Грузинский, председатель Общества любителей российской словесности, сказал: "Памятник Гоголю сооружается в беспокойную и тревожную пору русской жизни, когда многое тронулось с места и все застоявшееся пришло в движение"…

И вот 26 апреля 1909 года покрывало с памятника было снято. Занавес!.. И перед взорами многочисленной публики предстал Гоголь, сидящий на скамье, с опущенной головой, глубоко погруженный в свои скорбные размышления. И… никакого движения!

Памятник Николаю Гоголю (скульптор Николай Андреев, 1909 г.)
Андреев хотел подчеркнуть тем самым противоречивый гений писателя, однако не все поняли задумку скульптора. Многие хотели, чтобы памятник был парадным. Но об этом позже.

В нижней части монумента – многофигурный бронзовый рельефный фриз с изображениями героев гоголевских произведений. На передней грани – образы из "Ревизора". С левой стороны – Тарас Бульба и его сыновья. С правой – персонажи поэмы "Мертвые души". На торцевой стороне – герои произведений сборника "Петербургские повести". 

Ныне работу Николая Андреева называют одним из лучших памятников столицы. А в начале XX века многие современники весьма и весьма бранили его работу. Например, графиня Прасковья Уварова, глава Московского археологического общества, даже заявила, что заплатит 12 тысяч рублей тому, кто избавит Москву от андреевского монумента.

То, что трактовка образа Гоголя вызвала дискуссию, не удивительно: сказался внутренний раскол в русском обществе начала XX века.

"Памятник всесторонне обругать нельзя, – писал художник Михаил Нестеров, – ибо он талантлив. Однако никуда не годен по идее. Гоголь на нем не изображен здоровым, полным творческих сил, автором "Мертвых душ", "Тараса Бульбы", а изображен он умирающим, в смертельной тоске отрекающимся от всего им содеянного"…

Сцена из оперы Родиона Щедрина "Мертвые души"
А быть может, Андреев предчувствовал надвигающуюся бурю, перед которой война, изображенная в "Тарасе Бульбе" – "семечки"?..

Впрочем, есть и другие отзывы. Художник Илья Репин пел дифирамбы Андрееву: "Трогательно, глубоко и необыкновенно изящно и просто".

Лев Толстой, принимавший участие в открытии памятника, отметил: "Хорошее выражение, грустное и серьезное. Можно бранить и… понять".

Василий Васильевич Розанов в статье "Отчего не удался памятник Гоголю" верно уловил  основную идею Андреева. Но сетовал, что скульптор показал "конец" Гоголя – вот-вот он бросит в камин 2-й том "Мертвых душ", а за этим – душевная тоска и смерть. Это – болезнь, пишет Розанов, этого конца не надо было изображать… Поэтому, заключает философ, "памятник хорош и не хорош; очень хорош и очень не хорош"…

Но как бы там ни было, а к памятнику со временем привыкли, и он стал одним из монументальных символов Москвы.

А потом была революция… Новым властям не понравился гоголевский пессимизм. Он, по-видимому, не отвечал настрою эпохи. А посему андреевский памятник отправили в "ссылку" в Донской монастырь, который тогда был филиалом Музея архитектуры имени Щусева, а на его месте в марте 1952 году установили новый монумент Гоголю работы Николая Томского. Этот скульптор наустанавливал по всему СССР столько памятников Ленину, Сталину, Кирову – и не перечесть! Конечно, несколько вышел в тираж, но был своим, проверенным, идеологически правильным скульптором…

Памятник писателю Н.В. Гоголю в Москве
У Томского Гоголь стоит в полный рост, позитивный и оптимистичный, с легкой ироничной улыбкой на губах. На постаменте надпись: "Великому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза". От старого постамента остались только фонари, выполненные в стиле египетского классицизма, с львиными фигурами у подножия. 

Однако старожилы метко отметили: в стоячем памятнике нет того, что есть в сидячем… Да и сам Томский, за это следует отдать ему должное, признался позднее, что памятник Гоголю у него не очень получился…

Впрочем, новый монумент можно и похвалить. В частности, памятник Томского стал идейно связан с памятником Пушкину на Тверском бульваре. Два гения как бы идут навстречу друг другу по Бульварному кольцу. По которому оба любили гулять. Получается, что два памятника как бы "перекликаются" друг с другом. В этом есть свой глубокий символизм, если вспомнить, что Пушкин подсказал Гоголю сюжеты "Ревизора" и "Мертвых душ"…

Кстати, хочу отметить один небезынтересный факт, совершенно точно доказанный: сюжет "Ревизора" – известный международный анекдот того времени, адаптированный могучим талантом Гоголя к русской действительности. Отсюда становится понятным многое: и мифотворчество Хлестакова, и одобрительный отзыв о комедии Николая I. Хотя он и понял тайный посыл Гоголя и его сатирические выпады. Император присутствовал на премьере, которая состоялась 1 мая 1836 года в Александринском театре Санкт-Петербурга. Когда опустился занавес, Николай сказал: "Ну и пьеса! Всем досталось, а мне более всех!"…

Памятник Гоголю во дворе дома писателя на Никитском бульваре
Старый памятник работы Андреева был вызволен из Донского монастыря в 1959 году и перенесен во дворик дома Талызина на Никитском бульваре, находящемся недалеко от нового памятника Гоголю. В этом особняке, у своего друга графа Александра Петровича Толстого, бывшего обер-прокурора Синода, писатель провел последние годы жизни.

Одно время в прессе много говорили о том, что неплохо было бы вернуть андреевский памятник на прежнее место. А куда же тогда девать памятник Томского? Во дворик талызинского особнячка? Нелепо: памятник монументальный – не камерный. Искать ему другое место? Вряд ли это целесообразно: москвичи уже привыкли к памятнику Томского. А люди с возрастом, как известно, больше всего противятся переменам, особенно переменам к лучшему…

В этом выпуске вы также услышите:

– Анекдоты из истории царствования Екатерины II.

– Александр Сергеевич Кочетков – автор всем известного шедевра.

"Российская летопись": Гоголь – не тот, что на бульваре, а что во дворе
Слушайте полную версию программы:

У радио Sputnik отличные паблики ВКонтакте и Facebook. А для любителей короткого, но емкого слова, — Twitter.

Программы
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена