Жизнь в кино и вне кадра

Эльдара Рязанова по праву называют народным режиссером. Его фильмы заставляют нас грустить и смеяться уже на протяжении полувека. Несмотря на то, что самый популярный режиссер российского кинематографа обещал, что кино больше снимать не будет, к концу 2006 года он преподнес нам два сюрприза – фильм «Андерсен. Жизнь без любви» и «Карнавальную ночь-2». В 2007 году культовый режиссер готовится отпраздновать свой 80-летний юбилей. Какие кинематографические сюрпризы приготовит нам Эльдар Рязанов в этом году? Будет ли он делать римейки других своих известных картин? О чем бы он еще хотел снять кино?

 

ответы на вопросы

 

1. Тимур : Читал, что многие Ваши фильмы основаны на реальных событиях. Это действительно так? Почему Вас тянет снимать именно такие фильмы, выросшие из жизни?

Эльдар Рязанов: Это вопрос очень сложный, потому что если взять "Гусарскую балладу", там была девица, которую звали Надежда Дурова, она отправилась на войну с Наполеоном, у нее были оспины на лице и может быть она была не очень счастлива в личной жизни. Так что прообраз был, и на основе этого Александр Гладков написал пьесу «Давным-давно». Там все говорят стихами. С одной стороны, такой факт был, но, с другой стороны, «Гусарская баллада» - это героическая комедия или героический водевиль, поэтому конечно все было не так. Достаточно сказать, что вооружение и мундиры и вся экипировка весила достаточно много: оружие, сабли карабины и так далее. Это нужно было обладать недюжинной силой, чтоб носить это все. Поэтому женщины и не воевали. Но героиня Надежды Дуровой взяла псевдоним Александров, воевала и была награждена боевым орденом. Об этом есть ее книга мемуаров "Записки кавалерист-девицы". С ней, кстати, дружил Пушкин и печатал ее произведения в "Современнике". Дальше можем взять фильм "Берегись автомобиля". Говорили, тот факт, что человек похищал автомобили людей, купивших их на нетрудовые деньги, продавал их, а деньги переводил в детские дома, не оставляя себе ничего, был. Нас с моим постоянным автором Эмилем Брагинским этот факт невероятно заинтересовал. И для того, чтобы не заниматься выдумкой (лишнего и ненужного), мы решили познакомиться с этим человеком. Но найти нам его не удалось. Мы обращались в судебные инстанции, в различные организации, которые натолкнули бы нас на встречу с этим человеком. В легендах говорилось, что это происходило то ли в Одессе, то ли в Ленинграде, то ли в Москве. То есть по всем городам спорили, как о родине Гомера. В результате выяснилось, что такого человека нет, что это легенда, в которой народ выдавал желаемое за действительное. Поэтому лениться не пришлось, мы вынуждены были сочинять все от начала до конца: его семейное положение, придумали ему хобби, надо было решить, посадить его или нет, а если посадить, то насколько. Мы решили что будем делать комедийный вестерн. Героический Робин Гуд, как герой, нас не устраивал. Мы хотели воспользоваться этой легендой и поставить какие-то важные вопросы, которые нас с Брагинским тогда беспокоили.
И третий пример - это "Ирония судьбы". Мы слышали, что произошла история, где один молодой человек, очень сильно наклюкавшись в бане, по дороге завернул к своим друзьям, которые отмечали то ли день рождения, то ли какой-то юбилей. Там очень быстро назюзюкался, извините за выражение. А в компании был один из шутников, который и предложил: давайте его отвезем на вокзал и посадим в поезд. Они сунули надравшегося приятеля в автомобиль и отвезли на Киевский вокзал, дали проводнице десятку, и засунули его на третью багажную полку общего вагона. Бедняга проснулся на следующее утро, когда поезд подходил к Киеву. у него был портфель с грязным бельем, банный веник и 15 копеек денег. Это все что мы знали. Остальное мы придумали, вы это видели в фильме. Это вам, что касается реальных основ фильма. Это к Вам относится, Тимур.


 

2. Мария Захарова : Эльдар Александрович, как Вам удается быть такие бодрым, веселым, энергичным, и свои годы еще снимать картины? Моя бабушка такого же возраста, что Вы, вяжет целыми днями и говорит, что в ее годы уже трудно что-то начать....А Вам это удается! Но как? Какими жертвами?

Эльдар Рязанов: Я думаю, что, наверное, все зависит от родителей. Я благодарен своим матери и отцу, которые, очевидно, заложили в меня какие-то гены, благодаря которым, я прожил такую жизнь, не раскис, не размяк, не разболелся. Это, с одной стороны, а с другой стороны, я все время работаю. Когда режиссер снимает картины, это огромный груз, который он тащит на своих плечах. Груз ответственности, принятия решений, выдумки, надо добиваться своей цели, это все очень трудно. В какой то степени, съемка фильма напоминает военные действия, с той разницей, что во время съемки никого не убивают, но концентрированность действий во время съемки предельна. Как известно, во время войны никто не болел, потому что напряжение организма было колоссальное. Поэтому, когда я снимаю фильмы, мне просто некогда болеть. Как только фильм кончается, болезнь и хвороба начинает выползать из всех щелей. Поэтому для меня - это рецепт только для меня - мне надо все время работать. Что я и стараюсь делать!


 

3. Михаил , Тольятти : Эльдар Александрович, раз Вы сняли фильм об Андерсене, значит, этот сказочник чем-то близок Вам по духу? Чем?

Эльдар Рязанов: Андерсен мне близок тем, что он прожил долгую, очень тяжелую, бедную жизнь. Он был несчастным человеком, критики его долбали, писатели, коллеги по цеху над ним посмеивались, и несмотря на это, он не озлобился. Он писал разные произведения. Но большая часть из них была добрая. И даже те, в которых была жестокость, в конечном итоге заканчивались по-доброму. По сути дела, большинство его произведений написано о нем самом. Возьмем ли сказку «Гадкий утенок», про то, как гадкий утенок стал лебедем. Это про он себя. Или роман "Импровизатор" мальчик из бедной семьи, который сделал прекрасную карьеру, его никогда не любили женщины. Вообще, большинство его произведений написано про себя и повесть «Счастливчик Пэр» и даже пьеса «Мулат» , которая была инсценировкой французского романа. А мне Андерсен близок тем, что он нес людям добро, что у него было очаровательное чувство юмора, и где то в глубине души, он был, несомненно, озорник.


 

4. Елена : Правда ли, что человек, которому 80 лет и больше, мечтает только о покое и здоровье?

Эльдар Рязанов: Нет. Я лично, по своему опыту, могу сказать, я не мечтаю о покое. Я мечтаю о здоровье, потому что человек, который хочет работать, мечтает о здоровье. О покое - нет.


 

5. Таисия Мороз , Нижний Уренгой : Дорогой и любимый Эльдар Александрович, я читала, что Вы большой любитель покушать и в связи с этим у меня к Вам вопросы. Какую кухню предпочитаете? Какие блюда ваши любимые? И поделитесь, пожалуйста, каким-нибудь фирменным рецептом! С уважением, Таисия Васильевна Мороз

Эльдар РязановЭльдар Рязанов: Дело в том, что, когда началась война, мне было 13 лет. И дальше до 20 лет я недоедал, а ведь я рос. Отрочество, юность - я все время хотел есть! Но возможностей не было. И когда с первого января 1948 года отменили карточки, я начал есть и не могу остановиться до сих пор. Я люблю практически все. Я бы сказал, я не гурман, я обжора! Не люблю я два блюда: вареный - жареный лук (а сырой очень люблю), и молочную пенку. Остальные блюда практически все любимые, если хорошо приготовлены, конечно. У меня есть фирменный винегрет. Винегрет, также как и пицца в Италии, - пища французских бедняков. Когда я снимал в Костроме «Жестокий романс», мы жили в гостинице, где кроме отвратительного винегрета, ничего не было. И я принялся его улучшать. Сначала я туда добавил крутые яйца, потом яблоки, потом сыр, нарезанный кусочками, потом грецкие орехи, а потом - все, что можно было туда впихнуть. Но, самое главное, я заменил заправку, я не заправлял постным маслом, а заправлял своим соусом, который сам придумал. Соус состоит из следующих ингредиентов: сметана, выжать пол-лимона обязательно, потом поперчить, и немножко сахарного песочка, если есть горчичный соус, можно добавить его, или немножко горчицы, неплохо еще туда бросить столовую ложку майонеза, даже крошечную ложечку хрена. Все перемешать и залить то, что вы нарезали. Основа винегрета: свекла, картошка, морковь, соленые огурцы, квашеная капуста, зеленый горошек. Перемешивается с соусом и дальше - это шикарное блюдо, которое я люблю больше всего на свете! И мой друг, Александр Анатольевич Ширвиндт, большой почитатель винегрета. Советую вам попробовать!


 

6. Неизвестный : Эльдар Александрович, кино принесло Вам больше радости или горя в жизни?

Эльдар Рязанов: Оно принесло только радость. Я никогда не пробовал наркотики, но читал про это много. Кино пострашнее любого наркотика. Человек, попробовавший кино, добровольно не уходит, есть только единичные случаи. От кино не бывает ломки, хотя, может быть, и бывает. Я не знаю. Сравнивать дальше не буду, потому что опыта, славу богу, нет.


 

7. Любовь Толмачева , Новосибирск : Скажите, а Вы хотели, чтобы Ваша дочь или Ваши внуки пошли по вашим стопам и сделали карьеру в режиссуре?

Эльдар Рязанов: Что говорить, они уже пошли в другое дело.


 

8. Ира Прошутина , Новосибирск : Эльдар Александрович, о чем бы Вы еще очень сильно хотели снять кино? Или "Андерсен" был последней реализацией Вашей давней мечты?

Эльдар Рязанов: Я не готов к ответу на этот вопрос, потому что, когда человек снимает картину, душа его напоминает выжженную пустыню. Нужно, чтобы прошло какое-то время, чтобы взошли какие-то всходы. Я не знаю, будет ли «Андерсен» моей последней картиной или нет. Я уже говорил, что если будет интересный замысел, и под него дадут деньги, то я с удовольствием сниму картину.


 

9. Ирма , Дублин : Вы ностальгируете по СССР? В те времена кино было снимать проще?

Эльдар Рязанов: Я не ностальгирую по СССР, потому что это бессмысленно: ведь я ничего не могу изменить. В те времена кино было снимать в чем-то проще, в чем-то сложней. Тогда был диктат цензуры, идеологии. Это было противно, когда глупые советские чиновники диктовали, что снимать, а что нет. А сейчас идеологической цензуры нет, зато есть цензура «толстого кошелька». Сейчас мало сделать кино. Я поставил фильм «Андерсен. Жизнь без любви». Мне кажется, что это очень интересное кино. И я получаю очень много отзывов об этом фильме от людей, которых уважаю и которым доверяю. Но это ничего не значит, потому что зритель этого фильма практически не увидел. Для того, чтобы фильм увидели, нужно огромное количество денег, которые нужно бабахнуть в рекламу. Сравните рекламу фильма «Жара» или фильма «Волкодав» с рекламой фильма «Андерсен». Ее просто нет. Без рекламы зритель даже не знает о фильме. Сейчас фирма - прокатчик дала мне сведения, что в Самаре, это город, где я родился, фильм шел в трех кинотеатрах по две недели. Но работники фирмы не знали, что у меня очень много родственников и друзей в этом городе. Я знал, что, если фильм там появится, то они обязательно пойдут смотреть и позвонят мне. Но не последовало ни одного звонка. Когда я позвонил сам, то услышал, что никто не знает, идет ли фильм в Самара или нет. Оказывается, что фильм действительно идет, но не трех кинотеатрах, а в двух, не по две недели, а по одной. И всего два сеанса в день. В результате без рекламы было 14 сеансов. И никто из моих родственников не подозревал, что идет фильм, на который я потратил три года своей жизни. Снять фильм мало, нужно еще огромное количество денег, чтобы его увидели люди. Я знаю, что на раскрутку фильма «Жара» было потрачено около 1,5 миллионов долларов. Получается, что я делал эту картину, то ни делал – результат одинаковый. Я думаю, что для многих людей это было очень важно. Феллини говорил: «Мой зритель умер». Мой зритель тоже вымирает, но какое-то приличное число их осталось в живых, слава богу. Они бы с удовольствием пошли на фильм «Андерсен», но они не знают, что он где-то идет. А в большинстве городов он просто не идет. Поэтому начинаешь думать: надо ли делать фильмы. Это вызывает горькие чувства. Толстый кошелек решает все: что, кому снимать, как это показывать, прокатывать и т.д. Раньше ЦК КПСС назначало всесоюзные премьеры идеологически верным картинам. Они шли во всей стране. В один день показывали больше тысячи, а то и полутора тысяч премьер. Я могу сказать одну вещь: тиражи упали невероятно. Тираж «Карнавальной ночи» был три тысячи экземпляров. Сейчас, если сто экземпляров, это считается очень хорошо.


 

10. Дарья , Новосибирск : Эльдар Александрович, считаете ли Вы "Карнавальную ночь-2" своим творческим успехом?

Эльдар Рязанов:  Снимаю такие фильмы, которые хотел бы сам посмотреть. Это, может быть, эгоистичная точка зрения. Но, если вдуматься, то не очень, ибо такие мои фильмы, которые я тоже снимал для себя, "Берегись автомобиля", "Ирония судьбы", "Жестокий романс", "Старые клячи" и другие, посмотрело огромное количество зрителей, а я их делал для себя. Моя точка зрения совпадала с точкой зрения людей огромной страны. Сейчас меняются люди, растет огромное количество молодежи, зомбированной СМИ, западными плохими фильмами, которых у нас много. А именно молодежь, как справедливо утверждают прокатчики, ходит в кино и делает кассу. Так зачем им нужен фильм об Андерсене? Ведь большая часть даже не знает, кто это такой. С другой стороны, там нет ни одного выстрела, ни одной погони, ни одного изнасилования, никому не отрубают фаланги пальцев, никого не травят и не расчленяют. Зачем им смотреть такое пресное кино? Поэтому получается, что я сделал фильм ни для кого. Пожилые люди уже не ходят в кино: они приходят с работы утомленными, денег нет, пойти втроем дорого, вечерами выходит опасно... Так и получается, что единственная надежда на телевидение, что, когда пойдет по телевизору, люди его увидят. Поэтому я лично смотрю «Карнавальную ночь-2» с интересом и с удовольствием. Я знаю много людей, которые разделяют мою точку зрения. Думаю, есть немало людей, которым не понравился фильм. Они мне об этом не сообщают, не доносят свою точку зрения, не звонят. Когда я снимал это фильм, я делал "Карнавальную ночь" именного нашего времени, с приметами нашего времени. Недаром Дворец культуры занимает ОМОН, прерывая праздник и концерт. Конечно, эта «Карнавальная ночь» не такая оптимистическая, как первая. Но ту картину делал очень молодой человек, у которого была наивная вера в будущее. Картина была одним из знамен оттепели, которая началась при Хрущеве. В новой «Карнавальной ночи», наряду с сатирой, музыкальными номерами, с оптимизмом, - немало горечи. Ее делал человек другого возраста, уже увидевший и испытавший многое. Поэтому телячий восторг исключен возрастом постановщика. Но при этом здесь нет той «жеребятины и бесовщины», которой нас кормят каждую новогоднюю ночь по телевидению.


 

11. Катя , Минск : Можно, занимаясь всю жизнь одним делом, и получив техническое образование, без подготовки, заняться театральным искусством, и вообще играть в театре, т.к. тебе кажется, у тебя есть призвание? И как отличить призвание от фантазий? И стоит ли обращать внимание при этом на мнение посторонних?

Эльдар Рязанов: Я не получал технического образования, мне сложно ответить на этот вопрос и что-либо посоветовать.


 

12. Нона Шенгелая , New York : Что вы думаете о сегодняшних российско-грузинских отношениях, и как это все отражается на тесные связи киношников обеих сторон?

Эльдар Рязанов: Я невероятно огорчен тем, что происходит сегодня между Россией и Грузией. Русских и грузин связывают более чем двухсотлетние дружеские связи. Мы никогда не воевали друг против друга. Я не говорю о том, что и у грузин, и у русских одна вера. Я не говорю о том, что когда-то Грузия добровольно вошла в состав России. Я не говорю о том, что в Москве есть Грузинская улица, Большая и Малая. Я не говорю о том, что Багратион, гордость русского полководческого искусства, был грузином. Я могу много на эту тему говорить. У меня очень много друзей среди грузин. Я люблю этот народ. Хочется надеется, что это временное помутнение, которое продиктовано руководителями. Я не верю, что грузины питают враждебные чувства к русским и наоборот. У меня жена наполовину грузинка. Просто я не могу понять, как это случилось, почему это случилось. Я считаю, что запрет на грузинские вина – это политическая акция, запрет на «Боржоми» - это политическая акция с нашей стороны. У меня соавтором по фильму «Андерсен» был Ираклий Михайлович Квирикадзе, замечательный грузинский режиссер и сценарист. Мы очень дружим. Я люблю Георгия Данелия и его фильмы. Раньше мы спокойно ездили друг другу в гости. Сейчас это все порушено. Недавно я узнал, Квирикадзе вынужден заканчивать картину за свою жену Нону. Она уехала в Грузию и теперь не может вернуться, потому что ей нужен штамм в паспорте, а российское посольство в Грузии закрыто. Мы обожали грузинское кино, сейчас его, по-моему, просто не существует.


 

13. Ирина : Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, какой из последних российских фильмов вам особенно понравился? Или, может быть, никакой? Мне кажется, что сейчас разучились делать хорошие фильмы. А вы как думаете?

Эльдар Рязанов: Из последних российских фильмов мне больше всего понравился фильм «Свои» Дмитрия Месхиева. Мне кажется, это очень хорошая работа. Она мне больше всего запомнилась.


 

14. Михаил : Как Вы относитесь к многочисленным российским сериалам, расплодившимся на ТВ? Вы знаменитый режиссер, может быть, вы знаете, как вообще это допускают на телеканалы? Отвратительная работа режиссеров, сценаристов, операторов и актеров, к тому же - сплошные бандиты. Неужели в современных киношколах перестали хорошо учить?

Эльдар Рязанов: Совершенно с Вами согласен. Подписываюсь под вашим вопросом.


 

15. Эмиль Патругов , Омск : Эльдар Александрович, я вырос на Ваших фильмах, они во многом на меня повлияли и были и будут одними из самых чудесных воспоминаний о времени, когда я был маленьким. Я хотел спросить, почему Вы не проводите творческих встреч? У вас много поклонников, которые хотят с Вами общаться, хотят просто Вас увидеть. Почему бы Вам не поездить по крупным городам России с показом своего нового фильма "Андерсена"? Я был бы в восторге приветствовать Вас и показать Вам Омск. С уважением и восхищением Вашим творчеством, Эмиль

Эльдар РязановЭльдар Рязанов: Мне некогда было ездить, я только что «вылез» из картины. Эмиль, Вы еще молодой человек, для Вас сгонять в десяток другой городов - раз плюнуть. А для меня - это целое путешествие. Я скор на подъем, но все-таки не в такой степени. Россия большая, городов много. Мне, конечно, хочется, чтобы картину "Андерсен" посмотрели везде. Но тогда я должен превратиться в коммивояжера при своем товаре. Ездить и как коммивояжер продавать свой товар. Но у меня другая профессия. Я не коммивояжер, я кинорежиссер. Я был в Омске и помню этот симпатичный город. Я даже выступал там со своими картинами. Помню, что я обратился к жителям города: "Дорогие омки и омцы" и потом сказал: "и чтобы омки были целы и омцы сыты" или наоборот. Я бы с удовльствием поездил, но городов много. Вспоминаю одесский анекдот об одном одесском парикмахере, который покончил с собой и оставил записку, в которой написал: "Всех не переброешь".


 

16. Зоя Белова , Санкт-Петербург : Уважаемый Эльдар Александрович, а почему Вы не снимаете кино про войну?

Эльдар Рязанов: Я не был на войне, ни на Отечественной, ни в Афгане, слава Богу, ни в Чечне, тоже слава Богу. Есть много режиссеров, которые делают неплохие фильмы о войне. Я думаю, что я бы туда не внес ничего нового и интересного.


 

17. Ольга, РИА Новости , Москва : Эльдар Александрович, посоветуйте с чего начать молодому, начинающему сценаристу без профессионального образования?

Эльдар Рязанов: Посылать свои работы на отзывы, в альманахи, журналы, кинорежиссерам. Может, кому-нибудь понравится, а может, и нет. Этого никто не знает.


 

18. Игорь Томилов , Сургут : Эльдар Александрович, а какой Вы получили самый большой и неожиданный подарок от судьбы?

Эльдар Рязанов: Наверное, это то, что я стал кинорежиссером. Это во многом случайность. Я случайно поступил во ВГИК, случайно перешел на Мосфильм, практически случайно снял фильм «Карнавальную ночь». Сейчас, по прошествии 50 лет, я могу сказать, что я родился для того, чтобы снимать картины. И то, что я нашел себя, и занимаюсь всю жизнь любимым делом - это самый большой и неожиданный подарок от судьбы. Я счастлив, что работаю в этой профессии, потому что она очень интересная. В ней только технологии похожие, но каждый раз ты будто погружаешься в новый мир. Когда делаешь «Жестокий романс» , то окунаешься в середину 19 века. Завтра ты делаешь «Вокзал для двоих» и живешь среди железнодорожников, суеты вокзалов, среди случайной, но большой любви, которая случилась с героями. А потом ты вдруг попадаешь в «Небеса обетованные» и живешь на свалке среди нищих людей, но которые сохранили чувство собственного достоинства. А потом вдруг оказываешься в Дании, в середине 19 столетия. Понимаете, это очень интересно: ты проживаешь другие жизни в другое время в других странах. Например, мне было интересно делать картину "Ключ от спальни", когда я оказался в эпохе Серебряного века, и делал любовную, дурошлепскую комедию про измену и любовь. Скучать не приходится. А потом вдруг ты делаешь римейк своей картины 50 лет спустя.


 

19. Ваниль : Когда Вы чувствуете, что фильм не получается таким, как Вам хочется, что Вы делаете?

Эльдар Рязанов: Отвечу скромно - у меня такого случая никогда не было.


 

20. Инесса Самойлова , Новосибирск : Эльдар Александрович, как Вы относитесь к созданию телесериалов из нетленных произведений русской литературы: "Доктор Живаго", "Мастер и Маргарита", "Тарас Бульба" и др. Не хотелось бы Вам самому попробовать себя в роли режиссера подобного сериала?

Эльдар Рязанов: «Доктор Живаго» я не видел, потому что был занят на съемках тогда. Я не смотрю сериалы не только потому, что они плохие, а потому что у меня нет времени, у меня нет семи, десяти или двенадцати свободных вечеров, а смотреть серии выборочно - это неуважение к режиссеру. И потом, очень много плохих сериалов. «Доктор Живаго» делал режиссер, к которому я очень хорошо отношусь и уважаю, но, поскольку был занят, сказать ничего не могу. Извините.


 

21. Женя Торгашин , Москва : Дорогой, замечательный Эльдар Александрович, у меня, вот какой вопрос: похожи ли Вы на героя одного из своих популярных фильмов?

Эльдар Рязанов: Какими-то отдельными чертами характера я похож практически на всех своих героев. Но целиком - ни на кого. Такого нет, чтобы я целиком с себя писал какой-то персонаж. Я не Паратов, но и не Карандышев, не Ипполит, и не Лукашин, не Деточкин, потому что я не сумасшедший, чтобы рисковать своей свободой для таких сомнительных предприятий, которыми он занимался. Он идеалист с большой буквы, а я прагматик. Но я влезаю в шкуру каждого из них и в какой-то степени наделяю их каким-то своими чертами.


 

22. Ия : Знаете ли Вы какие-нибудь иностранные языки? И были ли у Вас съемки за границей? Какая страна произвела на Вас бОльшее впечатление?

Эльдар Рязанов: Я знаю немного итальянский язык, которому обучился во время съемок фильма «Невероятные приключения итальянцев в России». Сам занимался, читал со словарем, потому что был вынужден разговаривать с артистами, итальянцами, которые окружали нас на съемочной площадке. Я знаю итальянский разговорный. Но когда я открываю книгу или газету на итальянском, я понимаю, что не знаю языка. Плохо или хорошо, но я могу донести то, что мне нужно. Я не боюсь ошибиться, что-то не так сказать, потому что у меня нет чувства языковой стыдливости. Английский язык я знаю совершенно по-другому. Однажды мне сказали, что мы едем с фильмом «Берегись автомобиля» в Ирландию, поскольку у нас не было дипломатических отношения, то мы должны были ехать без переводчика. Я немного изучал английский в институте, но тогда казалось, что это некогда не понадобится. За два месяца перед отправкой я начал читать со словарем. Я сообразил, что надо читать пьесы, потому что там разговорный стиль. Начал читать Агату Кристи, у которой очень простой язык. По-английски я могу читать, переводить, могу что-то сказать, наверное, с жутким акцентом, но когда говорят англичане, я ничего не понимаю.
Больше всего меня поразила Америка своими масштабами и Япония своей оригинальностью и непохожестью на все остальное. Но жить приятней где-нибудь во Франции, Англии. Я не могу жить нигде, кроме России.


 

23. Дина , Москва : Как вы относитесь к повальному увлечению многих старых актеров к женитьбе на молоденьких девушках... С высоты своих лет, приемлете ли вы те изменения в жизни, которые произошли с начала века... (снос памятников в Эстонии)?

Эльдар Рязанов: С большой завистью! Я вспомнил такую шутку, не знаю, правда это или нет. К Сталину во время войны пришел Мехлис, большой начальник, который следил за партийными порядками, и спросил, что делать с Рокоссовским, который каждый день меняет жену. Сталин помолчал и сказал: "Завидовать будем!" Я беру пример с Иосифа Виссарионовича.


 

24. Анжела , Орел : У каждого режиссера есть актеры, которых он снимает постоянно. Их так и называют "актеры режиссера". Кого Вы можете назвать, как актеров Рязанова? Кто из молодых актеров Вас радует?

Эльдар Рязанов: В свою команду, конечно, я беру Людмилу Гурченко, с которой я снимал четыре картины и с которой мы очень дружим. Но среди этих актеров, многих уже нет: нет Ефремова, Смоктуновского, Миронова, Никулина, Папанова, Леонова. Евстигнеева. Из тех, что есть, это Юрий Яковлев, Лия Ахиджакова, Валентин Гафт, Олег Басилашвили, Ирина Купченко, Крючкова, Догилева, Фрейндлих, Талызина. Их очень много.
Я называю себя человеком, который передает эстафету. У меня в первых картинах снималось старшее поколение, потом плеяда актеров моего поколения, а сейчас я работаю тоже с замечательными артистами. Они мне очень нравятся. В последних картинах у меня снимались Маковецкий, Безруков, Евгения Крюкова, Алена Бабенко, Лена Подкаминская, Станислав Рядинский, Мария Аронова и т.д.


 

25. Lavstar : Ваши фильмы отнюдь не все являются комедиями, но в них обязательно есть место любви. А в Вашей жизни, что значит любовь?

Эльдар РязановЭльдар Рязанов: Любовь – самое главное чувство. Все надо делать с любовью: нужно любить с любовью, работать с любовью, нужно строить семью с любовью. Любовь – это такое чувство, которое, к сожалению, дается не всем. Очень многие люди принимают за любовь сексуальную жизнь, половое влечение. Но любовь она значительно больше, она превышает ЭТО. Любовь – это когда ты готов отдать жизнь за любимого человека, готов пойти на любые жертвы. Если нет любви, значит, жизнь не удалась. Это однозначно.


 

26. Вера Трегубенко , Москва : Не возникало у Вас желание пойти в политику или принять участие в работе каких-либо общественных организаций?

Эльдар Рязанов: Никогда. я никогда не был членом никакой партии и не собираюсь.


 

27. Дмитрий , Казань : Насколько часто Вам приходится отступать от сценария во время съемок? Вы вообще авантюрный человек?

Эльдар Рязанов: Я очень авантюрный человек. Это главное в моей жизни. Я в институт поступал как авантюрист, даже не подозревая, куда я поступаю. Я просто никогда не слышал о таком институте. Я приехал во ВГИК посмотрел, что для поступления на сценарный факультет нужно уметь писать, для операторского факультета нужно уметь фотографировать, для художественного факультета нужно уметь рисовать, для актерского нужно было участвовать в художественной самодеятельности. Я ничего этого не умел. Единственный факультет, где вроде бы ничего не надо было, это был режиссерский факультет. Я решил, что это факультет для меня. Меня приняли, к моему изумлению. О том, как я учился, можно почитать мою книгу «Неподведенные итоги».
От сценария я все время отступаю, потому что писать сценарий это одна профессия, а снимать кино – другая. И часто эти профессии приходят в противоречие. На съемках часто думаю, какой идиот написал эту сцену, а ее написал я или вместе с Брагинским. Важно понимать, что сценарий дает направление, интонацию картины, а остальное – это только подспорье. Иногда хорошее, иногда слабое. Например, в «Иронии судьбы» я вообще не отступал от сценария, а в фильме «Вокзале для двоих» от сценария остался только сюжет, но диалоги все другие. Самое главное, когда снимаешь картину, иметь живые мозги и не быть в плену никаких догм и искать то, что еще не было.


 

28. Татьяна : А как Вы праздновали 50-летие "Карнавальной ночи"?

Эльдар Рязанов: Я снимал "Карнавальную ночь - 2".


 

29. Андрей , Волгоград : Уважаемый Эльдар Александрович, Огромное Вам спасибо за ваши фильмы!!! Если бы не было Ваших фильмов, не было бы отечественного кино. Крепкого здоровья Вам! За " Иронию судьбы" кланяюсь Вам в ноги. С уважением Андрей.

Эльдар Рязанов: Я тоже кланяюсь Вам в ноги, Андрей, за ваши добрые слова. Спасибо!


 

30. Дмитрий , Москва : Скажите, пожалуйста, испытываете ли Вы ностальгию по эпохе, удивительно точно подмеченной и переданной в таких Ваших фильмах, как "Ирония судьбы" или "Служебный роман"? Как Вы сейчас воспринимаете атмосферу этих фильмов?

Эльдар Рязанов: Вы знаете, я свои фильмы очень редко смотрю. Мне некогда. Да и потом, зачем смотреть фильмы, если знаешь, чем они кончатся. Мне это уже не интересно. Что касается атмосферы, то я даже не знаю, что Вам ответить, потому что я не оцениваю свои фильмы, не смотрю их с точки зрения: а как бы я сейчас сделал. Это бессмысленно. Недавно, года три назад, я посмотрел «Иронию судьбы» (я болел под Новый год). До этого я ее двадцать лет не смотрел. Я очень удивился, подумал, что парень, который снимал эту картину, довольно даровит. Я скромно сказал жене: «Ты знаешь, наверное, я начинаю теперь понимать наш народ».


 

31. РИА Новости, Оксана : Эльдар Александрович, недавно Вы сказали, что открыли свою режиссерскую карьеру "Карнавальной ночью" и ее же римейком ее завершите. Чем Вы теперь предполагаете заниматься? Может, у Вас есть какие-то планы, связанные с развитием Вашего клуба "Эльдар" или сконцентрируете свои усилия на преподавательской деятельности?

Эльдар Рязанов: Нет, я уже преподавал на Высших режиссерских курсах. У меня там было несколько выпусков. Я прекратил преподавать, потому что понял, что я воспитываю людей, которые обречены на безработицу. Сейчас мне это уже неинтересно, потому что я боюсь, что я может быть уже не найду общего языка с людьми, которые придут учиться: уж очень мы сейчас стали разные. Поэтому я не хочу на это тратить свое время. Киноклубом я, конечно, буду заниматься. Но, честно говоря, я еще не определился, чем буду заниматься. Можете считать меня молодым человеком, который еще не определился в выборе пути. Есть предложением в театре поставить оперу, а, может быть, поставлю спектакль в театре, напишу сценарий, клубом буду заниматься. Как говорил Эйзенштейн, который был старше меня на 30 лет: «Ты молодой, у тебя все еще спереди». Это абсолютно относится ко мне.


 

32. Дмитрий , Красноярск : Здравствуйте! Скажите, кто играет роль Г.Х.Андерсена в фильме, над которым Вы сейчас работаете?

Эльдар РязановЭльдар Рязанов: Я уже над ним не работаю. Он вовсю идет на экранах, вернее, вовсю не идет, потому что прокат фильма «Андерсен» безобразный. «Гемини - фильм», которая должна была прокатывать эту картину, очень формально, как мне кажется, отнеслась к этой работе. Андерсана, играют три человека, вернее, два. В прологе играет маленький эпизод Ваня Харатьян, сын Димы Харатьяна, известного артиста. Молодого Андерсена, от 14 до 30 лет, играет выпускник Щукинского училища Станислав Рядинский. Это очень талантливый парень, пластичный, музыкальный, думающий артист. Я предрекаю ему просто большую актерскую судьбу. Он работает в театре Марка Захарова «Ленком». Картина «Андерсен» была его дебютом. Надо сказать, что Андерсен брал реванш в своих сказках, и поэтому я решил, что актер будет играть не только Андерсена, но и героев тех сказок, что попали в поле моего внимания как экранизатора. Поэтому Рядинский играет четыре роли в нашей картине, что для дебютанта это замечательно. Он играет молодого Андерсена, Тень, играет бравого Солдата в спектакле «Огниво», это инсценировка внутри фильма, которая поставлена на сцене театра и роль Принца, переодетого в Свинопаса, который решил отомстить принцессе и занимается с ней поцелуйной кампанией. Играет очень нахального, наглого, сексуального персонажа – полная противоположность Андерсена, которого он играет гадким утенком, некрасивым и во многом неприятным и за ним еще не тянется шлейф писательской славы. Этот шлейф зато стоит за артистом Сергеем Мигицко, который играет взрослого Андерсена, от 40 лет и до конца. Сергей – замечательный артист «Ленсовета», из Санкт - Петербурга. Он был приглашен мной на другую роль. Но, когда он вошел, я вдруг увидел, что вошел Андерсен. С моей точки зрения, он был невероятно похож на Андерсена: взъерошенный, эмоциональный, подвижный, некрасивый и красивый одновременно, обаятельный и отталкивающий. Мы стали делать ему пробы и, честно говоря, пробы не очень хорошо получались, но я верил, что из него будет Андерсен. Когда мы посмотрели пробы, вся съемочная группа была против того, что он играл Андерсена, кроме меня. Я упрямо верил, что он сыграет замечательно, и я не ошибся: преклоняюсь перед тем, как он сыграл роль. Ему больше, чем другим актерам, требовался поводырь, режиссер, который вводил его в роль, объяснял и т.д. Но, когда они понимал, он играл блестяще. Ему помогло то, что он играл взрослого Андерсена, писателя, за ним было, все, что создал Ганс Христиан. Хотя Андерсена играть очень сложно. Он был очень странным человеком, у него было множество своих «тараканов». Дедушка сумасшедший, мать стала алкоголичкой, сводная сестра – проституткой. Происхождение было жуткое: сын сапожника и прачки. Андерсен стыдился своего происхождения, своих родных. Андерсен был слезливым, обидчивым, экспансивным, ранимым человеком.


 

33. Лена : Вы верите в Бога?

Эльдар Рязанов: К сожалению, нет. Я воспитывался в эпоху жесточайшего атеизма. Я отношусь к верующим с большим уважением и даже про себя думаю, что, может быть ТАМ, кто-нибудь или что-нибудь есть эдакое. Но конкретно в Бога я не верю, ни в православного, ни в католического, ни мусульманского, ни в индийских богов.


 

34. Ринат , Набережные Челны : Эльдар Александрович, чем обусловлено ваше постоянное появление в собственных фильмах в качестве актёра в небольших эпизодах?

Эльдар Рязанов: Поначалу это произошло случайно. В фильме «Ирония судьбы или с легким паром» мы снимали эпизод, где герой Мягкова перелетает из Москвы в Санкт – Петербург. Он, конечно, в драбадан пьяный. Я имею ввиду не Мягкова, а его персонаж. Этот эпизод мы снимали в аэропорту в Домодедово, в воскресенье. Мы поняли для того, чтобы эту сцену сделать живой, нужно, чтобы какой-то актер подсел рядом с персонажем Мягкова. Мягков бы привалился к нему, тот бы его отбросил, потом вывел из самолета и т.д. Но подходящего никого не было, а, если бы мы стали искать артиста в воскресенье, то не успевали бы закончить съемки, потому что смена была до шести вечера. Тогда операторы сказали мне сесть рядом с ним и проиграть эту сцену. Эта моя маленькая роль была случайной. Но дальше я понял, что это мне понравилось. Актерского образования у меня нет, хотя актерскому мастерству нас учил Владимир Вячеславович Белокуров, актер МХАТа, так что какие-то азы я знал. И я начал играть какие-то маленькие эпизоды. Во-первых, это было злоупотребление служебным положением, чего там говорить. Но служебное положение и существует для того, что им пользоваться, больше оно ни для чего не нужно. В «Вокзале для твоих» я играл какого-то маленького железнодорожного служащего, в «Гараже» я спал на Бегемоте, в «Андерсена » я один из гробовщиков, которые делали гроб для Андерсена. Я нарочно взял себе этот маленький эпизод, чтобы критики могли потешиться: Рязанов не только в переносном смысле похоронил Андерсена в своем фильме, но и в прямом – уложил в гроб. Это лежит на поверхности, пока еще никто не воспользовался, но я им все время что-то подбрасываю, потому что, представляете, какое это для критика удовольствие - проехаться по такому. Во-вторых, мое участие в эпизодах напоминает мне ситуацию, когда художник рисует огромное, многофигурное полотно и где-то внизу, сбоку рисует и себя. Это своеобразный автограф, которым я пользуюсь.


 

35. Виктор , Москва : "Карнавальная ночь-2" отчетливо показала, каких трудов Вам стоило впустить в свою картину язык орущей вокруг попсы и насаждаемой блатной романтики и не "просесть" под ними, а вывернуть эту субкультуру наизнанку во всём убожестве. Спасибо Вам, что верите в своего зрителя, у кого и голова, и чувства сохранились вопреки нашей медийной свистопляске. Эльдар Александрович, неужто нет у Вас больше мочи и не станете Вы больше снимать Ваше кино? Каждая Ваша работа - это для меня событие. Это большая и важная часть душевного пространства, в котором хочется и можно жить. Дай Вам Господь здоровья и сил!

Эльдар Рязанов: Виктор, спасибо Вам за добрые слова. Скажу честно, я отказывался снимать кино, потому что я каждый раз был утомлен поисками денег на картину. Это хождение по кабинетам банкиров и всяких олигархов унизительно, это нервная нагрузка: ты не знаешь, закончишь ли картину или нет. Они принимают тебя, угощают кофе, чаем и говорят «я вырос на Ваших фильмах», а потом денег не дают. И я думаю, какие отвратительные фильмы я поставил, если выросло такое поколение, которое не имеет даже ни жалости, ни желания помочь мне, если выросло на моих фильмах. И я каждый раз для себя говорил, все, я больше кино не снимаю, потому что, это иссушающее душу работа ходить и побираться в моем возрасте, чтобы дали денег не для меня, а для фильма. «Карнавальную ночь-2» я согласился снимать, потому что одновременно с предложением было ясно, что на этот фильм будут деньги и эта часть работы меня не должна беспокоить. Конечно, съемки этого фильма были авантюрой, потому что на все было всего три месяца. Мы за девять дней написали сценарий, неделю у нас был подготовительный период - за сорок дней я снял картину, которая обычно снимается за полгода. Было очень много сложностей: необходимо было найти музыку, поставить номера, сюжет написать, актеров найти. Это была невероятная работа: три месяца без выходных, без сна (я спал не больше трех часов, просыпался в 4 часа утра и думал, как я буду это снимать, потому что подумать днем у меня не было времени). На это дело мог решиться только авантюрист и очень уверенный в себе человек. И я на это пошел. Признаюсь честно, в этом был такой азарт, было интересно справиться с этим делом, тем более, что все артисты откликнулись с удовольствием. Я снимал замечательных актеров. Работа над «Карнавальной ночью-2» доставила мне удовольствие, потому что это «полировало» кровь. Нужно было быстро работать, быстро принимать решения. Я со многим количеством людей расстроил отношения, но это уже не важно, все в прошлом. Я могу сказать, если мне будет предложением снимать кино и мне будет интересен сценарий, тема и если мне будут сразу при этом давать деньги, я буду снимать кино, если нет, то обойдетесь без меня.

Завершающее слово:
Эльдар Рязанов: Дорогие друзья, я вам очень признателен за внимание к моей персоне. Среди ваших записок было несколько комплиментарных и приятных для меня. Я постарался ответить на все максимально честно. В моем возрасте врать бессмысленно и глупо. У меня к вам просьба, кто не смотреть фильм «Андерсен» - посмотрите, он того стоит, это своеобразное интересное произведение. Там замечательный художник, замечательный композитор, замечательные артисты. Но эта картина при просмотре требует мозгов, а если их нет – не ходите, это будет большая потеря и для вас и для картины. Учтите, что в марте будет показана телевизионная версия, она более полная. Киноверсия фильма идет 2 часа 15 минут. Больше картину смотреть уже трудно. Но за бортом киноверсии остались замечательные сцены, потому что «трамвай не резиновый». Телевизионная версия будет полная, показана в один вечер через выпуск новостей. Если вам не удалось в кинотеатре посмотреть, посмотрите по телевизору, потому что фильм, как белая ворона в сегодняшнем кинематографе. Не знаю хорошо это или плохо. Наверное, хорошо, потому что белая ворона – это редкость.
Еще раз спасибо вам всем!!!

online конференции
Партнеры



Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.