Экстренная психологическая помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях и катастрофах

© Фото : предоставлено пресс-службой Центра экстренной психологической помощи МЧС Психолог МЧСПсихолог МЧС
Чрезвычайные ситуации и катастрофы, подобные недавнему крушению самолёта ЯК-42 - это, прежде всего, страдания людей, которые становятся жертвами, их родственников и близких. Когда чрезвычайная ситуация внезапно вмешивается в повседневную жизнь и резко ее меняет, люди испытывают острейший психологический стресс. В таких ситуация с внезапно обрушившимся горем людям помогают справляться специалисты - психологи МЧС России. Как оказывается экстренная психологическая помощь? Что происходит с людьми, не получившими своевременно помощь специалиста, и всем ли она нужна? Какие новейшие методы оказания такого вида помощи существуют в России? На эти и другие вопросы ответила директор Центра экстренной психологической помощи МЧС России Юлия ШОЙГУ.

Добрый день, стало уже доброй традицией каждый год перед днем рождения психологической службы МЧС России приходить на онлайн-конференцию в РИА Новости. Мне такая традиция очень нравится, и я ее воспринимаю как своеобразный отчет о том, что было сделано за прошедший год, и о том, что нового появилось в работе нашего центра и нашей службы. Прежде всего хотелось бы сказать, что за этот год в значительной степени развивались идеи, связанные с общественной сертификацией специалистов-психологов, в том числе и психологов МЧС России. Эта работа проходит в рамках созданного в этом году общественного совета психологов силовых структур. Вопрос этот оказался чрезвычайно важным и актуальным не только для нашей службы, но и для наших коллег. Мы обсуждали это в прошлом году на такой же онлайн-конференции, и говорили о том, что поскольку не существует лицензирования специалистов-психологов, то единственной гарантией качества работы такого специалиста может стать общественно-профессиональная сертификация. Такой опыт есть за рубежом, это система, когда группа квалифицированных и признанных специалистов принимает экзамен и выдает сертификат, который свидетельствует о том, что этот психолог может работать грамотно и квалифицированно. Это направление стало не единственным в работе общественного совета, активно обсуждаются вопросы, связанные с соблюдением авторских прав при применении психодиагностических методик, учрежден конкурс на лучшего психолога силовых структур. Первый такой конкурс пройдет в ноябре на базе МГУ. 19-го сентября должно состояться очередное совещание этого совета. Основными результатами деятельности нашего центра и нашей службы стало расширения возможностей системы в части оказания экстренной психологической помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях. Если раньше, скажем, два года назад, такая помощь системно оказывалась только в крупных чрезвычайных ситуациях, то сейчас это стало повседневной практикой, в том числе когда речь идет о ЧС регионального характера. Приведу несколько цифр – если в 2009 году случаев привлечения специалистов психологической службы МЧС на чрезвычайные ситуации было 200, то в 2010 году таких случаев стало уже 931, а за 8 месяцев этого года таких случаев было уже 712. Хочется поделиться планами на наше дальнейшее развитие, в планах у нас открытие еще одного, седьмого филиала центра экстренной психологической помощи МЧС России в Северо-Кавказском федеральном округе. В планах – оснащение специалистов нашей службы современным оборудованием, разработка новых технологий, которые мы будем использовать как в повседневной работе, так и в условиях ЧС. Подготовлена большая программа, связанная с межведомственным и международным сотрудничеством. Мы продолжаем сотрудничество с высшими учебными заведениями, и надо сказать, что в этом году появился государственный стандарт по специализации "Психология кризисных и экстремальных ситуаций", в разработке которого приняли активное участие ведущие специалисты нашего центра. А это говорит в первую очередь о том, что студенты-психологи, которые выбрали для себя именно эту специализацию, будут учиться в соответствии с этим стандартом, а мы постарались вложить в него все те требования, знания, умения и навыки, которые необходимы при работе в экстремальных ситуациях. Сложно сразу рассказать обо всех направлениях, поэтому предлагаю перейти к ответам на вопросы.

В чём заключается суть работы психолога МЧС в экстренной ситуации?

Юлия Шойгу на онлайн-конференции

Мне очень часто задают этот вопрос, и этот вопрос был первым, который мы задали себе 12 лет назад, когда только появился наш Центр. В то время было очень сложное и очень неоднозначное отношение в профессии к этому виду помощи. Поэтому первое, что мы сделали, это определили, в чем заключается цель нашей работы на чрезвычайной ситуации. Таких целей было выделено три. Первая из них - это помочь человеку справиться с тем состоянием, в котором он находится. Говоря профессиональным языком, это состояние называется "острая реакция на стресс". Если говорить языком человеческим, то это то состояние, когда человека захлестывает целый вал эмоций - и гнев, и отчаяние, и злость, тоска. Эти эмоции бывают настолько сильными, что человеку сложно с ними справиться. Поддержать его и помочь ему справиться с этим состоянием - это и есть первая задача работы психолога на ЧС. Вторая задача - помочь подумать о будущем. Оказавшись в ЧС, человек попадает в ситуацию, когда жизнь его как-будто разламывается на две половины. Была какая-то жизнь до этого момента, но она в одно мгновение закончилась, а что будет дальше - пока не очень понятно. Человек попадает в состояние "пустого настоящего". И в этой ситуации специалисты-психологи могут помочь человеку найти такие ресурсы, чтобы он мог справиться с тем, что с ним произошло, и выстроить свою жизнь, которая будет после. И третья задача, которую решают психологи при работе в экстремальных, чрезвычайных ситуациях - это задача снижения риска возникновения таких социально-психологических явлений, как паника, агрессия, распространение слухов. А методы, которые при решении всех этих трех задач используют специалисты - самые разные.

Как быстро человек может вернуться к нормальной жизни после экстремальных переживаний? От чего зависит длительность восстановительного периода?

Ответ на этот вопрос очень зависит от того, что именно произошло в жизни конкретного человека, о какой экстремальной ситуации мы говорим. Если мы говорим о ситуации, не связанной со смертью, с гибелью близких, то в среднем, очень приблизительно, период восстановления составляет несколько месяцев. Принято считать, что если такие тревожащие признаки, как раздражительность, бессонница, постоянные воспоминания о событии, не прошли в течение полугода - то можно говорить о том, что скорее всего, это посттравматическое стрессовое расстройство, и в этом случае человеку необходима помощь специалиста психолога, психотерапевта. То есть полгода - это такой средний срок, за который человек может справиться с тем, что произошло. Если ситуация связана с потерей кого-то из близких, тогда этот период может длиться дольше. С человеком происходит такой процесс, который можно назвать "работа горя". Эта работа заключается в том, что человек день за днем разрывает те ниточки, которые связывали его с погибшим человеком. И разрывание каждой такой ниточки, конечно, отзывается эмоциональным горем. Когда человек видит любимую чашку своего близкого, или оказывается в тех местах, где они вместе гуляли. К сожалению, работа горя - это такая ситуация, с которой в жизни сталкивается каждый человек, и это плата за любовь и за те близкие отношения, которые связывают людей в жизни. Иногда случается так, что человек не может справиться с этой работой, и как бы "застревает" в своем горе. Поэтому считается, что если такое тяжелое эмоциональное состояние, тяжелые переживания длятся больше года, то это как раз тот случай, когда может потребоваться помощь специалиста. Еще хотелось бы добавить, что несмотря на то, что очень часто слышишь - "каждому человеку, пережившему подобную ситуацию, нужен психолог" - мне кажется, что нужно относиться к этому мнению с осторожностью. Большинство людей, по разным исследованиям - от 70 процентов и более, могут справиться с этим самостоятельно. Как правило, ресурсов человека достаточно для того, чтобы пережить эту трагедию и жить дальше. И еще мы очень часто говорим о негативных последствиях переживания экстремальной ситуации, но есть еще такое понятие, которое профессиональным языком называется "посттравматический рост". Это такое явление, когда человек, пережив трудную ситуацию, открыл в себе какие-то способности, он смог с этим справиться, или убедился в том, что рядом с ним верные, надежные друзья, понял, что он сильнее, или смелее, чем он себя оценивал раньше, стал по-другому относиться и ценить то, что есть у него в жизни. Или, наоборот, понял, что в его жизни нужно изменить. Поэтому переживание экстремальной ситуации, как ни парадоксально это звучит, может быть и хорошим событием в жизни человека.

Люди, пережившие сильный стресс нередко пытаются подавить его в себе с помощью алкоголя. Насколько это правильный метод?

Очень хороший вопрос, спасибо. Начнем с самого начала. Во-первых, стресс - это такая реакция нашего организма, нашей психики, которая позволяет очень быстро получить необходимые силы для того, чтобы справиться с какой-то неожиданной или опасной ситуацией. Поэтому, если такие ресурсы нашим организмом уже предоставлены, наверное, не очень правильно их подавлять. Поэтому, наверное, более правильная формулировка - справляться со стрессом. Теперь что касается алкоголя. В небольших дозах алкоголь действительно может являться адаптагеном. Это значит, что в небольших дозах алкоголь помогает успокоиться, расслабиться, в какой-то степени справиться с нагрузками. В больших дозах, наоборот, усиливает негативные реакции. А лично мое мнение - алкоголь нужно употреблять не как лекарство, а получать удовольствие от вкусной еды, напитков и общения с теми людьми, которые близки и приятны.

Как быстро человек может оправиться после пережитого стресса? Имеет ли значение масштаб катастрофы?

Юлия Шойгу на онлайн-конференции

Первая часть этого вопроса совпадает с ответом на второй вопрос, поэтому отвечаю на вторую часть. Масштаб катастрофы имеет значение, прежде всего тем, что чем крупнее катастрофа, тем большее общественного интереса к этой ситуации привлечено. Тем чаще человек слышит о том, что он является пострадавшим, что он является жертвой этой ситуации. И это очень опасно, потому что само представление, сама социальная роль пострадавшего, роль жертвы - во многом не дает человеку возвращаться дальше к нормальной жизни. Поэтому люди, пострадавшие в крупных катастрофах, чаще имеют отдаленные неблагоприятные последствия для своего психического здоровья.

Чем именно может помочь психолог человеку, который только что потерял близкого?

Я уже немного рассказывала о том, в чем заключается работа психолога в экстремальной ситуации. И действительно, психолог помогает справляться с теми сильными и захлестывающими эмоциями, которые его в этот момент охватывают. Если мы говорим о работе в условиях катастрофы, то очень часто человек не понимает, что ему нужно делать, куда ему идти дальше, и специалисты в доступной форме объясняют и говорят о том, какие шаги нужно предпринять. И отдельно стоит психологическая помощь при таком сложном процессе, как опознание погибших. В этой ситуации психологи оказывают поддержку, эмоционально и психологически готовят человека к тому, что ему предстоит сделать в этой ситуации. А на более поздних этапах задача психологов в том, чтобы помочь человеку пережить утрату и жить дальше.

Какие новейшие методы оказания психологической помощи использует Ваш центр?

За последний год нашей работы мы активно развиваем дистанционные технологии оказания психологической помощи при ЧС, например, по телефонам "Горячей линии" и через нашу Интернет-службу. За последний год создана, апробирована и внедрена в практику система оценки рисков возникновения неблагоприятных социально-психологических явлений - паники, агрессии, слухов и так далее. В каждой конкретной ситуации специалист вводит более 20 объективных характеристик произошедшего события, и в течение нескольких секунд получает оценку, насколько велик риск возникновения каждого конкретного такого явления. Это позволяет наиболее грамотно планировать наши действия для того, чтобы снизить вероятность развития негативных событий. Если говорить о повседневной деятельности, используется современное психофизиологическое оборудование, в первую очередь - это приборы, в которых используется принцип биологической обратной связи. Это система, которая позволяет человеку научиться контролировать физиологические проявления стресса, а значит, и снижать его уровень.

Здравствуйте Юлия! Расскажите, пожалуйста, как на бытовом уровне помочь человеку, с которым случилось горе: умер кто-то из близких. Ведь такое случается не только при катастрофах, а квалифицированный психолог - большая редкость. Существуют ли простейшие психотехники, которые смог бы применить любой человек, чтобы оказать помощь своим близким или может даже самому себе? И каковы особенности вашей работы с детьми, подростками, пожилыми людьми и вообще разными возрастными и социальными группами?

Огромный вопрос, на него можно отвечать бесконечно. И это вопрос, который довольно часто нам задают. Поэтому, во-первых, такие технологии есть, мы планируем, с одной стороны, до конца года разместить рекомендации специалистов и описание приемов, которые могут применяться обычным человеком без специальной профессиональной подготовки, это такая, если можно сказать, допсихологическая помощь. Во-вторых, в следующем году в наших планах издание такой брошюры, которая ориентирована на широкий круг пользователей, с описанием конкретных приемов и техник. Можно и сейчас дать несколько рекомендаций, Ольга приводит в пример ситуацию, когда умер кто-то из близких, в этой ситуации очень важно не бояться говорить с человеком об этом. Ведь очень часто мы стараемся не говорить с человеком о том, что произошло, потому что боимся ранить или травмировать его. Но на самом деле, когда человек теряет кого-то из близких, ни о чем другом он в этот момент думать, и даже иногда говорить - не может. Поэтому очень важно дать ему такую возможность. Еще то, что часто пытаются делать - это успокаивать, когда человек плачет, в том числе давая успокоительные препараты из домашней аптечки. Но ведь когда человек теряет кого-то из близких, горевать и плакать - это нормальная реакция. Поэтому человека лучше поддержать, а не делать так, чтобы он перестал плакать. Есть, конечно, свои особенности при работе и с детьми, и с пожилыми людьми, и с разными социальными группами. Это настолько специальная тема, которой можно посвятить, наверное, отдельную пресс-конференцию, отдельное интервью, и все равно будет мало.

Сколько лет подряд психолог МЧС может работать эффективно, не становясь жертвой "синдрома эмоционального сгорания"? Как определяется эффективность его работы?

Юлия Шойгу на онлайн-конференции

Тоже очень интересный вопрос, большое спасибо. Наверное, невозможно определить точно, сколько лет психолог может работать эффективно. Я работаю 12 лет, надеюсь, что пока эффективно. Некоторые уже через полгода понимают, что это не их дело и не их работа. Синдром эмоционального выгорания на самом деле зависит не столько от стажа работы специалиста, сколько от мотивации, то есть от желания выполнять эту работу и от того, насколько эта работа любима и нравится. В нашей работе есть несомненные плюсы и несомненные ресурсы. Для себя я их формулирую таким образом: во-первых, когда случается катастрофа, наверное, каждый нормальный человек испытывает желание помочь другому. Именно поэтому люди становятся донорами, собирают гуманитарную помощь, перечисляют деньги на благотворительные счета. А мы можем помогать благодаря нашим профессиональным навыкам, умениям и знаниям. И это желание помочь мы реализуем в своей профессии. Второе положительное качество в нашей работе - это то, что когда ты так часто видишь, как быстро, нелепо и неожиданно может произойти беда - ты становишься более внимательным к своим близким, детям, женам, мужьям, родителям, больше ценишь то, что у тебя в жизни есть сейчас. У нас в коллективе есть такая поговорка, что приезжая из командировки, уже нет разницы, кто не вынес мусор. То есть уже по этому поводу скандала дома точно не будет. Наверное, все это помогает нам любить свою работу и не становиться жертвами синдрома эмоционального выгорания. Если говорить об эффективности работы, то психолог может эффективно работать при двух условиях: с одной стороны, представитель этой профессии просто не имеет права становиться черствым, жестким и циничным человеком и относиться к своей работе как к конвейеру. С другой стороны, специалист всегда хорошо должен осознавать, что горе случилось не у него, и что он не имеет права так же эмоционально страдать, как пострадавший. Просто потому, что в таком состоянии не сможет ему помочь. А если говорить об оценке эффективности работы психологов в целом - это очень большой вопрос, как оценить, насколько эффективной была проделанная работа. Со стороны это выглядит так - какие-то люди с кем-то о чем-то говорят. Какой это эффект оказало, померить в сантиметрах, килограммах невозможно. Поэтому критерии оценки эффективности нашей работы зачастую очень косвенные. Это может быть и количество тех людей, которым не потребовалась срочная медицинская помощь, и отсутствие или снижение интенсивности массовых социально-психологических явлений, и субъективная оценка того человека, с которым мы работаем, когда люди говорят "спасибо", и что мы очень помогли. Наверное, по всем этим критериям и можно оценить в общем эффективность такой работы.

Откуда к вам приходят работать кадры? Заранее спасибо.

Вы знаете, кадры к нам приходят работать отовсюду, и в центре экстренной психологической помощи в Москве работают специалисты из разных городов России, и даже несколько человек из Белоруссии. А так как у нас еще шесть филиалов, и мы собираемся создавать седьмой, то среди сотрудников нашей организации широко представлена вся география нашей страны. Если говорить об образовании, из разных вузов к нам приходят работать ребята, основное требование при подборе кадров - это хорошее базовое психологическое образование и определенный набор личностных качеств - стрессоустойсчивость, ответственность, активная жизненная позиция, неравнодушие. В ряде случаев - и опыт работы по специальности не является обязательным требованием.

Скажите, увеличивается ли поток звонков на горячие линии МЧС после таких катастроф, как крушение самолётов? Что спрашивают люди и о чём беспокоятся?

Вы знаете, как только происходит какая-то катастрофа, телефон горячей линии МЧС становится горячей линией для информационной и психологической поддержки для тех людей, которые сами пострадали или у которых пострадали или погибли близкие. И в те дни, когда идет основной этап работы по ликвидации последствий ЧС, раздается огромное количество звонков именно от родственников, близких пострадавших и погибших людей, и от самих пострадавших, и все это время наши специалисты находятся на связи с этими людьми, поддерживают, помогают, подсказывают, предоставляют им всю необходимую информацию. Таких звонков может быть до тысячи в сутки. По последней ситуации, связанной с авиакатастрофой в Ярославле, на горячую линию поступило около 350 звонков. В период после ЧС действительно увеличивается доля звонков, связанных со страхами, возникающими после конкретной ситуации. Больше всего, конечно, вызывает тревогу у людей страх авиационной катастрофы, ну и вообще катастрофы на транспорте.

Юлия, здравствуйте! У меня такой вопрос - как сами психологи, оказывающие экстренную помощь, справляются с психологической нагрузкой? Какая работа проводится с ними? Какие эмоции возникают у психологов, когда они узнают о ЧС?

Юлия Шойгу на онлайн-конференции

Во-первых, для того, чтобы работать психологом в МЧС, нужно пройти собеседование, и уже на этом этапе мы стараемся отобрать тех людей, которые смогут работать, и для которых работа в таких условиях не будет опасна для их здоровья, психического, в первую очередь. Во-вторых, перед тем, как специалист попадает на ЧС, как правило, он успевает пройти целый курс подготовки. Я говорю - как правило, потому что были, конечно, случаи, когда уже на второй день работы человек попадал на ЧС. Когда специалист выезжает на место ЧС в первый раз, он всегда работает под руководством более опытных специалистов. А после возвращения с ЧС проводится небольшое постэкспедиционное обследование, и в случае необходимости может быть предложена и психологическая, и медицинская помощь. Хотя таких случаев на моей памяти очень мало. Когда специалисты нашего Центра получают известие о том, что случилось, первое, что происходит - это такая мобилизация. Так как в этот момент нужно совершить очень много действий, подготовить документы, предусмотреть, чтобы в рюкзаке лежало все необходимое, в ряде случаев - доехать до места сбора, лететь, ехать туда, где случилась катастрофа, и такая мобилизация очень кстати. И сразу же мы начинаем обсуждать и предполагать, с чем нам придется столкнуться. Могу сказать, что я не сталкивалась с двумя одинаковыми чрезвычайными ситуациями, в каждом случае были свои нюансы, которые делаи работу специалистов-психологов особенной. А на месте специалисты работают непосредственно с людьми. И специалисты, которые работают, сочувствуют каждой семье и каждому конкретному человеку, и стараются вникнуть во все особенности и нюансы именно этой семьи. По-человечески, конечно, возникают разные эмоции, потому что беда случается с разными людьми, и поведение некоторых людей иногда нас расстраивает. А чем-то мы восхищаемся, и видим, насколько мужественно некоторые люди переживают ситуацию, поддерживают своих близких. Поэтому отношение к каждой ситуации, к каждой семье очень эмоционально окрашено. Но, повторюсь, специалисты стараются вникнуть в ту ситуацию, в которой находится каждый конкретный человек, каждая семья.

У Вас в центре работают практически одни женщины. Как домашние относятся к домашние к такой работе?

Наверное, не могу ответить за всех, но у большинства специалистов близкие относятся с пониманием. И всегда, когда на собеседование приходят специалисты, которые хотят у нас работать, один из последних вопрос, которые я задаю - это вопрос о том, точно ли вы решили и поговорили со своими близкими. И всегда перед тем, как подписать заявление о приеме на работу, я предупреждаю, что к нам трудно попасть, большой конкурс, сложный отбор. Но несмотря на это, уйти с этой работы еще сложнее. Потому что это особый ритм жизни, в котором вынужден жить не только сам специалист, но к которому вынуждены приспосабливаться и все его близкие. Поэтому повторю, что у большинства специалистов близкие относятся с пониманием.

"Ты только не говори сразу, сначала подготовь!" - это очень распространенная фраза в фильмах, когда кто-то должен сообщить кому-то о несчастье. Действительно ли лучше не говорить сразу? Что значит подготовить?

Очень интересный вопрос. Действительно, во-первых, никто не знает, что значит подготовить. Эта фраза часто произносится, и она нужна скорее тому, кто сообщает. Эмоционально очень сложная задача - сообщать плохие вести. И поэтому мысль о том, что нужно подготовить, рождается скорее из-за страха самого человека, который должен сообщить, ведь всем нам страшно и некомфортно говорить о плохом. Поэтому фразы, которые мы слышим в фильмах - ты присядь, ты только не волнуйся - в обыденной жизни служат для того, чтобы человек сам догадался, что сейчас произойдет что-то не очень хорошее. И чтобы не пришлось сообщать ужасную вещь, а человек сам спросил об этом. Мое профессиональное мнение заключается в том, что нужно говорить сразу правду, в той форме, в которой человек ее поймет и воспримет. Потому что в своей работе мы зачастую сталкиваемся со случаями, когда кому-то из членов семьи не сообщают о смерти близкого. И получается совершенно парадоксальная ситуация. Вроде бы это делается, чтобы оградить человека от лишних переживаний. А на самом деле получается противоположная ситуация, когда вся семья переживает эту трагедию вместе, а человек, которому не сообщили, все чувствует, подспудно понимает, но находится один и в неизвестности, понимая, что случилось что-то страшное, а что - он точно до конца не знает. У нас в Центре есть такая поговорка: "Не знаешь, что говорить - говори правду".

Что может повлиять на психологическое состояние пострадавших и родственников погибших, усугубить его или наоборот помочь им?

Юлия Шойгу на онлайн-конференции

Разные особенности чрезвычайной ситуации могут оказать влияние на психологическое состояние пострадавших, родственников погибших. Это и то, какое событие произошло, и насколько далеко они находятся от дома и поддержки близких, и то, насколько широко и объективно идет освещение этого события в СМИ. Вообще информация на ЧС занимает особое место. Ведь люди, которые так или иначе затронуты этой катастрофой, ловят каждое слово, смотрят и читают все, что можно посмотреть и прочитать по поводу случившегося. И поэтому конкретно для этой группы - пострадавших и их родственников очень важно, чтобы информация была достоверной и подана в той форме, в которой они могли бы ее воспринять. Но зачастую мы, например, видим, как во время той или иной катастрофы выступают разные эксперты, и настолько они дают разные прогнозы развития, что люди не знают, чему верить. Два наиболее распространенных случая. Ситуация с гибелью подводной лодки Курск, когда с разницей в 2 часа разные специалисты говорили совершенно разные вещи. Второй такой случай был совсем недавно, когда строились прогнозы развития ситуации на японской атомной станции "Фукусима". Еще часто бывает, что те люди, которые рассказывают о чрезвычайных ситуациях, утрируют и делают акцент на тех кошмарах и ужасах, которые пришлось пережить пострадавшим и погибшим. Это тоже информация, которая наносит большую травму и заставляет страдать тех людей, которые являются близкими погибших. Еще одна проблема, которая нередко встречается, когда в качестве новости выходит недостоверная информация. Такой случай был в Ярославле, такой случай был еще на одной из катастроф, на которой мы работали, когда жена одного из командиров судна никак не могла в течение нескольких дней опознать тело, в СМИ прошла информация, что он жив, и ей стали звонить знакомые и поздравлять... Иногда бывает, что объявляется как случившийся факт какая-то версия или гипотеза, которая еще проверяется. Например, в ситуации с крушением теплохода "Булгария" была непроверенная информация о том, что нескольким пострадавшим удалось выжить, и они находятся на острове. И тут же эта непроверенная информация была подхвачена, она вышла в качестве новости. И люди - родственники пострадавших, пытались узнать, кто же эти выжившие, но, к сожалению, информация не подтвердилась…

После взрывов в метро в этом году моя сестра, хоть и не была в непосредственной близости от места происшествия, крайне тяжело отреагировала на случившееся. С тех пор у нее сильный подсознательный страх, она не может находиться одна в квартире, стоит ей остаться в одиночестве, как ей кажется, что случится что-то ужасное. Как я могу ей помочь, находясь в другом городе? К психологу идти отказывается.

Мы уже говорили об этом выше, информация играет колоссальное значение. И конечно, журналисты, которые освещают ЧС, делают большое, важное и нужное дело. Но в ряде случаев такая информация может сделать человека, если можно так выразиться, "вторичной жертвой", то есть настолько он впечатлился от просмотра, прочтения, рассказов очевидцев, что у него появился страх, или, по-другому, тревожно-фобическое расстройство. Это настолько выраженный страх, что он мешает человеку жить нормальной, полноценной жизнью. В этой ситуации, которую описала Светлана, речь может идти о том, что такие переживания уже действительно превратились в психологическую проблему, потому что эти переживания начали мешать ей жить. И здесь, мне кажется, помощь Светланы должны заключаться в том, чтобы найти хорошего специалиста и помочь своей сестре решиться на обращение к нему. Мне кажется, многие люди испытывают трудности с тем, чтобы помочь своим близким решиться согласиться на помощь. В этом Светлане может помочь грамотный психолог или психотерапевт, который может обсудить с ней стратегию разговора. То, что Светлана находится в другом городе - не страшно, сейчас очень много дистанционных методов, консультирование с помощью Интернет или по телефону.

Мой муж очень часто летает самолетами в разные точки страны. Я устала переживать! каждый перелет - я на таблетках. В последний раз он летел, когда разбился самолет в Ярославле. Пришлось вызывать скорую - с сердцем стало плохо мне! Сама я панически боюсь летать! Страх пришел после последнего полета 15 лет назад, тогда самолет не мог сесть в Москве, долго кружил, жег бензин, теперь меня невозможно заставить лететь! Это плохо, для меня закрыта заграница и так далее. Да и Бог бы с ней, но летает муж - и страх просто убивает! Пока не получу "смс", что все "ок" - просто схожу с ума! Что можете посоветовать? Если, конечно, можете. С уважением, Елена, Краснодар

Очень похожая ситуация на описанное в предыдущем вопросе. Здесь тоже речь идет о давно сформировавшейся проблеме, которая значительно повлияла на жизнь Елены. И этот страх уже 15 лет живет в качестве члена их семьи. Более того, этот страх переносится на близких, в частности, на мужа; это стало воплощаться в проблемах со здоровьем. И страх уже стал некой личностной особенностью, чертой Елены. Мне кажется, что в этой ситуации тоже очень важно обратиться к специалисту для того, чтобы попробовать посмотреть на свой страх со стороны, нужен ли он вам в качестве еще одного члена Вашей семьи, или можно попытаться справиться с ним. Мне хотелось бы обратить внимание на те признаки, когда мы говорим о том, что страх становится проблемой. Мы все чего-то боимся, кто-то пчел, кто-то летать, собак или высоты. И большинство из нас прекрасно с этими страхами живет. Но страх может начать влиять на нашу жизнь, поведение, поступки и принятие решений, как, например, в семье Елены. Это первый признак, что страх активно влияет на жизнь. А второй признак того, что нужно обращаться к специалисту - что страх этот не помогает сохранить жизнь и здоровье. Для чего нам дана такая эмоция - например, страшно прыгать с 14-го этажа. Страх предохраняет от необдуманных поступков. И он оправдан, и справляться с таким страхом не надо. А страх летать на самолетах не очень оправдан, потому что, например, в ДТП погибает в сотни раз больше людей, чем в авиакатастрофах. Я видела статистику, что смерть в авиакатастрофе наступает даже реже, чем смерть от утопления в собственной ванной. Тем не менее, страх летать на самолетах - очень распространенная проблема. Поэтому если есть эти два условия, что страх не адативен и страх мешает жить - пора обращаться к специалисту. От такого состояния вылечиться самостоятельно практически невозможно. Примерно так же, как самому себе вырезать аппендицит или удалить зуб.

Юлия Шойгу на онлайн-конференции

Какие есть в Центре традиции, сложились ли свои традиции, или заимствовали у психологов? Как вы будете отмечать День рождения службы?

Конечно же, в Центре есть традиции, они родились внутри нашей службы, они не были заимствованы. Есть традиции формальные, например, в нашей службе принято отмечать День рождения психологичекой службы 17 сентября. Своим профессиональным праздником мы считаем 27 декабря, День спасателя. И конечно, так как мы очень женская служба, особой популярностью пользуется праздник 8 марта. Есть традиции неофициальные - это целый ряд примет. Например, в пятницу мы стараемся особенно не радоваться, что наступил конец рабочей недели и впереди выходные – считается, что это верный признак того, что выходные проведешь на работе. Звоня друг другу в нерабочее время и выходные, коллеги говорят первую фразу – у нас все хорошо. Это означает, что звоним друг другу не потому, что надо куда-то ехать и где-то случилось несчастье, а просто по текущему вопросу. После возвращения с ЧС оставшаяся часть коллектива нас встречает с цветами, это тоже традиция. Обязательно после командировки мы не сразу едем домой, а на работу, переодеваемся, выпиваем чашку чая или кофе, делимся впечатлениями и только после этого едем по домам. И много-много традиций, поговорок, устойчивых выражений. А день нашего рождения мы собираемся отметить в работе, на следующей неделе у нас проходит сбор руководящего состава психологической службы, намечена очень плотная рабочая программа, это и мастер-классы, и деловые игры, и круглые столы, совещания по актуальным вопросам. Также в рамках этого сбора пройдет совещание общественного совета психологов силовых структур. Поэтому провести эти дни мы надеемся в хорошей компании, за интересным делом.

Мне хотелось бы в своем заключительном слове, во-первых, поздравить всех специалистов психологической службы с ее 12-летием, пожелать им здоровья, счастья, удачи, профессионального долголетия. А во-вторых, поблагодарить всех за очень интересные вопросы, отвечать на которые было традиционно интересно.

 

Мнение участников конференции может не совпадать с позицией редакции.

online конференции
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена