Рейтинг@Mail.ru
Военное сотрудничество России и НАТО. Справка - РИА Новости, 03.12.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Военное сотрудничество России и НАТО. Справка

Читать ria.ru в

Сотрудничество между Россией и государствами-членами НАТО осуществляется под руководством Совета Россия - НАТО (СРН) и развивается за счет деятельности различных подчиненных рабочих групп и комитетов. Каждый год страны-члены СРН согласуют ежегодную рабочую программу.

Ключевые направления сотрудничества включают борьбу против терроризма, оборонную реформу, военное сотрудничество, подготовку антинаркотических кадров Афганистана и стран Центральной Азии, противоракетную оборону театра военных действий, урегулирование кризисов, нераспространение ОМУ, управление использованием воздушного пространства, гражданское чрезвычайное планирование, научное сотрудничество и экологическую безопасность.

Основная цель военного сотрудничества - повысить способность сил России и НАТО работать совместно при подготовке к совместным военным операциям в будущем. В рамках сотрудничества была разработана программа повышения оперативной совместимости, важной составляющей которой являлись подготовка и учения. Дальнейший импульс этим усилиям придали «Политико-военные руководящие указания по повышению оперативной совместимости сил России и государств НАТО», принятые министрами обороны Совета России - НАТО (СРН) в июне 2005 г.

Другой ключевой документ - подписанное Россией в 2004 г. Соглашение о статусе сил (войск) программы «Партнерство ради мира», которое в мае 2007 г. утвердила Государственная Дума. Это соглашение было призвано облегчить дальнейшее военное сотрудничество, а также практическое сотрудничество по другим направлениям, в частности, переброску сил для участия в совместных операциях и учениях. Оно также призвано облегчить предоставление Россией тыловой поддержки Международным силам содействия безопасности под руководством НАТО в Афганистане.

После произошедшего в августе 2008 г. конфликта с Грузией мероприятия военного сотрудничества в СРН были приостановлены.

Сотрудничество в области борьбы с терроризмом осуществлялось в форме регулярного информационного обмена, подробных консультаций, совместной оценки угроз, гражданского чрезвычайного планирования на случай терактов, диалога на высоком уровне о роли вооруженных сил в борьбе с терроризмом и опыте недавних терактов, а также научно-технического сотрудничества. Россия и члены НАТО сотрудничали в таких сопряженных с антитеррористической борьбой областях, как пограничный контроль, нераспространение ОМУ (оружия массового уничтожения), управление использованием воздушного пространства и ядерная безопасность.

В декабре 2004 г. министры иностранных дел стран СРН утвердили комплексный План действий СРН по борьбе с терроризмом, направленный на усовершенствование общей координации и стратегического руководства сотрудничеством СРН в данной области.

Кроме того, с декабря 2004 г. проходят совместные учебные мероприятия, задача которых – подготовить российские военные корабли к участию в военно-морской контртеррористической операции НАТО в Средиземном море под названием «Активные усилия». В сентябре 2006 г. в этой операции принял участие фрегат ВМФ России «Пытливый», в сентябре 2007 г к операции присоединился корабль ВМФ России «Ладный».

Нераспространение ОМУ

Под эгидой СРН развивался диалог по растущему кругу вопросов, имеющих отношение к нераспространению оружия массового уничтожения. Были составлены конкретные рекомендации по усилению существующих механизмов нераспространения.

Контроль над вооружениями

СРН является форумом для откровенных дискуссий по вопросам, связанным с контролем над обычными вооружениями, такими как ДОВСЕ, Договор «Открытое небо» и меры по укреплению доверия и безопасности.

Главным приоритетом для всех стран СРН являлось продвижение к ратификации Адаптированного договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ).

13 июля 2007 года президент РФ Владимир Путин подписал Указ о приостановлении Россией своего участия в этом договоре. Такое решение президент пояснил «исключительными обстоятельствами, затрагивающими безопасность Российской Федерации и требующими принятия безотлагательных мер».

В справке к президентскому указу пояснялось, что Россия приостановила действие Договора «до тех пор, пока страны НАТО не ратифицируют Соглашение об адаптации и не начнут добросовестно выполнять этот документ».

Мораторий на действие ДОВСЕ, введенный в России, вступил в силу 12 декабря 2007 года.

Выход Москвы из ДОВСЕ встретил негативную реакцию со стороны НАТО и ряда стран, входящих в состав Альянса.

Противоракетная оборона театра военных действий (ПРО ТВД)

Сотрудничество в области противоракетной обороны театра военных действий было обусловлено беспрецедентной опасностью, которая угрожает развернутым силам из-за роста доступности высокоточных баллистических ракет. В 2003 г. было начато исследование, призванное проанализировать потенциальные уровни оперативной совместимости между системами ПРО России и членов НАТО.

Были проведены три командно-штабных учения: первые - в марте 2004 г. в США, вторые - в марте 2005 г. в Нидерландах, и третьи - в октябре 2006 г. в России. В январе 2008 г. в Германии прошли компьютерные учения. Наряду с исследованием оперативной совместимости, эти учения должны были послужить основой для повышения оперативной совместимости в будущем и разработки механизмов и процедур для совместных операций в области ПРО ТВД.

Оборонная реформа и сотрудничество


Инициативы в области оборонной реформы были сосредоточены на развитии вооруженных сил, кадровой работе и управлении финансовыми ресурсами, реформе оборонной промышленности, смягчении последствий оборонной реформы и оборонных аспектах борьбы с терроризмом.

Центр социальной адаптации военнослужащих «Россия-НАТО» способствовал адаптации к гражданской жизни военнослужащих, уволенных из рядов Вооруженных Сил РФ.

К концу 2008 г. переподготовку прошло около 2820 бывших военнослужащих российских Вооруженных сил. Свыше 80 % из них нашли работу в гражданском секторе благодаря переподготовке или помощи отдела трудоустройства Центра, который собственными силами нашел работу свыше 1400 бывших военнослужащих за период с декабря 2004 г. по декабрь 2008 г.

Другой ключевой инициативой явилась разработка «Политико-военных руководящих указаний по повышению оперативной совместимости между силами России и стран НАТО». Этот документ, утвержденный министрами обороны СРН в июне 2005 г., направлен на обеспечение подготовки сил России и НАТО к возможным совместным операциям.

Тыловое обеспечение

Сотрудничество в области тылового обеспечения осуществлялось в рамках различных инициатив, как в военной, так и в гражданской сфере. Предпринимались шаги по созданию прочной основы для взаимопонимания в области тылового обеспечения путем обмена информацией по таким направлениям, как направления политики, доктрина и структуры тылового обеспечения, а также обмен практическим опытом.

Новые угрозы и вызовы

Под эгидой Комитета программы «Наука ради мира и безопасности» СРН проводилась работа по противодействию новым угрозам и вызовам посредством сотрудничества в области науки и экологии. Среди ключевых направлений сотрудничества – обнаружение взрывоопасных предметов, защита от химических, биологических, радиологических и ядерных средств, кибербезопасность, психосоциальные последствия терроризма, транспортная безопасность, экологические вопросы, связанные с обороной, экологическая безопасность и экотерроризм, прогнозирование и предотвращение стихийных бедствий и катастроф.

Текущие вопросы безопасности

СРН обеспечивал форум для развития непрерывного политического диалога по текущим вопросам безопасности, который постоянно расширялся, включая в себя откровенную и конструктивную дискуссию по актуальным и иногда спорным вопросам. На СРН обсуждались такие темы, как ситуация на Балканах, в Афганистане, Грузии, Украине, Белоруссии, в Центральной Азии, на Ближнем Востоке и в Ираке, а также трансформация НАТО, энергетическая безопасность, противоракетная оборона и Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ).

В ряде случаев политический диалог позволил выработать совместные позиции, например, о пограничном контроле на Балканах (февраль 2003 г.), оборонной реформе в Боснии и Герцеговине (июль 2003 г.) и президентских выборах на Украине (декабрь 2004 г.).

Урегулирование кризисов

Россия и НАТО сотрудничали также в области урегулирования кризисов. В период с 1996 по 2003 гг. Россия выделяла для миротворческих операций под руководством НАТО самые многочисленные контингенты среди не входящих в НАТО государств.

С 2002 г. СРН начал предпринимать шаги по подготовке возможного будущего сотрудничества на данном направлении. В частности, в сентябре 2002 г. СРН утвердил «Политические аспекты базовой концепции совместных миротворческих операций Россия-НАТО». В документе содержатся совместные подходы и рамки для консультаций, планирования и принятия решений в случае возникновения кризиса, а также обозначены вопросы совместной подготовки и учений.

Подготовка сотрудников антинаркотических структур Афганистана и стран Центральной Азии

Пилотный проект СРН по подготовке антинаркотических кадров Афганистана и стран Центральной Азии был инициирован министрами иностранных дел СРН в декабре 2005 г., чтобы помочь в противодействии угрозам незаконного оборота афганских наркотиков. Проект осуществляется в сотрудничестве с Управлением по наркотикам и преступности ООН (УНП ООН). До весны 2009 г. подготовку в рамках проекта СРН прошло свыше 750 сотрудников.

Сухопутный транзит грузов в поддержку МССБ

В апреле 2008 г. Российская Федерация предложила оказать содействие сухопутному транзиту в Афганистан по российской территории невоенной техники для стран-участниц МССБ в поддержку руководимых НАТО и действующих по мандату ООН Международных сил содействия безопасности (МССБ).

Железнодорожный транзит американских невоенных грузов в Афганистан осуществляется с 27 февраля 2009 г. По данным на октябрь 2009 г. перевезено почти 1,5 тысячи контейнеров.

С 6 сентября 2009 г. началось временное применение заключенного в Москве в июле 2009 г. по итогам встречи президентов России и США двустороннего межправительственного соглашения о воздушном транзите вооружений, военной техники, военного имущества и персонала в связи с американским участием в усилиях по обеспечению безопасности, стабилизации и восстановлению Афганистана.

На брифинге 10 сентября 2009 г. официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко заявил, что США пока не обращались к России по поводу начала транзита через российскую территорию военных грузов в Афганистан.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала