150 лет российской марке

Какой была первая российская марка? Кто и какими тиражами выпускает в стране марки? Как появляются идеи выпуска марок, и кто их воплощает? Не уменьшилось ли количество людей, занимающихся филателией? Какие российские марки представляют ценность для коллекционеров других стран? На эти и другие вопросы ответила Ольга СЕРЁЖИНА – директор по развитию Издательско-торгового центра «Марка».

 

ответы на вопросы

 

1. Цыбин Владимир : Марки какой геометрической формы разрешены к выпуску? Чем это обусловлено? Кто определяет стандарты размеров марок?

Ольга Серёжина: Ограничений по геометрической форме марок никаких не существует, выпускаются марки круглые, квадратные, треугольные. У нас даже выпускалась марка в форме новогодней елки, и блок марок был круглый, то есть вершины елок были повернуты внутрь. Обусловлена форма только полиграфическими возможностями типографии. Больше никаких особенных требований нет. Что касается стандартов размеров, существует такой вид продукции, как художественные маркированные конверты, на них марка не клеится, а напечатана типографским способом. И ее размер и расположение регулируется ГОСТом.


 

2. Юлия , Москва : Добрый день! Расскажите, пожалуйста, как выбирают сюжеты для выпуска марок? По каким критериям?

Ольга Серёжина: План по выпуску марок утверждает Государственная комиссия по государственным знакам почтовой оплаты. Материалы для этого плана готовим мы, плюс пожелания граждан, организаций, учреждений и всех, кого угодно. Естественно, в план попадает не все, и план формируется на основе положения о государственных знаках почтовой оплаты (ГЗПО). Там достаточно четко написано, что может быть изображено на марках, то есть какие-то исторические события всероссийского масштаба, личности такого же масштаба. Марка не может быть посвящена ныне живущим. Темой могут быть репродукции картин, тема должна отражать многонациональность нашей страны, государственное устройство, многообразие флоры, фауны, технических достижений, культурных достижений, но именно всероссийского масштаба.


 

3. Сергей Николаев , Санкт-Петербург : Сохранилась ли сейчас в среде филателистов ценность погашенных марок?

Ольга Серёжина: Видимо, сохранилась, но, в каком виде, этот вопрос надо адресовать в Союз филателистов.


 

4. Илья Александров , Москва : Крупнейшие коллекционеры антиквариата нашей страны известны, или почти известны, а вот филателисты? Люди, которые владеют самыми большими коллекциями марок? Их имена известны? Или это "широкая известность в узких кругах"? Сколько таких людей?

Ольга Серёжина: Как правило, это не афишируется, но из наиболее известных, например Анатолий Карпов.


 

5. Софья Павловна , Калуга : Какой была первая марка? Какого размера? Что на ней было изображено?

Ольга Серёжина: Появлению первой марки предшествовала большая работа. В течение пяти-шести лет изучался иностранный опыт, который существовал на тот момент по выпуску знаков почтовой оплаты, изучались принципы работы с марками, способы печати, почтовые правила и прочие технические детали. Было сделано несколько эскизов. Они были с головой Меркурия. Но, в итоге, старший гравер экспедиции заготовления государственных бумаг Ф.М.Кеплер разработал эскиз марки, который, собственно и был утвержден. Размер этой марки 15,6 мм х 20,4 мм. Изображен на ней двуглавый орел в мантии. В 1856 эскиз был утвержден и 10 декабря 1857 года был издан циркуляр о введении марок в почтовое обращение. Первые марки были без перфорации, то есть их приходилось от листа отделять ножницами. Связано это было с тем, что закупленное оборудование вовремя не прибыло в экспедицию, поэтому пришлось делать марки без перфорации.


 

6. Андрей Михайлов , Москва : Все помнят разделы в магазинах, где можно было покупать марки для коллекции. Кто тогда печатал эти марки? И кто этим занимается сейчас?

Ольга Серёжина: Сейчас почтовые марки можно приобретать в отделениях почтовой связи, а антикварные марки - в антикварных магазинах.
Кто печатал эти марки? Во второй половине XIX века этим занималась Экспедиция заготовления государственных бумаг, которая со временем была преобразована в Почтовый департамент. В советское время марки печатала Дирекция по изготовлению знаков почтовой оплаты. Где-то в 80-х годах прошлого века на базе этой дирекции был создан Издательско-торговый центр "Марка". По положению о ГЗПО ИТЦ "Марка" - единственное предприятие, которое может выпускать знаки почтовой оплаты.


 

7. Василий Прокопенко , Тверь : Изменился ли средний возраст филателистов? Увлекаются ли современные мальчишки марками?

Ольга Серёжина: В связи с экономическими изменениями в стране, действительно, филателисты несколько "постарели", однако сейчас прикладывается достаточно много усилий для того, чтобы возродить интерес детей, молодежи к почтовым маркам. В качестве примера могу привести, что "Марка", "Почта России" и "Союз филателистов России" проводят конкурсы среди детей и молодежи на разработку эскизов марок. Например, в этом году был конкурс с темой "Я рисую алфавит", посвященный Году русского языка, с одной стороны, и Году ребенка, с другой стороны. Было много участников. Победителем конкурса стал 10-летний мальчик, и его рисунок в итоге вышел на марке.


 

8. Александр Федорович , Москва : Существуют ли аукционы для марок? Выпускаются ли каталоги, которые бы позволили определить рыночную стоимость той или иной марки?

Ольга Серёжина: Очень много каталогов выпускается за рубежом, у нас в меньшей степени, и, действительно, по ним можно определить ценность любой марки, не только российской, но и зарубежной.


 

9. Дмитрий , Вологда : Изменилось ли количество марок, выпускаемых по сериям? Или остались только марки для утилитарных целей: почтовой рассылки, например? Спасибо!

Ольга Серёжина: Сейчас эмиссионная политика такая, что в год должно выходить где-то от 70 до 100 художественных марок. Это рекомендация Всемирного почтового союза, членом которого является РФ, и мы стараемся этой рекомендации придерживаться. Все марки являются знаками почтовой оплаты. При этом те же самые филателисты разделяют стандартные марки, которые печатаются из года в год, сюжет там не меняется, и художественные или комемморативные марки. Они посвящены каким-то людям, каким-то событиям, выпускаются ограниченным тиражом и ровно один раз.


 

Ольга СЕРЁЖИНА – директор по развитию Издательско-торгового центра «Марка»10. Сергей Выносов , Клин : Как часто выпускаются серийные марки? Что определяет их стоимость? Где их можно купить?

Ольга Серёжина: Стоимость марок определяется, исходя из потребности "Почты России", то есть из текущего почтового тарифа. Если текущий почтовый тариф сегодня 6 рублей 50 копеек, значит художественные марки будут пять, шесть или семь рублей. Есть марки с применением передовых технологий. В 2004 году была выпущена марка с тиснением золотом. Естественно, она в производстве стоила дорого и номинальная стоимость ее была 100 рублей. Купить марки можно в почтовых отделениях или в нашем почтовом салоне в Москве.


 

11. Павел , Санкт-Петербург : Чем отличаются марки почтовые от марок непочтовых? В чем смысл марки, если можно ее напечатать сразу на конверте (как на почтовой открытке)?

Ольга Серёжина: Почтовые марки от непочтовых отличаются тем, что, наклеив на конверт почтовую марку, вы отправите свое письмо или почтовую карточку. Соответственно, если вы наклеите не почтовую марку, то почта просто не примет к пересылке это отправление. В чем смысл марки. Дело в том, что на конверте, который упоминается ( конверты с литерой "А"), там марка, действительно, напечатана сразу типографским способом. Но, соответственно, текущий почтовый тариф в 6 рублей 50 копеек не может обеспечить пересылку, например, в другие страны, поэтому приходится доклеивать дополнительные марки.


 

12. Елена Симонова , Подольск : Раньше в членские билеты вклеивались марки-размер взносов. Используются где-либо сейчас такие марки?

Ольга Серёжина: В настоящее время в членские билеты никто ничего не вклеивает, поэтому такие марки мы не производим.


 

13. Яков , Сыктывкар : Кто занимается переоценкой редких марок? Ведь столько, сколько она стоила например, 20 лет назад, сегодня она стоить не может ? И куда мне обращаться, если у меня есть марки, доставшиеся мне в наследство, а я в их ценности ничего не понимаю, а ошибиться при продаже боюсь?

Ольга Серёжина: Кто занимается переоценкой. Существует узкий круг экспертов - признанные, не признанные, - которые могут оценить. Выпускаются каталоги. Переоценкой марок занимается рынок, по большому счету. Техническая сторона - эксперты, которые живо реагируют на все изменения на рынке. Для оценки коллекции, скорее всего, надо обращаться в клубы филателистов, либо самому покупать каталоги, и на их основании самому делать выводы о цене коллекции.


 

14. Анастасия Скляренко , Питер : Я где-то прочитала, что Путин собирает марки. Это правда? А выставок никогда не проводилось?

Ольга Серёжина: Региональные выставки проводятся регулярно, где-то раз в два-три месяца. В этом году были выставки в Ульяновске, в Калуге и других российских городах. Также в этом году в Санкт-Петербурге состоялась всемирная выставка почтовых марок, посвященная 150-летию первой русской марки. Она была очень большой, в ней участвовали представители 68 стран, и это была вторая всемирная выставка в истории РФ. Первая состоялась в 1997 году в Москве, ровно 10 лет назад.


 

15. Катя , Ростов : В странах Европы на почтовых марках изображают королеву, принцесс. А у нас нет такой традиции. Планируется ли выпуск почтовых марок с изображением известных деятелей культуры, политики? Спасибо!

Ольга Серёжина: В Европе - да, изображают ныне живущих царствующих особ. У нас царствующих особ нет, поэтому мы их не изображаем. Что касается почтовых марок с изображением известных деятелей культуры и политики, у нас каждый год выходит достаточно много марок, посвященных таким деятелям. Например, в прошлом году вышла марка, посвященная Дмитрию Сергеевичу Лихачеву. Несколько лет назад выходили целые серии, посвященные деятелям кино, театра, литературы и искусства. В этом году был выпущен блок, посвященный Тарковским - отцу и сыну.


 

16. Елена Козлевич , Москва : Есть ли международные филателистические организации? Какие у них функции?

Ольга Серёжина: Во-первых, существует Всемирный почтовый союз, в рамках которого работает Всемирная ассоциация по развитию филателии. В функции этой организации входит выработка рекомендаций для всех почтовых администраций мира по выпуску знаков почтовой оплаты. Кроме того, поддержка каких-то новых начинаний в почтовых администрациях, новых видов продукции и новых способов продвижения филателии, особенно среди молодежи. Следующая организация - это Всемирная федерация филателии, которая объединяет все федерации филателистов всего мира. Например, Союз филателистов России является членом этой федерации. Основная функция - проведение всемирных выставок в целях популяризации филателии. Также существует Всемирная ассоциация издателей каталогов почтовых марок, Всемирная ассоциация дилеров почтовых марок и Всемирная ассоциация журналистов, пишущих на тему филателии.


 

17. Сергей Баранов , Пермь : А есть ли серия марок с изображением крупных российских городов?

Ольга Серёжина: Во-первых, есть серия марок "Регионы России", она длится уже несколько лет и каждый год выходит 5-6 марок, посвященных регионам России. И к юбилеям крупных городов выпускаются отдельные марки. Например, замечательный выпуск был к 1000-летию Казани, к 300-летию Санкт-Петербурга была выпущена целая серия марок в течение двух лет, ну и множество других.


 

18. Роман Крупнов , Москва : Кто формирует заказ на выпуск марок? Как определяется количество, ведь за последнее время количество почтовых отправлений резко уменьшилось?

Ольга Серёжина: Марки печатаются под потребности "Почты России". Тираж художественных марок зависит от двух критериев - потребность почты, сколько почта может этих марок реализовать, второй критерий - тема. Если тема интересная, то, понятно, что почта, филателисты купят намного больше. Это два основных критерия. По сравнению с объемами, выпускаемыми в Советском Союзе количество почтовых отправлений сократилось, соответственно сократилось количество выпускаемых марок. Но, если сравнивать 2006 и 2007 годы, то в этом году количество отправлений возросло.


 

19. Екатерина Славнова , Челябинск : Не считаете ли вы, что с развитием интеренета роль марки может быть утрачена? Люди перестали писать письма, все переходит в электронную переписку.

Ольга Серёжина: По поводу перехода в электронную переписку. Это, видимо, взгляд больше из Москвы и других крупных городов, потому что в маленьких населенных пунктах роль почты никуда не ушла. И, плюс к этому, люди, которые пользуются новыми технологиями, стали в последнее время возвращаться к эпистолярному жанру. Отправка открыток, опять входит в моду.


 

20. Завидова Олеся , Видное : Какие способы печати марок существуют сейчас? Как развивается технология изготовления марок? Существуют ли у России свои ноу-хау в изготовлении марок?

Ольга Серёжина: На текущий момент основной способ печати марок, это офсет, но также применяется металлография. Что касается развития технологий, то сейчас выпускаются очень интересные марки, например мы выпускали марки с запахом - марки были про фрукты, и марка с изображением яблока пахла яблоком, с изображением ананаса - пахла ананасом. Была выпущена марка, посвященная Кубку Дэвиса, соответственно на изображении Кубка было сделано тиснение серебром, а на изображении теннисного корта был нанесен грунт с корта, на котором проходили соревнования. Сейчас в мире производятся марки с голографией, марки с кристаллами Сваровски. Что касается России, в 2006 году в типографии Гознака была отпечатана серия марок, посвященная музеям Московского Кремля - марки были с конгревом (объемное тиснение) и частичной лакировкой.


 

21. Сергей Малин , Питер : Скажите, а я могу просто наклеить художественную марку соответствующей стоимости на конверт для отправки, то есть использовать ее как почтовую? Спасибо!

Ольга Серёжина: Естественно, так как художественная марка является государственным знаком почтовой оплаты, ее можно наклеить на конверт и отправить письмо. Единственное, стоимость всех наклеенных марок должна соответствовать тарифу.


 

22. Димон : Можно ли говорить о модных течениях в собирательстве марок? Что охотнее всего приобретается филателистами?

Ольга Серёжина: Коллекционирование - дело личное. И у каждого коллекционера - свои предпочтения. Выделить единые и модные тенденции не представляется возможным.


 

23. Владимир Охтин : Насколько высоко оцениваются российские марки у зарубежных коллекционеров? Престижна ли российская марка?

Ольга Серёжина: Российские марки пользуются у зарубежных коллекционеров очень устойчивой любовью. Наши марки отличаются высоким художественным уровнем по сравнению с марками других стран. Например, у нас практически нет марок с фотографиями, если это и фотография, то это рисунок, сделанный на основе фотографии, но это именно рисунок. И за свои марки мы получаем международные призы. Например за серию марок 2005 года "Знаки Зодиака" мы получили гран-при Венской международной филателистической ассоциации.


 

24. Яна , Москва : А встречается ли подделка марок? Не редких, а обычных почтовых?

Ольга Серёжина: Подделки встречаются. Однако, художественные марки практически не подделывают. Стандартные марки тоже. Обычно подделывают художественные маркированные конверты. Мы сейчас совместно с "Почтой России" активно боремся с этими подделками, потому что, соответственно, они наносят финансовый урон почте. Выявляем распространителей и, прежде всего, изготовителей поддельной продукции и законными способами пресекаем их деятельность.

Завершающее слово:
Ольга Серёжина: Спасибо всем участникам нашей конференции. Хотелось бы сказать, что коллекционирование марок - хобби увлекательное и, по сравнению с коллекционированием машин, медалей и монет - менее затратное. А сам процесс разглядывания этих миниатюр - очень увлекательный и познавательный. Поэтому, если кто-то заинтересовался современными российскими марками - приглашаем всех посетить наш сайт www.marka-art.ru. Поздравляю всех с наступающим Новым Годом и Рождеством.

online конференции
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена