"Главное для меня – мотив судьбы"

Алексей Варламов, писатель, который стал одним из тех авторов, кто способствовал возрождению серии ЖЗЛ. Из-под пера Алексея Варламова вышли биографии Михаила Пришвина, Александра Грина, Алексея Толстого. Именно с биографией Алексея Толстого автор вошел в список финалистов крупнейшей литературной премии Россия «Большая книга» сезона 2007 года.

 

ответы на вопросы

 

1. Василиса , Чита : Когда у вас появилось желание стать писателем?

Алексей Варламов: Очень рано, в детстве. Мне было 8 или 9 лет, когда я написал свою первую вещь, это было продолжение трилогии про Незнайку. А более менее серьезно я стал писать в студенческие годы в университете.


 

2. Екатерина Думцева , Обь : Скажите, пожалуйста, почему вы обратились к жанру писательских биографий?

Алексей Варламов: Это произошло довольно случайно. Я защищал в университете диссертацию по творчеству Пришвина и написал его биографию. И мне понравился жанр биографии, он меня заинтересовал, и мне захотелось писать биографии других писателей, потому что через биографию писателей можно понять историю страны. Не отвлеченную историю, не абстрактную, а историю в лицах. Писатель эту историю аккумулирует, он ее через себя пропускает. И вот смысл русской революции, что такое гражданская война, советская власть через биографию Пришвина, Грина, Алексея Толстого, Михаила Булгакова, о котором я сейчас пишу, мне это стало понятно.


 

3. Игорь , Москва : При написании книг, какими источниками вы пользуетесь? Сколько времени приходится заниматься подготовкой и сбором материала?

Алексей Варламов: Я уделяю большое внимание источникам. Из них особенно важную роль для меня играют письма и дневники. Их очень любопытно сопоставлять с мемуарами, смотреть, как смещается оценка тех или иных событий, изложения этих событий в дневниках - это сиюминутный отклик, и в мемуарах, как люди забывают - иногда случайно, иногда намеренно, придумывают то, чего не было, замалчивают то, что было. В этом смысле работа биографа похожа на работу следователя. Я точно знаю, что никому нельзя доверять. То есть нельзя доверять ни дневникам, ни письмам, не допросам, ни стенограммам, не мемуарам. Доверять можно той информации, которая повторяется 2 или 3 раза из независимых источников. Моя задача - эти источники найти и их сопоставить. Это очень увлекательная работа. А времени уходит год, два, три, по-разному.


 

4. Евлатьев Дмитрий , Москва : Почему именно серия ЖЗЛ?

Алексей Варламов: Я давно уже сотрудничаю с издательством "Молодая гвардия". В 2002 году у меня вышла книга прозы "Затонувший ковчег" в этом издательстве. И поэтому для меня было совершенно естественно сотрудничать именно с издательством "Молодая гвардия". Кроме того, серия ЖЗЛ, наверное, самая авторитетная биографическая серия в России. И я рад, что мои книги выходят именно в этой серии.


 

Алексей Варламов, писатель5. Вовка , Тверь : Читая дневники Пришвина, не посещало ли вас чувство, что вы вторгаетесь в слишком личное пространство писателя, а тем более, если учитывать, что вы его по-своему трактуете?

Алексей Варламов: Посещало такое чувство. Была такая у меня проблема, которую я решил для себя следующим образом - Пришвин сам этого хотел. Есть люди, которые завещают после своей смерти сжечь, уничтожить их письма и дневники. Классический пример - Кафка. он не хотел, чтобы в его жизнь вторгались. И здесь проблема корректности, уместности, действительно, встает - можно или нельзя нарушать волю покойного. Что касается Пришвина, то он сам хотел, чтобы его жизнь со всеми его нюансами, со всеми подробностями, частностями, в том числе его любовная жизнь, стала предметом изучения. Он берег для этого дневники. Он их завещал будущему читателю.


 

6. Марина , Москва : Вы боитесь критики? Или Вы боитесь критиков?

Алексей Варламов: Да, боюсь.


 

7. Николай Андреевич : Чем вы руководствуетесь при выборе личности, о которой будете писать?

Алексей Варламов: Конечно, процесс поиска личности происходит вместе с издательством. Но мое мнение все равно решающее. Мне интересно писать о людях неоднозначных. О тех людях, вокруг которых тянется шлейф мифов и легенд, созданных либо ими самими, как в случае с Пришвиным, либо их окружением, как в случае с Распутиным или Алексеем Толстым.


 

8. Халилов Егор , Белгородская область : Что самое главное при написании биографических романов?

Алексей Варламов: Не врать.


 

9. Константин Артурович , Нижний Новгород : Алексей Николаевич, есть ли место религии в Вашей жизни?

Алексей Варламов: Да, есть.


 

10. Богальцева Анастасия , Курган : У вас дома есть коллекция ЖЗЛ, если да, то есть ли любимые книги?

Алексей Варламов: Есть небольшая коллекция. Очень люблю биографию Горького, написанную Павлом Басинским. Мне также нравятся две очень разные книги, в которых выражены, как мне представляется, две тенденции из серии ЖЗЛ. Это очень большая книга Быкова о Пастернаке и очень маленькая книга Лекманова о Мандельштаме.
Еще бы отметил книгу Б.Н. Тарасова о Чаадаеве и А.Ф. Лосева о Соловьеве.


 

11. Оксана Руденко , Оренбург : С вашей точки зрения, какой след оставляет первая любовь в судьбе творческого человека, в частности в судьбах ваших героев-писателей?

Алексей Варламов: Я думаю, что здесь можно с уверенностью говорить только о биографии Пришвина. В его жизни эта несостоявшаяся первая любовь определила все.


 

12. Альбина , Москва : Алексей, какая книга сыграла важную роль в Вашей жизни?

Алексей Варламов: Мне трудно назвать одну книгу. Но, наверное, я бы назвал Достоевского, его роман "Преступление и наказание", потому что именно через этот роман я впервые прочел фрагмент Евангелия. Да и вообще, "Преступление и наказание", это совершенная вещь. Очень большое впечатление произвел на меня роман Бориса Пастернака "Доктор Живаго". Книги Солженицына, особенно "Матренин двор" и "Бодался теленок с дубом". Чехов "Моя жизнь". Маркес "100 лет одиночества".


 

13. Татьяна , Петербург : Подражали ли вы в раннем творчестве какому-нибудь писателю? Есть ли у вас кумиры?

Алексей Варламов: Я не могу сказать, что я сознательно подражал, но я думаю, что чисто интонационно на меня сильно повлиял Чехов и Юрий Казаков. Слово "кумир" мне не очень нравится применительно к писателям, но в 20 веке я больше всего люблю Бунина и Платонова.


 

14. Крыжановская Алиса , Петербург : Вы сказали в одном из своих интервью, что писатель не должен думать о премии. Вам действительно удается не думать об этом? Если вы станете победителем, куда вы потратите деньги?

Алексей Варламов: Ну, стараюсь не думать. А делить шкуру не убитого медведя, это не в моих правилах.


 

15. Анастасия , Калининград : Вы помните ту единственную, которой хотели бы посвятить все свои произведения?

Алексей Варламов: Да, у меня хорошая память.


 

16. Жиганов Андрей , Сочи : С вашей точки зрения, трудно ли пробиться настоящему писательскому таланту в нашей стране?

Алексей Варламов: Думаю, что это трудно всегда и везде. Дело не в нашей стране и не в нашем времени. Но пробиваться надо.


 

17. Алексей , Москва : Алексей, Вы поддерживаете отношения со своими бывшими однокурсниками по МГУ, что значат для вас студенческие годы?

Алексей Варламов, писательАлексей Варламов: Студенческие годы сделали из меня человека. Я очень люблю университет, очень люблю и вспоминаю это время. Я учился с 1980 по 85-й год и то, что я получил в университете... если бы я не учился в университете, из меня не получился бы писатель. Я с удовольствием вспоминаю своих профессоров: Веру Арсеньевну Белошапкову, Михаила Викторовича Панова, Никиту Ильича Толстого. Часто они становились героями моих произведений. И вообще, очень многое определили в моей судьбе. А мои нынешние друзья - это мои друзья по университету.


 

18. Юрий Зубов , Моосква : Как вы считаете, подготовлен ли российский читатель к серьезным литературным произведениям? И нужно ли вообще готовиться к этому?

Алексей Варламов: К сожалению, думаю, не очень подготовлен. Потому что мы живем в то время, когда люди очень стремятся к облегченному восприятию жизни. Современный человек себя обкрадывает. Но проблема заключается не в том, что мало читают современную прозу, хотя это тоже имеет место быть, проблема в том, что люди хуже воспринимают собственную классику. И то, что меня очень волнует, это преподавание литературы в школе. У нас происходит дегуманизация образования, которая ведет к дегуманизации общественной жизни.


 

19. Юлия Прокофьевна , Петрозаводск : Алексей Николаевич, Вы лауреат нескольких премий, какая из из них самая значимая?

Алексей Варламов: Солженицынская.


 

20. Шестинский Олег , Сестрорецк : А вы читали произведения коллег по финалу?

Алексей Варламов: Я читал произведения своих коллег по финалу "Большой книги", но не те, которые вошли в шорт-лист, а предыдущие. И отношусь к этим авторам с большим уважением.


 

21. Захаров Станислав , Красноармейск : Есть ли повесть, рассказ, роман, которые вы написали, но которые вы, по определенным причинам, никогда не опубликуете?

Алексей Варламов: На сегодняшний день такого произведения у меня нет. Но я не исключаю, что такое произведение может появиться.


 

22. Мария , Москва : Алексей, приходилось ли Вам заниматься переводом художественной литературы? Какими иностранными языками владеете?

Алексей Варламов: Я никогда не переводил художественную литературу. Что касается иностранных языков, то я более или менее сносно владею английским и испанским, хуже французским. А вообще к переводчикам литературы отношусь с большим уважением. Не так давно я принимал участие в семинаре переводчиков в Ясной поляне и увидел, какой это тяжелый труд.


 

23. Денис , Москва : На что Вы потратили свой первый гонорар?

Алексей Варламов: На свой первый гонорар я собрал своих первых друзей, и мы очень хорошо посидели. Хотя это был короткий рассказ, всего пять страниц, но гонорара хватило, чтобы накормить и напоить компанию из дюжины молодых голодных людей. Это было в декабре 87-го года. И еще хватило денег, чтобы купить спальный мешок и пойти летом в поход.


 

24. Дарья , Санкт-Петербург : Как вы думаете, есть ли возраст в котором уже поздно начинать писать?

Алексей Варламов: Нет. Более того, я думаю, что есть особая прелесть в том, чтобы начинать поздно. И потом, я думаю, что очень интересно, когда пишут много пожившие и много повидавшие люди для себя. Такая литература будет очень востребована, как мне представляется. Так что дело не в возрасте, а в жизненном опыте. В том, чтобы было, что сказать.


 

25. Андрей Миронов , Санкт-Петербург : Алексей, Вы модный писатель? Хотели бы Вы, чтобы Ваши книги стояли на одной полке с Робски, Устиновой, Минаевым, Донцовой, Собчак?

Алексей Варламов: Нет, не хотел бы. Но это не значит, что я презрительно отношусь к тем, кто имеет успех.


 

26. Ирина , Москва : Алексей Николаевич, кто Ваш читатель?

Алексей Варламов: Наверное, вы.


 

27. Владимир : Есть ли у вас свои Падчевары?

Алексей Варламов: Падчевары - это название моей повести, а название это происходит от имени волости, где я купил дом, на севере Вологодской области. Так что Подчевары действительно существуют. И все, что описано в моей "деревенской прозе" (повесть "Дом в деревне"), это все правда. Но, к сожалению, у этой истории был печальный финал. И теперь у меня Падчевар нет.


 

28. Роман , Новосибирск : Алексей, какой Ваш любимый жанр: роман, повесть, пьеса?

Алексей Варламов: Если говорить о себе как читателе, то здесь я не могу назвать любимого жанра, мне нравится литература просто как факт человеческой жизни. Мне нравится, что люди пишут, не важно, в какую форму это обличено. Сам же я, пожалуй, больше люблю жанр повести. Хотя писал и рассказы, и романы, и даже пьесы.


 

Алексей Варламов, писатель29. Виктория Авилова , Одесса : Какой след в вашем творчестве оставляют писатели, о которых вы пишите?

Алексей Варламов: Я никогда над этим не задумывался. Мне близок Пришвин своим образом жизни, но я не могу сказать, чтобы он сильно на меня повлиял. Еще в меньшей степени могли бы повлиять на меня Грин и Алексей Толстой. Но они обогащают, меняют, уточняют мое представление о России.


 

30. Анна Полякова , Москва : Что бы Вы хотели начать с нуля? О чем бы Вы хотели забыть?

Алексей Варламов: Иногда я жалею, что после университета не уехал из Москвы. Но тогда моя жизнь сложилась бы иначе. А, в общем, мне на жизнь грех жаловаться. О чем хотел забыть? Писатель не должен хотеть хоть что-нибудь забыть.


 

31. Анна , Самара : Чья биография Вам наиболее интересна? О какой личности Вы бы хотели написать?

Алексей Варламов: Интересна любая биография. Но из тех, о ком писал я, к моему удивлению, самой яркой личностью оказался Алексей Толстой. Пришвин и Грин все-таки в литературной жизни были на периферии. А он - центровой.


 

32. Тимур Соломин , Москва : Были ли споры (конфликты) с родственниками, друзьями тех людей, чью биографию Вы написали?

Алексей Варламов: Да, были. И не только с родственниками и друзьями, но и с почитателями. Особенно это касается личности Грина, которого всем хочется видеть светлым романтиком и не хотят признавать темные стороны его жизни. Не очень просто писалась биография Пришвина. А вот по поводу Алексея Толстого возражений пока что не было.


 

33. Ольга , Москва : Насколько нынешняя литература наполнена христианским духом?

Алексей Варламов: Я не очень люблю разговоры на эту тему, потому что они часто носят спекулятивный характер. Но, несомненно, в современной прозе есть очень много устремленного к свету.


 

34. Ирина Викторовна , Санкт-Петербург : К каким источниками (архивы, личные документы, друзья) вы обращаетесь при написания ЖЗЛ?

Алексей Варламов: Ко всему, что удается найти.


 

35. Андрей , Москва : Уважаемый Алексей Николаевич! На филфаке МГУ вы читаете интереснейший специальный курс, посвященный биографиям и мифотворчеству писателей Серебрянового века. В рамках этого курса отдельные Ваши лекции посвящены Пришвину, Грину, "третьему Толстому" и Распутину. Скажите, пожалуйста, появлялся ли у Вас раньше замысел лекции, которая затем развивалась в книгу, или книга, материалы которой Вы включали в Ваши лекции?

Алексей Варламов: Сначала книги, потом лекции.


 

36. Андрей , Москва : Алексей Николаевич! Я постоянный читатель Ваших произведений, начиная с Ваших замечательных повестей и заканчивая фундаментальными биографическими исследованиями, вышедшими в серии "Жизнь замечательных людей". Скажите, пожалуйста, чем Вы порадуете нас, читателей, в будущем?

Алексей Варламов: Сейчас я пишу книгу о Михаиле Булгакове для серии ЖЗЛ.


 

37. Андрей , Москва : Дорогой Алексей Николаевич! Одно из Ваших художественных произведений - авантюрный роман "11 сентября". Он очень значительно отличиается по жанру, сюжету, стилю от Ваших предыдущих произведений. Скажите, пожалуйста, какая родилась идея этого проиведения?

Алексей Варламов: Меня поразила мистика чисел. 11 сентября в истории человечества произошли 3 события. Если от настоящего в прошлое, то сначала взрыв башен-близнецов в Нью-Йорке, военный переворот в Чили в 1973 году и, наконец, 11 сентября Церковь отмечает усекновение головы Иоанна Предтечи. И это стало мотивом моего романа.


 

38. Андрей , Москва : Скажите, пожалуйста, уважаемый Алексей Николаевич, что Вы чувствуете, когда заканчиваете свое произведение? Что чувствует автор, когда выпускает свое детище в мир?

Алексей Варламов: Тревогу.


 

39. Андрей , Москва : Дорогой Алексей Алексей Николаевич! Огромное спасибо Вам за Ваши, без преувеличения сказать, прекрасные произведения! На фоне царящей сейчас в литературе безыдейности, письме ради письма, Ваши произведения согревают душу, заставляют задуматься над "вечными вопросами". Спасибо Вам! С наступающим Вас праздником Рождества Пресвятой Богородицы! Храни Вас Бог!

Алексей Варламов: Спасибо.


 

40. Андрей , Москва : Скажите, пожалуйста, Алексей Николаевич, что Вы чувствуете, когда работаете со студентами в университете? Какие Ваши впечатления от разных "поколений" студентов?

Алексей Варламов: Я очень люблю свою преподавательскую работу. И очень хочется, чтобы у моих студентов все в жизни сложилось хорошо. Я сравниваю свое поколение с нынешним, и мне кажется, что им приходится гораздо труднее, чем было нам. У нас были более внятные ценности. И мне хочется пожелать им, нынешним студентам, сделать в жизни правильный выбор.


 

41. Андрей , Москва : Не могли Вы выразить свое отношение к преподаванию в школе предмета "основы Православной культуры" и к нашумевшему так называемому "письму академиков"?

Алексей Варламов: Я полагаю, что это преподавание должно носить строго факультативный характер. А что касается письма академиков, то оно меня удивило. Мне кажется, что нашей стране совсем не грозит так называемая клерикализация, и у науки и религии больше общего, чем различного, в том числе общих проблем и общих вызовов.


 

42. Андрей , Москва : Алексей Николаевич! Вы очень интересный прозаик, но - увы! - познакомиться с вашим художественным творчеством можно только по одному сборнику издательства "Молодая гвардия" и подшивкам "толстых" журналов. Очень досадно, что Ваши книги не доходят до читателей, их просто не хватает. Ждать ли в ближайшее время выхода книг с Вашими художественными произведениями?

Алексей Варламов: Да. Я надеюсь, что в следующем году выйдут две книги моей прозы.


 

43. Елена : Вы преподаете в МГУ, который сами и заканчивали. Интересна ли Вам современная молодежь? Почему? Они читают Ваши книги?

Алексей Варламов: Мне интересна молодежь, потому что у меня дети, которые к этой самой молодежи принадлежат. А на встречах со студентами я узнаю, что да, книги читают, спорят, не соглашаются. Кроме того, очень интересный опыт - творческий семинар в Литературном институте им. Горького.


 

44. Кадашова Анна , Вологда : Конец ХХ века изобиловал социально-политическими событиями в нашей стране. Как повлияли на Вас эти события? Как сказались на писательской деятельности? В каких произведениях, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отображены процессы тех лет?

Алексей Варламов, писательАлексей Варламов: Перестройка случилась, когда мне было 25 лет. С одной стороны, я относился к этому времени с большой радостью, с другой - это было время очень мутное, фальшивое. Именно тогда у меня возникло ощущение, что мне постоянно лгут. И хотелось докопаться, дойти до истины. Я очень переживаю за то, что происходило и происходит в стране, и старался об этом писать, особенно в 90-е годы. Что касается второго вопроса, мне кажется, образ времени очень точно запечатлен в прозе Леонида Бородина и Бориса Екимова.


 

45. Валерий : Раньше нас воспитывали с позиции, что ты не должен выделяться. А сегодняшнее время диктует другие реалии: ты должен быть очень особенным, даже в чем-то эпатажным, чтобы быть успешным человеком. Где, по-вашему, золотая середина?

Алексей Варламов: Да, это очень сложная проблема, как соединить совесть с успехом. Середины здесь быть не может. Совесть должна оставаться камертоном, а успех, на мой взгляд, определяется судьбой.


 

46. Виктория : Герои ваших книг Алексей Толстой, Распутин, Грин, Пришвин - все они жили в конце ХiХ - начале XX века. Сами Вы хотели бы жить в это время?

Алексей Варламов: Жить - нет, но побывать - очень.


 

47. Алексей : Как Вы оцениваете свой выход в финал "Большой книги" - как признание критиков или как читательское признание? Что для Вас важнее?

Алексей Варламов: Мне было хотелось верить, что это и то, и другое. Ну, конечно, мнение читателя любому пишущему человеку важнее мнения критика.


 

48. Олеся : Ваше отношение к цензуре. Нужна ли она и в каком виде?

Алексей Варламов: В советское время я был уверен, что не нужна. Сейчас я в этом сомневаюсь. Может быть на телевидении она и нужна. Нужен некий контроль государства за СМИ. Другое дело, что если цензуру введут, то, скорее всего, будет еще хуже. У нас просто нет людей, которые могли бы грамотно эту цензуру осуществлять.


 

49. Елена : Как Вы считаете, почему в финал "Большой книги" попала биография Толстого, а не Распутина, который тоже выдвигался на премию? Из-за героя? О ком было интереснее писать? Чей творческий путь Вы хотели бы исследовать?

Алексей Варламов: Во-первых, к тому моменту книга о Распутине была только в рукописи. Во-вторых, книга о Толстом - это книга о Толстом - о личности, о человеке, он там в центре. Книга о Распутине - это в большей степени книга о времени, о тех людях, которые Распутина окружали, о тех людях, которые попали в его поле, о том, как они себя вели. В этом смысле она менее стройная, менее центричная. Но писать было интересно в равной степени и о том, и о другом. Творческий путь. Сейчас пишу о Булгакове. А дальше посмотрим.


 

50. Ольга : Какая Ваша книга Вам самому нравится больше всего?

Алексей Варламов: Не знаю. Нет у меня ответа на такой вопрос.


 

51. Мария , Москва : Чего в жизни Вы больше всего боитесь?

Алексей Варламов: Замкнутого пространства - у меня клаустрофобия.


 

52. Елена : Чему, прежде всего, вы хототе научить своими книгами читателей? Как вам кажется, удается ли вам это?

Алексей Варламов: Литература не должна ничему учить. Литература создает образ времени и места. И здесь главное - быть искренним.


 

53. Валя , Иваново : На каждого мудреца довольно простоты. В чем вы до сих пор по-детски наивны?

Алексей Варламов: Что студенты не пользуются шпаргалками.


 

54. Женя : Ждет ли нашу литературу глобальная коммерциализация?

Алексей Варламов: Всю литературу - нет. Ее так просто не возьмешь.


 

55. Вера , Клин : Кто ваш первый читатель и самы почитаемый критик?

Алексей Варламов: Первый читатель - жена. Правда, критиковать себя я ей не разрешаю.


 

56. Татьяна : Вы публичный человек? Встречи с читателями для вас подпитка или дань уважения?

Алексей Варламов: Я люблю встречаться с читателями.


 

57. Тимофей , Мурманск : Вы когда-нибудь писали стихи?

Алексей Варламов: Нет, никогда.


 

58. Даша , Москва : Вы могли быжить в какой-нибудь другой стране, а не в России? Только честно

Алексей Варламов: Ну, если очень честно, то есть такие места, где мне хотелось бы пожить. Это юг Чили, Исландия, Норвегия, Новая Зеландия. Но, вообще, мой опыт жизни в других странах, а я жил в Америке, в Европе, показал мне, что я там скучаю. И из двухгодичной командировки я вернулся домой с большой радостью.


 

59. Лариса , Санкт-Петербург : Кто из современников вам интересен для написания книги о нем.

Алексей Варламов: Я думаю, что писать о современниках - дело неблагодарное. Когда пишешь о человеке, невольно вскрываешь самые разные стороны его жизни и вторгаешься в те пределы, в которые вторгаться не следует. Мне кажется, что дистанция в 60-70 лет - оптимальна. Поэтому - современников интересных много, но писать о них я бы не решился.


 

60. Антон , Самара : Вы можете обсудить с издательством цену будущей книги, допустим вы хотите, чтобы она стоила не 300 рублей, а была более доступна.

Алексей Варламов: Розанов говорил, что книга должна быть дорогой. Цена книги определяется не только издательством, но и магазином. Магазин, в свою очередь, зависит от аренды. Скажем, мои книги в Туле стоят дешевле, чем в Москве. Но вообще, все эти вопросы определяет не писатель. Дело писателя - написать книгу. И с издательством мы цену никогда не обсуждали.
Мне кажется, что книги серии ЖЗЛ дороговаты.


 

61. Олеша , Святогорск : Кроме литературы, какое из искусств вам ближе: театр, кино, живопись...

Алексей Варламов: Театр и кино я очень любил в молодости. К живописи отношусь как к роду искусства несколько спокойному. Меня утомляют галереи. Хотя в прошлом году во Флоренции галерея Уффици меня поразила. В кино очень люблю Тарковского, Бергмана.


 

62. Екатерина : Алексей, здравствуйте. Вы знаете, меня, как, думаю, и многих других женщин потрясла ваша повесть "Рождение". Расскажите, пожалуйста, как возник замысел произведения и все-таки откуда мужчина может ТАК чувствовать женщину, ее переживания?! И у меня еще один вопрос. Что Вы пишете сейчас, когда выйдет Ваша новая книга (я имею в виду не в серии ЖЗЛ, а художественную)? Огромного Вам здоровья, воплощения планов и простого человеческого счастья! Спасибо за "Рождение".

Алексей Варламов: Спасибо, Екатерина. "Рождение" - это тот случай, когда книга была сначала прожита, а потом написана. По сути дела ее соавторами были моя жена и мой сын. Новые книги не в серии ЖЗЛ выйдут в следующем году.


 

63. Марина , Реутов : Не испытываете ли Вы трудности в общении с издателями? Они Вас находят или наоборот?

Алексей Варламов: Я издателей никогда не искал. И больших трудностей не испытывал в общении с ними.


 

64. Александр , Тольятти : Алексей Николаевич, не хотелось бы поменять сочетание слов "Жизнь замечательных людей" на что-нибудь другое?

Алексей Варламов: Вы знаете, поскольку в этой серии появляются книги о таких личностях, как Ленин, Нерон, Хрущев, Григорий Распутин, то, действительно, возникает вопрос - что в них замечательного? Менять название серии невозможно - это брэнд, это традиция. Поэтому будем понимать слово замечательные буквально - как заметные. И тогда все встанет на свои места.


 

65. Екатерина , Московская область : Алексей Николаевич, скажите, пожалуйста, чем, по Вашему мнению, русские писатели отличаются от зарубежных? С кем из зарубежных писателей Вы хотели бы познакомиться? Спасибо.

Алексей Варламов: Очень трудно отвечать на такие общие вопросы. Но я думаю, что у русских острее стоит вопрос о совести или об ее отсутствии. У нас больше крайностей.
Познакомиться… Меня всегда привлекала латиноамериканская литература. Я бы поговорил с Маркесом. А вообще, к сожалению, современную западную литературу и западных писателей знаю не очень хорошо.


 

66. Катя , Москва : Алексей Николаевич, как вы считаете, чему можно научить будущих писателей в Литературном институте, а чем настоящие писатели обладают от рождения?

Алексей Варламов: Литературный институт - это, прежде всего, среда. Научить писать, в строгом смысле этого слова, наверное нельзя. Но можно помочь раскрыть те способности, которые в человеке заложены. Писатель от рождения обладает впечатлительностью, обостренным, может быть, немножко "поврежденным" видением мира. Он беспокоен, встревожен, ему неуютно. И это заставляет его обращаться к слову.


 

67. Мария Игоревна , Санкт-Петербург : Переводили ли Ваши книги на другие языки мира?

Алексей Варламов: Да, переводили на немецкий, китайский, французский, болгарский, японский, сейчас переводят на испанский язык.


 

68. Андрей , Уфа : Представьте, что при написании книги Вы получили важную информацию из "непроверенного" источника, вы используете это в книге?

Алексей Варламов: Да, использую, только обязательно укажу, что источник не проверен. Ведь как раз очень интересно показать, как рождается миф. В этом смысле непроверенные источники так же ценны, как и проверенные. Только не надо обманывать читателя и выдавать одно за другое. Главное правило - честная игра. Особенно я старался соблюдать это в книге о Григории Распутине.


 

69. Катя , Москва : Какой последний фильм Вы посмотрели? И не возникало ли у Вас когда-нибудь желания самому написать сценарий?

Алексей Варламов: К сожалению, я редко бываю в кинотеатрах. Но в феврале участвовал в кинофестивале "Литература и кино" в Гатчине. Там было много интересных фильмов, например "Андерсен или жизнь без любви" Рязанова, "Изображая жертву" Кирилла Серебрянникова. Желание самому написать сценарий? Это надо уметь делать. В принципе, мне бы хотелось попробовать что-то сделать для кино, но пока такой возможности нет. Мою повесть "Рождение" собирался экранизировать Бортко, но - не сложилось.


 

70. Катя , Москва : Алексей Николаевич, Вы принимаете мир таким, какой он есть, или считаете, что можно изменить его?

Алексей Варламов: Очень трудно принимать мир таким, какой он есть. Но его ни в коем случае не следует менять. Будет только хуже. Мир надо стараться понять. А менять себя и свое отношение к этому миру.


 

71. Артем Сергеевич , Московская область : Какое последнее событие в мире привлекло Ваше внимание?

Алексей Варламов: Я вообще слежу за тем, что в мире происходит, смотрю новости по телевизору, в Интернете. Больше всего, конечно, волнует происходящее в России. А в мире меня волнует судьба наших туристов, которые пропали в Китае. Я не понимаю, что там произошло. Тем более, они из МГУ, и это особенно трогает.


 

72. Анатолий Георгиевич , Москва : Что Вам больше всего интересно в герое из цикла ЖЗЛ - его личность, творчество, поступки?

Алексей Варламов: Я бы не стал писать эти слова - личность, творчество, поступки - через запятую, отделяя друг от друга. Моя идея состоит в том, что личность, это и есть творчество и поступки. Личность проявляется через творчество и поступки.


 

73. Алена , Москва : Вы наверное уже объездили весь мир, но может быть есть место, в котором вам очень хотелось бы побывать?

Алексей Варламов: Я никогда не был в Латинской Америке. И вот ее-то объездить я бы хотел. И там поговорить с Маркесом. Я ее объездил в своем романе "11 сентября", теперь хотелось бы проверить, как это будет в жизни.

Завершающее слово:
Алексей Варламов: Я очень благодарен всем, кто задавал вопросы, мне было интересно на них отвечать. Мне бы очень хотелось, чтобы после этой конференции у меня прибавилось читателей, а значит друзей. Я желаю всем доброго здоровья, желаю читать хорошие книги. Желаю всем хорошей осени – моего любимого времени года.

online конференции
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена