Учиться ли детям-инвалидам в обычных школах?

Участники Открытого показа после просмотра фильма О Любви
Число российских школ, практикующих систему инклюзивного образования, при которой дети с ограниченными возможностями учатся вместе со своими обычными сверстниками и получают один и тот же объём знаний, растёт с каждым годом. Но действительно ли это нужно детям, родителям и учителям?

Об этом в Мультимедийном пресс-центре РИА Новости спорили гости проекта "Открытый показ". Дискуссию вызвал фильм Тофика Шахвердиева "О любви", героев и режиссёра которого, впрочем, волновали куда менее приземлённые темы.

С первых кадров фильма — крупных планов детских лиц, рассуждающих о любви и отношениях, — становится понятно: они действительно не такие, как все. В основном потому, что крайне любвеобильны. "Когда я любил Аню, она мне с самого начала сказала, что у неё есть ещё один парень. Но мне почему-то начала нравиться Наташа. Ну я, конечно, сразу не бросил Аню! Но и к Наташе начал приставать. — откровенничает о своём коварстве младшеклассник Женя. — В конце концов это обернулось тем, что Аня теперь меня не любит, а Наташа просто обожает. Я думаю, я сделал правильный выбор. И, как говорится, не надо ничего выяснять в десятых и одиннадцатых классах". Дальше — общие планы, и только в этот момент зритель видит: у Жени-мальчика совсем не ходят ноги, у Жени-девочки нет обеих рук, Аня, да и все остальные герои фильма — дети-инвалиды.

Но во всём получасовом фильме нет ни секунды, где режиссёр давил бы слезу (хотя мог бы не один десяток раз). Зато каждые полминуты зал взрывается смехом. И самое удивительное: на физические недостатки не обращает внимания не только зритель, но и сами герои. "Женя, а ты чем-то отличаешься от других девочек?" — спрашивает за кадром режиссёр. "Думаю, отличаюсь", — задумывается Женя. Её воспитывает бабушка: родители отказались от неё, когда дочка родилась без обеих рук. Теперь Женя не только ходит в школу, но и шьёт, готовит, легко управляется с компьютером. "Глазами! — после долгой паузы догадывается Женя. — У кого синие, у кого зелёные, у кого карие".

С тех пор прошло 11 лет, и герои фильма уже успели стать студентами. В зале появляются Женя Ляпин и Аня Ескина. "Мне интересно заниматься театром, режиссурой. И теперь я смотрю фильм Тофика уже другими глазами не только потому, что я там был маленький и смешной. Он отлично снят: не было никакого сценария, только Тофик, камера и мы", — рассказывает Женя. "А я хочу прыгнуть с парашютом. Но для начала — закончить академию и реализовать себя профессионально, хотя я ещё не знаю, что это будет за сфера — туризм или гостиничный сервис", — делится планами Аня.

Аня Ескина, героиня фильма "О любви"

Больше нет и самой школы №379 — её объединили с несколькими соседними, самыми обычными, и дали новый номер 1133. Выходит, пусть и механически, но получилась школа с инклюзивным образованием, где дети с ограниченными возможностями учатся наравне со всеми. Об этом и начала разговор ведущая «Открытого показа» Катерина Гордеева: "По статистике, 45% одобряют идею инклюзивного образования, 35% против. 52% считают, что дети-инвалиды будут испытывать в обчной школе дискомфорт. 39% — что от совместного обучения будут страдать обычные дети.

"По статистике, 45% одобряют идею инклюзивного образования, 35% против. 52% считают, что дети-инвалиды будут испытывать в обчной школе дискомфорт. 39% — что от совместного обучения будут страдать обычные дети. О чём говорят эти цифры?". Катерина Гордеева, ведущая "Открытого показа"

Ни о чём, объясняет преподаватель РГГУ и Сретенской духовной академии Анна Грешных.

Анна Грешных, преподаватель РГГУ и Сретенской духовной академии

"Для того, чтобы появилось отношение к инклюзивному образованию, оно должно быть. Пока его нет. Есть несколько школ, которым было определено это сверху — и они взяли под козырёк. Некоторые не взяли". Анна Грешных, преподаватель РГГУ и Сретенской духовной академии.

"Если объявят: все школы должны принимать [детей с ограниченными возможностями], то мы поставим в плохую ситуацию и детей с особенностями, и без, и родителей, и учителей", — призывает не спешить с реформами руководитель Городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования Елена Самсонова. — "Вот ребята говорят: нам повезло, мы попали к хорошим учителям. А большинству не повезёт, кто-то попадёт в нетолерантную среду, кто-то к непрофессиональным педагогам. Дети становятся заложниками случайности, а это непрофессионально. Мы не готовы к инклюзии, мы играем в рулетку. Для этого государством должна быть создана, профинансирована и внедрена технология: как и в какую школу попадает ребёнок. И потом, мы говорим в общем, а инвалидность — она разная. И какая-то, например, связана с затрудённой коммуникацей, нарушением познавательных способностей. Зачем таким детям в обычную школу?"

Женя Ляпин, самый словоохотливый герой фильма, не растерял обаяния и оптимизма и в университете.

Женя Ляпин, один из героев фильма "О любви"

Хотя каждый день сталкивается с проблемами. Но не с однокурсниками и преподавателями, а с лестницей на пятый этаж: "К концу первой лекции папа поднимал меня наверх. А дальше — это был эксперимент. Я объяснял друзьям, как обращаться с коляской на лестнице. И надо сказать, ни одного косого взгляда. Я говорю: "Стучите во все двери и вам откроют". И всё же родители Жени собирают деньги на специальное кресло, которое умеет шагать по лестницам. Стоит такое чудо техники 650 тысяч рублей. Анна Грешных, передвигающаяся на костылях, Женин оптимизм тоже не разделяет: "Любого, кто приходит в РГГУ, встречют шесть ступеней. И они непреодолимы".

Впрочем, главную проблему она видит не в необустроенной среде, а в том, что вуз почти всегда становится первым опытом социализации людей с ограниченными возможностями — ведь школу они почти всегда заканчивают на дому. И с состоянием здоровья их проблемы никак не связаны. "Зачастую от резкости преподавателя можно услышать в ответ и повышенные тона, — объясняет Грешных. — Взрослый человек может заплакать, затрястись. Это безмерно раздражает университетских преподавателей. Как раздражал их один студент, который после первого занятия знакомился со всеми преподавателями лично — он так преодолевал глубокие внутренние барьеры. И приходится объяснять коллегам, что это следствие не болезни, а изоляции. Они учатся тому, что обычный ребёнок осваивает в начальной школе".

"Сколько бы лет ни прошло у нас с момента объявления инклюзивного образования, всегда будут дети, которым нужны разные пути, разные образовательные маршруты". Максим Бушмелев, учитель-дефектолог школы "Ковчег".

Над этим работает руководитель проектов по инклюзивному образованию общественной организации инвалидов "Перспектива" Юлия Симонова — только не со взрослыми, а с детьми. Не боясь ни лестниц, ни возможного непонимания, она в своём инвалидном кресле приезжает в школы, где "Перспектива" устраивает "уроки доброты". "Дети спрашивают: а как вы одеваетесь? А как вы спите? А как вы перемещаетесь по городу? И оказывается, что им это интересно. Педагоги говорят, что улучшается атмосфра в школе", — рассказывает Симонова. "Есть такое понятие — вертикаль инклюзии. Подростки прекрасны, но просто в силу возраста нетолерантны и жестоки. И если они ещё в детском саду узнают, что такое ограниченые возможности, они потом даже не будут даже замечать, что эти люди другие", — говорит руководитель психологической службы Ломоносовской школы Лариса Кобзева.

Лариса Кобзева, руководитель психологической службы Ломоносовской школы

"Я просто всем могу сказать: люди бывают разные. И если мы говорим, что человек с инвалидностью — это нормально, а с другой сексуальной ориентацией — это ненормально, мы никогда не научим общество толерантности", — неожиданно меняет тему Женя Ляпин.

И, как и рассказами о своих романтических приключениях одиннадцать лет назад, вдруг срывает аплодисменты.

Александр Уржанов, РИА Новости.

Вы можете помочь Жене Ляпину собрать 650 тыс. рублей на шагающее инвалидное кресло. 200 тыс. руб. родители уже нашли. Реквизиты для перечисления ваших пожертвований:

ОАО "Сбербанк России"
Московский банк
Р/с 30301810800006003800
К/с 30101810400000000225
БИК 044525225
Номер счёта: 40817810138265307962
Номер карты: Mastercard 5469380021942676
Получатель: Ляпин Евгений Алексеевич
Контактный телефон: +7 916-344-84-02

Дневник

Партнеры





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.