Трудности школьного обучения. Ребенок не хочет или не может?

Переход от дошкольного, "игрового" детства, к школьному, "учебному" - очень непростой и многоступенчатый процесс. Успехи ребенка в школьной жизни зависят от большого числа факторов: общего умственного развития, уровня познавательной активности, умения сохранять и поддерживать учебную деятельность, сознательно подчинять свои действия правилу, предлагаемому учителем, принимать систему новых требований и норм поведения, умения сохранять и поддерживать необходимый уровень внимания, обладания развитой речевой слухо-речевой и зрительной памятью и достаточно высоким темпом деятельности.

 

ответы на вопросы

 

1. Ольга , Кинешма : С какого возраста лучше отдавать ребенка в школу?

Галина Панина, Наталья СвободинаНаталья Свободина: Однозначно ответить нельзя. Все зависит от готовности ребенка к обучению. Умение читать, считать и писать не является основными критериями. Гораздо важнее - психологическая готовность к школе. При достаточном развитии ребенка к 6,5 - 7 годам он обычно готов к школьному обучению. Такой же возраст предусматривает и Закон об образовании. Но я считаю недопустимым, когда ребенка отдают в школу в 6 лет или даже раньше. Причины обычно - амбиции родителей. Даже если такой ребенок многое умеет, он сразу же попадает в группу риска. Бывали случаи, когда детей возвращали в детский сад. Еще хуже, когда школы в погоне за комплектованием берут детей в 5,7. Лично я своих внуков раньше 7 лет я бы не хотела видеть в школе.
Галина Панина: Согласно Закону РФ "Об образовании", ребенок, достигший 6,5 - 7 лет, имеет возможность обучаться в школе. Однако каждому ребенку присущ свой, индивидуальный темп развития, и многие ребята, имеющие одинаковый календарный возраст, могут находиться на разных этапах созревания. Статистика современной школы говорит о том, что с каждым годом в первые классы приходит все больше детей, не достигших уровня школьной зрелости. Это означает, что ребята находятся в очень невыгодном для себя положении в процессе обучения. Они вынуждены работать в режиме перенапряжения, и им значительно труднее адаптироваться к системе школьных требований. Если ваш ребенок достиг возраста школьника, обратитесь к квалифицированному психологу с тем, чтобы прояснить его реальный уровень биологической зрелости, то есть получить ответ на вопрос, насколько зрелы у него те психофизиологические функции, которые получают наибольшую нагрузку в процессе учебы, например умение произвольно управлять своим поведением, слушать и понимать обращенную к себе речь, концентрировать внимание, а также строить свои взаимоотношения со сверстниками и с учителями. Если же ваш ребенок уже пошел в школу, и вы видите, насколько процесс вхождения в школьную жизнь для него сложен, то имеет смысл проконсультироваться у специалиста по поводу выявления зоны трудностей, с которой столкнулся ваш ребенок, для того, чтобы создать для него необходимые условия для успешного обучения.


 

2. Ирина , Москва : Мальчик в этом году идет в 3 класс, но до сих пор плохо читает - проглатывает окончания слов, додумывает их, не обращает внимания на знаки препинания, весь текст читает как одно предложение. Прочитанное не запоминает. А главное - не хочет читать вообще. Не помогает и совместное чтение, выбор интересующей его тематики и пр. Каждое чтение - истерика. Пишет также - буквы разного размера, многие слова слитно друг с другом. В чем причина? Как помочь ребенку? Мы уже и постукивали с ним при чтении, чтобы фиксировать конец предложения, и читали ему "с выражением".

Наталья Свободина: С точки зрения логопеда. В данном случае, возможно, у ребенка или недостаточно сформированый процесс чтения (что, к сожалению, бывает по различным причинам - неправильная подготовка к школе, задержка речевого или психоречевого развития, различные психологические причины), или нарушения чтения, в том числе и дислексия. Тогда само чтение для ребенка становится тяжелым физическим трудом. Естественно, он не хочет читать. Если это дислексия, то обычные педагогические приемы по улучшению чтения не помогут. Нужна помощь специалистов - логопедов и психологов (опытных!).
Галина Панина: Добавлю, что на процесс формирования навыка чтения огромное влияние оказывает ведущая репрезентативная система, то есть нужно разобраться с тем, как ребенок воспринимает, перерабатывает и передает информацию, то есть кто он - визуал, аудиал или кинестетик. Ведь наиболее распространенный сегодня в начальной школе фонематический метод обучения чтению Д.Б.Эльконина в полной мере доступен аудиалам и детям смешанного аудиально-визуального типа. Но серьезно затрудняет процесс обучения чтению детей-кинестетиков, приводя к формированию дислексии и дисграфии.


 

3. Ирина , Екатеринбург : Здравствуйте! Моему ребенку 5 лет. Он не совсем хорошо выговаривает буквы "л" и "р". Скажите, пожалуйста, сколько занятий может потребоваться профессиональному логопеду "поставить" эти буквы "на место"? Сколько стоят услуги логопеда (в среднем, хоть примерно). И еще один вопросик: логопед в поликлинике может заняться моим ребенком и бесплатно ли?

Наталья Свободина: Логопед в поликлинике по месту жительства не просто может, а обязан взять вашего ребенка на занятия, причем бесплатно. Кроме логопеда в поликлинике, можно обратиться за помощью в различные центры психологической и социальной реабилитации, которые есть в каждом округе, и также в центры развития коммерческие, адреса можно взять из Интернета, например logoped.ru, logoped+. Можно обратиться и к частным логопедам, но здесь будьте осторожнее. Желательно искать логопеда по рекомендации. Что касается стоимости, то цены в центрах колеблются от 350 до 1000 и более рублей за прием. А в частном секторе я могу говорить только о тех, кто занимается частной практикой официально, то есть зарегистрирован в налоговой инспекции и платит налоги государству. Здесь цены на одно занятие в среднем по Москве от 600 рублей в зависимости от условий специалиста, его квалификации, опыта, места проведения занятия и так далее.


 

4. Анис , Санкт-Петербург : Дочери 6 лет. Звук "Р" практически не говорит (проглатывает), трагедии из этого не делаем, с логопедом занималсь. Вопрос неординарен: не могут ли занятия с логопедом и дома с родителями привнести обратный эффект - ребёнок станет "бояться" буквы "Р"? Возможно, дочка сама позже станет нормально произносить "р"? Спасибо.

Наталья Свободина: К 5 годам ребенок должен правильно произносить все звуки родной речи и иметь соответствующее речевое развитие. Отсутствие или искажение каких-то звуков считается нарушением и подлежит обязательной коррекции. Для того, чтобы достаточно непростые занятия по коррекции звукопроизношения не стали в тягость и не принесли обратный эффект, специалист должен применить все свое умение и фантазию. Если и у логопеда, и дома заниматься, слепо следуя инструкциям, не учитывая особенности ребенка, то такие занятия действительно могут отбить охоту стараться правильно говорить. Но к сожалению, мало вероятности, что звук сам собой получится. Можно, конечно, ждать - а вдруг, но когда-нибудь дочь обязательно спросит вас - почему ей не помогли вовремя. Необходимо добавить, что поставить звук - это даже не полдела. Ввести звук в повседневную речь, контролировать свою речь - вот самая сложная задача. И справиться с ней ребенок без помощи окружающих не сможет.


 

5. Михаил , Москва : Наталья! Отменена ли в школах практика переучивания левшей на правшей? Ведь известно, что фактор переученного левшизма является первопричиной развития заикания у ребёнка. Я и сам заика, мне уже 32 и что называется исследовал этот вопрос изнутри. И я тоже переученный левша. Убеждён, и могу доказать - да, дело именно в этом. Так что, Ваш ответ?

Наталья СвободинаНаталья Свободина: Вопрос о левшестве скорее относится к компетенции психологов и нейропсихологов. В школе детей, пишущих левой рукой, давно уже не переучивают. Во всяком случае, этого не делают знающие свое дело педагоги. Но если к первому классу ребенок не определился с ведущей рукой, обязательно надо проконсультировать его у квалифицированного специалиста. Кроме того, если в письме у ребенка встречается много ошибок, не связанных с правилами орфографии, то кроме логопеда необходима консультация психолога. Что касается заикания, не все заикающиеся - переученные левши. Термин "логоневроз" потому и содержит слово "невроз", так как насильственное переучивание детей вызывает невротическую реакцию. Но невроз может сформироваться и по другим причинам. Здесь опять совет один. Нельзя применять общую практику ко всем детям. Каждый ребенок - индивидуальность со своими особенностями, со своей историей развития.


 

6. Анжелика , Винница : Здравствуйте! Моему сыну 7 лет, пошел во второй класс. Весь предыдущий учебный год учитель жаловалась на неумение ребенка сосредоточиться, рассеянность внимания на посторонние шумы, движения в классе во время урока. Задания выполняет только со "стоянием над головой", на замечания реагирует улыбаясь, строя гримасы, чем вызывает смех всего класса. Читает медленно, переставляя слоги, недочитывает окончания. Пишет, пропуская буквы, в основном гласные. Подскажите, такое своеобразное поведение - это недостатки воспитания? Или связано с другой проблемой? Спасибо.

Галина Панина: Уважаемая Анжелика, вашему сыну 7 лет, и он пошел во второй класс. Это значит, что в школу мальчик пошел с 6 или с 6,5 лет. Хотя заочно сложно определить причины его неуспешности, но на мой взгляд, ситуация, которую вы описываете, связана с тем, что на момент поступления в школу ваш мальчик еще, к сожалению, не достиг необходимого уровня психического и физического развития, проще говоря, не был достаточно зрел для "систематического обучения в условиях массовой общеобразовательной школы". Скорее всего, интеллектуальное развитие ребенка соответствовало школьным требованиям, но интеллектуальное развитие как готовность к обучению не есть школьная зрелость, которая дает возможность ребенку развить способность активно и, самое главное, произвольно (то есть когда надо) сосредотачивать свое внимание, ставить перед собой цель что-то выучить, запомнить, сделать. При этом и поведение ребенка должно отличаться произвольностью. Он способен принять требования учителя, он учится правильно строить свои отношения со сверстниками и он может подчиняться новому для себя режиму дня. Очень важно: несмотря на то, что выполнение многих учебных правил достается детям с трудом, но когда ребенок готов к обучению, они не вызывают у его протеста и воспринимаются им как необходимое. Поведение вашего сына, уважаемая Анжелика, изначально не связано с его воспитанием. Однако вашему ребенку необходима серьезная помощь, в которой огромную роль сыграет правильная родительская позиция, тесный контакт с учителем и, конечно, консультация специалиста. Ведь ваша общая задача - "построить" учебную деятельность ребенка, развить его желание учиться, развить его познавательную активность, но делать это надо на легком и доступном для него материале.


 

7. Ольга Киселева , Москва : Каковы основные признаки готовности ребенка к школе? Есть ли простые, домашние тесты (задачки) для мамы, позволяющие это определить. В 6 лет и 5 мес. для мальчика не рано идти в школу? Нужно ли учить читать и писать ребенка до школы? Спасибо.

Галина Панина: Переход от дошкольного, "игрового" детства, к школьному, "учебному" - очень непростой и многоступенчатый процесс. Успехи вашего ребенка в школьной жизни на самом деле зависят от большого числа факторов: общего умственного развития, уровня познавательной активности, умения сохранять и поддерживать учебную деятельность, сознательно подчинять свои действия правилу, предлагаемому учителем, принимать систему новых требований и норм поведения, умения сохранять и поддерживать необходимый уровень внимания, он должен обладать развитой речевой слухо-речевой и зрительной памятью и достаточно высоким темпом деятельности. Кроме того, многие школьные трудности, которые волнуют нас, взрослых, связаны с состоянием здоровья ребенка, а ведь оно закладывается еще в раннем детстве, и зависит от того, как протекала ваша беременность, как проходили роды, чем и как он болел в раннем детстве. Хочется заметить, что к школе должен быть готов не только ребенок, но и его родители. Известно, что школьные проблемы ребенка, его школьные трудности могут получать негативный резонанс в семье, а связано это с тем, что часто мы, взрослые, неадекватно оцениваем возможности и способности своих детей. Наши родительские амбиции не позволяют нам доброжелательно и систематически помогать ребенку преодолевать абсолютно естественные в жизни каждого школьные трудности, а ведь мы должны поддерживать его эмоционально, укреплять веру его в себя и свои возможности.
Наталья Свободина: Что касается тестов - если это большой город, то проблема решается очень просто. Во-первых, рядом специалисты, во-вторых, в книжных магазинах очень большое количество самых доступных тестов, которые может сделать любой родитель. Учитьдо школы  писать в том понимании, в котором это спрашивают родители, то есть письменными буквами - мой ответ как логопеда - категорически нет. Хотя некоторые школы даже предлагают ребенку при поступлении написать диктант. Надо не учить писать, а развивать моторику, общую и мелкую. Что касается чтения - часто учителя говорят, не учите, мы сами научим. В принципе, они правы. Но реальность диктует другое. В первом классе среди 25 человек гораздо меньше детей, не умеющих хотя бы немного читать. Такой ребенок оказывается в неравном положении наряду с другими. Учителю очень трудно построить свою работу, имея таких разношерстных учеников. Как логопед, могу сказать, что детей, у которых есть проблемы с развитием речи, необходимо учить выделять звук в слове (первый, второй, последний), развивать у них фонематическое восприятие (различение на слух близких по звучанию звуков), учить сохранять слоговую структуру слов. В большинстве случаев после такой интенсивной работы ребенок начинает читать без особого труда.
Галина Панина: На мой взгляд, учить детей чтению до школы нужно, особенно в условиях современного образования. Дело в том, что навык чтения должен опережать формирование у ребенка навык письма, а в современных школы этому учат параллельно, что является причиной возникновения у многих детей дисграфии и дислексии.


 

8. Венера : Дочери 5 с половиной лет. Хотим через год отправить ее в школу. Что Вы думаете о раннем поступлении ребенка в школу? Что говорит статистика о таких случаях? И как эффективнее подготовить ребенка к школе за оставшийся год? Спасибо.

Галина ПанинаГалина Панина: Во многих случаях раннее поступление ребенка в школу неоправданно. Ведь что такое школа для первоклашки - новый коллектив, новые занятия, учительница, много новых обязанностей, и главное, очень большие нагрузки - интеллектуальные, психологические, функциональные, физические. Если вы уверены, что ваш ребенок достаточно зрел, чтобы справиться и не сломаться в этот напряженный период, уверены в том, что школа, в которую идет ребенок, это школа с установкой "школа для ребенка, а не ребенок для школы", если учитель внушает вам доверие и наконец, ваша семья полна терпения, спокойствия и снисходительности, тогда в добрый путь.


 

9. Светлана , москва : 1. У мальчика быстро устает рука при письме, появляется боль в кисти, очень сильно сжимает авторучку, почерк размашистый, неаккуратный, что только не делали, ничего не помогает. Как быть? 2. До скольки часов, по Вашему мнению, должны проходить уроки как общего, так и доп.образования у учеников: а) Начальной школы; б) Средней школы? Какое время наиболее оптимально для выполнения домашнего задания? Спасибо.

Наталья Свободина: Если у ребенка такие проблемы с рукой, почерком, в первую очередь его надо показать неврологу. Иногда необходима специальная медицинская помощь. Но решить это может только врач.
На второй вопрос отвечают нормативные документы, принятые Министерством Образования и Министерством Здравоохранения. Например, "О НЕДОПУСТИМОСТИ ПЕРЕГРУЗОК ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ" - письмо Минобразования от 22 февраля 1999 года, и "ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ". Приказ Министерства Здравоохранения РФ от 6 августа 1999 года №309. Другое дело, что в школах эти требования соблюдаются далеко не всегда. Часто детям в первом классе с первого дня задают домашнее задание. Есть школы, где ставят оценки, в том числе и низкие, уже в первом классе, хотя это не разрешается. Есть школы, где ученики 2-4 классов учатся во вторую смену, и так далее. Те, кто нарушают закон, не понимают, что все эти нормы - не пустой звук. Все просчитано специалистами с учетом всех возрастных особенностей детей. Нарушения этих рекомендаций приносит детям непоправимый вред. А потом мы удивляемся, что к 10-му классу не остается здоровых детей.


 

10. Никитина Ольга Вячеславовна , Кострома : Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, на чьё мнение стоит опираться при решении вопроса, когда отдавать ребёнка в школу: на своё (мнение мамы - считаю, что в 6 лет рано) или мнение воспитателя (считает, что пора)?

Наталья Свободина: Опираться надо на возможности ребенка с учетом мнения психолога.


 

11. Юлия : День добрый! Моему сыну 8 лет, он пошел в 3 класс, но до сих пор у него нет ни малейшего желания учиться и стремления познавать что-то новое (читать книги, например, хотя я ему предлагала совершенно разную литературу вплоть до комиксов). Еще меня беспокоит то, что ребенок не стремится достигать цели, если у него сразу не получилось что-то сделать, нет желания добиться он просто говорит - мол, не получается, ну и не буду. Дошло до того, что мы купили ему велосипед, и он, проехавшись один раз и, естественно, упав, не хочет учиться дальше.... Что делать, подскажите....

Галина Панина: Уважаемая Юлия! Причин пассивности вашего сына может быть несколько. Это и нарушение операционально-технических механизмов интеллекта, а также проявления негативных тенденций. Причины могут быть и в отсутствии мотивации к обучению (не хочу, мне трудно, я не справляюсь). В вашем случае очень важно понять, пассивен ли ребенок вообще, или только в отношении некоторых учебных дисциплин, или, может быть, каких-то конкретных занятий. Однако следует сразу сказать, что подобная позиция мальчика является приобретенной, то есть такое поведение вашего сына обусловлено в основном особенностями воспитания в семье и условиями его обучения в школе. Кроме того, эта ситуация напрямую связана и с особенностями школьного старта, то есть с тем, насколько ребенок был психологически и физиологически готов к систематическим занятиям в условиях массовой школы. Поэтому для того, чтобы помочь вам и сыну справиться с, прямо скажем, непростой ситуацией - нужна консультация специалиста-психолога.


 

12. Брызгалова Галина , Калуга : Дочка в группе дошкольной подготовки была лучшей ученицей. А в 1-ом классе самой большой проблемой было уговорить и успокоить ее, если вдруг она оказывалась не самой-самой. Как справиться с комплексом отличника?

Галина Панина: Вообще-то говорить о "комплексе отличника" можно только в том случае, когда стремление вашей девочки к отличным оценкам как-то реально мешает ей в жизни. Ведь если говорить об учебе, то дети-отличники хорошо адаптируются к школе именно посредством отличной учебы: им нет нужды, как другим ребятам, искать и пробовать какие-либо варианты адаптивного поведения, им и так ясно - получил пятерку, и родителям радость, и учителю хорошо. Угодишь всем. Хотя обычные школьные пятерки не всегда говорят о комплексе отличника. Если они добиваются ребенком в рамках собственной логики, пусть даже непонятной взрослым, и ради достижения какой-то личной пользы, это одно дело, но если пятерка становится самоцелью, и все, что ниже пятерки - это катастрофа и провал, тогда все гораздо сложнее. И "разрулить" подобную ситуацию вам поможет квалифицированная семейная терапия, так как формируется этот комплекс условиями воспитания, когда кто-то из значимых взрослых, чаще всего мама, начиная с еще дошкольного возраста, хвалит ребенка буквально за все достижения, рождая ситуацию - "успех кормит успех" и "хороший ребенок - отличник - мамина гордость и радость всей семьи".


 

13. Селькова Марина : Сынишка все время берет в школу игрушки. Как на это реагировать?

Наталья Свободина: Мое мнение, как бабушки и мамы - в первом классе, если ребенок пришел с игрушкой, ничего страшного. Это поможет ему справиться со стрессами первых дней. Поверьте, это продлится недолго.
Галина Панина: С точки зрения психолога необходимо понять, ЗАЧЕМ ребенок берет в школу игрушку. Что для него она в школе. Если это верный друг, который помогает в трудной ситуации (в какой - тоже очень важный для нас вопрос), это одно дело, а если ребенку скучно, неинтересно, задания трудные, непонятные, это уже совсем другое. А может быть, игрушка - средство привлечения к себе внимания одноклассников. Причин может быть много, но их важно понять для того, чтобы правильно построить свое взаимодействие с ребенком.


 

14. Новикова Юля , Москва : Мой ребенок приносит со школы домой чужие вещи (ручки, карандаши, игрушки). На мои вопросы отвечает либо, что не знает, как они у него оказались, либо, что ему отдали поиграть/насовсем. Боюсь, что он берет некоторые вещи без спроса. Может, это какая-то детская клептомания? Что делать?

Галина Панина: Юля, вообще-то практически каждый ребенок хотя бы раз в жизни что-то крадет, некоторые делают это много раз. Причин детского воровства, не связанных с "детской клептоманией", много. Вот некоторые из них: ребенок не испытывает на себе в достаточной для него мере любви и симпатии со стороны взрослых и сверстников; ребенок ворует ,чтобы отомстить родителям и попытаться изменить отношение к себе. Это, как правило, происходит в тех случаях, когда родители больше, чем ребенку, отдают внимание карьере и личной жизни; кража может быть способом мести, например, однокласснику, у которого ребенок просил вещи, но получил отказ. В этом случае кража - это возможность выхода очень сильной отрицательной эмоции, возникающей у ребенка. В любом случае, кража - это особый сигнальный знак, который говорит нам, взрослым о выраженном, но неосознаваемом неблагополучии ребенка. Здесь нужна консультация психолога. Если это вариант детской клептомании, а это психиатрический термин, то это достаточно серьезное нарушение, природу которого поможет понять детский психиатр.


 

15. Алина Кричевская , Москва : Мой сын - классическая "сова". Никакие жизненные события не сбивают его с индивидуального биологического ритма. Укладываю его в 21.30, но он все равно под любым предлогом оттягивает время (ходит пить, в туалет, просто лежит мечтает) и засыпает в 23.30. А утром у нас все укладывается в формулу "подняли, но не разбудили". Все сборы проходят на автопилоте, и это при том, что мы 5 лет до школы отходили в садик. Очень переживаю, как он будет учиться, особенно на первых уроках.

Наталья СвободинаНаталья Свободина: Здесь необходима консультация невролога и нейропсихолога. Кроме того, специальные упражнения и гимнастики помогут вашему ребенку справиться с собой. Ведь не один он на свете "сова". Но остальные справялются с такой проблемой. Не надо волноваться и передавать свою тревогу ребенку. Посоветуйтесь с врачом.


 

16. Людмила : Мой ребенок гиперактивный, ни минуты не сидит на месте. Перед школой пошли к психологу именно с этой проблемой, чтобы предотвратить трудности адаптации к школьной жизни. А психолог меня успокоила, сказав, что как раз активным детям проще приспособиться к новым условиям, чем спокойным детишкам. Но меня все-таки гложат сомнения. Действительно ли это так?

Галина Панина: Уважаемая Людмила, хотелось бы сразу уточнить, ваш ребенок активный или гиперактивный. Если вы говорите о гиперактивности, то какой специалист - невролог, психоневролог поставил такой диагноз? Высокая двигательная активность свойственна очень многим детям, но в отдельных случаях она достигает патологической степени выраженности, тогда мы и говорим о гиперактивности, которой свойственна даже не активность, а расторможенность. Вообще-то самые разные нарушения психической деятельности наших детей могут иметь фасад в виде излишней активности. Активным детям, если они готовы к обучению в школе, действительно легче адаптироваться к школе. А вот гиперактивный ребенок с самого начала обучения не может спокойно сидеть на уроке. Он постоянно отвлекается, суетится, не может самостоятельно организовать, развернуть свою деятельность, то есть работу на уроке. Его проблемное поведение часто сочетается с трудностями в усвоении школьных навыков - чтение, счет, письмо. Поэтому первое, что необходимо сделать - с помощью специалиста четко определить, есть ли у вашего ребенка синдром гиперактивности, или же ваш сын просто активный, живой мальчик, наделенный от природы непоседливостью и любознательностью.


 

17. Дмитрий : Здравствуйте, с чем, по Вашему мнению, может быть связан плохой, неразборчивый почерк у ребенка? Ребенок учится в 5 классе, много читает, пишет грамотно, учится с желанием, старательно, но из-за почерка учителя часто ругают и ставят плохие оценки, доходит даже до двоек в четверти. Классный руководитель после родительского собрания говорит, что ребенок просто не старается и советует наказывать построже. Дома мы занимаемся с ребенком, доброжелательно объясняем ему, чтобы писал не спеша, потому что у него получается лучше. Из-за школы не наказываем. Как помочь ребенку справиться с проблемой?

Наталья Свободина: Эта проблема комплексная, лежит в компетенции психолога, нейропсихолога, невролога и корнями уходит в раннее детство и даже еще раньше. Вы абсолютно правы, что не ругаете ребенка. Удивляет позиция учителей. Здесь, по всей вероятности, им не хватает знаний по этой проблеме. Мое отношение к почерку такое: считаю, что почерк должен быть только понятным, все остальное - это уже зависит от способностей человека. Как есть умеющие рисовать, играть на музыкальных инструментах, так и есть пишущие каллиграфически.
Галина Панина: Плохой, неразборчивый почерк ребенка может быть связан с наличием у мальчика элементов левшества (скрытое, амбидекстрия). В этом случае и учителям, и родителям необходимо снизить уровень требований к каллиграфической стороне почерка. Главное - отделять плохой почерк (некрасивое корявое письмо) от письма с помарками, многочисленными исправлениями, так называемой "грязи в тетради". В этом случае вы действительно можете существенно помочь сыну, работая не столько над почерком, сколько над повышением у него концентрации внимания, самоорганизации и самоконтроля. Тем более, что речь идет о мальчике пятого класса, а в этом возрасте практически автоматизируется навык письма. Путем изнурительного тренинга можно добиться существенного улучшения почерка, но как показывает практика, в школе при высоком темпе работы, особенно на предметах, где как ты пишешь, неважно (математика, история, география и другие), красивый почерк быстро разрушается.


 

18. Лариса : Добрый день. Через год мой сын пойдет в первый класс, но уже сегодня от него можно услышать такие слова, как: "Там сложно, я не хочу.". Как родителям психологически подготовить ребенка к школе, как сделать первое сентября действительно праздником для ребенка?

Галина Панина: Уважаемая Лариса, обычно так говорят дети, которых слишком рано начали готовить к школе. Я не веду речь о том, что вы буквально посадили ребенка за парту. Мы с вами понимаем, что подготовка к школе и школьные успехи напрямую взаимосвязаны, но очень часто, "насыщая" во благо школы ребенка всевозможными знаниями и умениями, мы забываем о праве малыша на детство с его спонтанностью, естественностью, игривостью. Результат - сопротивление ребенка как на процесс обучения в целом (если взрослые перегнут палку в своем старании обучить малыша всему), так и на школу, которая "...превратила маму из любящей малыша, принимающей его каков он есть со всеми его детскими заморочками в домашнюю учителку".
И еще, ваш мальчик может сопротивляться школе, вполне возможно, и из-за того, что "спиной" считывает ваш высокий родительский уровень притязаний. А это может вызвать у него повышенную тревожность и даже сформировать скрытый страх к школе.


 

19. Алеся , Краснодар : Мой сын (сейчас нам 3.9) родился в начале декабря, т.е. к началу школы ему исполнится 6.9 или 7.9 лет. Нам важно узнать: когда ЛУЧШЕ ДЛЯ ПСИХИКИ РЕБЕНКА идти в школу? Если у нас высокий интеллект, но психика - СДВ и гиперактивность. Решать надо сейчас, потому что ребенок год ходил в ясли с 2.7 лет, а теперь в младшей группе меняются воспитатели, помещение, а если через группу прыгнуть - то и другие детки. Не будет ли для ребенка стрессом смена группы в садике (если возникнет необходимость) в более старшем возрасте?

Галина Панина: Алеся, если вашему ребенку поставили СДВ с гиперактивностью, то вам, безусловно, не стоит торопиться. Как правило, такие ребята, особенно мальчики, созревают (не в интеллектуальном, а в психофизиологическом плане) позднее. Ваш ребенок, может быть, будет готов учиться, но это не значит, что он готов к школе, то есть к существующей системе обучения, и к тому высокому уровню нагрузок, с которыми он должен будет справляться каждый день.


 

20. zoja : sinu 13 let neponimanie v sem,e i agresivnost v wkole (Сыну 13 лет - непонимание в семье и агрессивность в школе)

Галина Панина Галина Панина: Уважаемая Зоя, отношения вашего сына с семьей и школой - немного разные темы, объединяет их одно - подростковый возраст, в котором находится ваш сын. Это очень сложный, кризисный период абсолютно для каждого молодого человека. Поэтому для того, чтобы наиболее полно ответить на ваш вопрос, я предлагаю вам написать мне на мой электронный адрес.


 

21. Василий Скловский , Москва : Уважаемая Галина, уважаемая Наталья! Оцените, пожалуйста, как на Ваш взгляд - современная школа стала для детей сложнее, чем советская? Какая школа несла в себе больше проблем, больше стресса - современная или советская? Какая была более толерантна к ребенку? Спасибо!

Наталья Свободина: Школа неотделима от жизни общества. Когда было больше проблем и стрессов - в советское время или сейчас? Кто возьмется ответить на этот вопрос, кроме тех, кто с удовольствием митингует на улицах. Я уверена, что проблемы создает не школа, а люди: учителя, родители, чиновники от образования, то есть мы с вами. А мы - продукт своего времени. Какая школа более терпима к ребенку - школа будущего...
Галина Панина: На самом деле мне кажется, что современная школа очень многое делает для детей. Постепенно меняя установку от "ребенок для школы" на "школа для ребенка".


 

22. Наталья , Москва : Здравствуйте! Моей дочери 6 лет. На следующий год ей идти в школу. Меня беспокоит то, что она шепелявит - язык проскакивает между зубов. Я обращалась к разным логопедам - все без толку. Шепелявый ребенок - это может стать поводом для шуток, издевок среди детей. Что бы Вы могли посоветовать в этом случае? Как избавиться от этой шепелявости? Спасибо)) 

Наталья Свободина: Если после пяти лет у ребенка есть проблемы со звукопроизношением или недостаточно развита речь, без помощи специалистов не обойтись. Совет один - заниматься. Возможно, вам не везло. Но очень часто бывает так, что звук поставлен, а в речь ребенок его не вводит. Это зависит от многого - воли ребенка, его самоконтроля, последовательности в действиях родителей. Автоматизировать звук - это самое сложное в логопедической работе. Но прекращать работу нельзя, иначе наступит момент, когда ребенок задаст вам неприятный вопрос - почему ты не помогла мне раньше.


 

23. Галина , Ульяновск : Подскажите, как помочь ребенку. Сыну 8 лет, он ученик 2-го класса. Наша проблема - до школы не посещали дет.сад, и в настоящий момент очень остро встала проблема общения с одноклассниками. В прошлом году очень часто болел, пропускал занятия, но успеваемость от этого не пострадала, а вот в настоящий момент он боится лишний раз подойти к ребятам на перемене, заговорить. Если не записал задание на дом, то звонить одноклассникам отказывается наотрез, боится. Много в поведении копирует с 3-х летнего брата. Спрашиваю его, хотел бы он заняться каким-то видом спорта или посещать кружок - не знает.

Галина Панина: Уважаемая Галина, своим вопросом вы заявили две очень серьезные темы. Во-первых, тема общения со сверстниками, а во-вторых, тема "копирования поведения с младшего брата". Однако у меня есть профессиональное ощущение, что поведение ребенка и в школе, и дома связано между собой. Я имею в виду следующее. Когда старшему было 5 лет, в семье появился второй ребенок, и ваш сын психологически вынужден был искать новые формы и средства, чтобы сохранить к себе внимание и любовь родителей, ощущать свою значимость в жизни семьи. Как правило, эта ситуация меняет стратегию поведения ребенка. Часто у детей появляются капризность, упрямство, агрессивность (в каждом случае свое), но главное - это неосознаваемая самим ребенком стремление регрессировать, то есть снова стать маленьким, и получать столько же внимания, сколько и новорожденный. При этом ребенок может стать более пассивным, тревожным, неуверенным в себе. Вполне возможно, что эта стратегия поведения (если она, конечно, выражена у вашего ребенка) отчасти перенеслась и в новую социальную среду - школу, где надо учиться включаться в новые для себя отношения со сверстниками, а для этого надо обладать активностью, способностью к конкуренции и соперничеству, чего, к сожалению, у вашего сына нет.


 

24. Борис , Ростов-на-Дону : У моего младшего сына (5 лет) заикание. В следующем году планируем отдать его в школу. Жена считает, что его необходимо зачислить в частную школу, где никто не будет смеяться над ним, где будет меньше людей в классе и он сможет усваивать материал лучше. Но ведь это тепличные условия, и что будет дальше? Ведь за стенами школы, на улице отношения со сверстниками вряд ли останутся такие же. А это стресс и соответственно прогрессия заболевания. То есть разницы большой нет, или я не прав?

Наталья Свободина: Трудно что-то посоветовать, не зная степени тяжести заикания и того, как продвигается лечение вашего ребенка. Кроме того, выбирая школу, необходимо учитывать психологические особенности ребенка, его поведения. Но я согласна с вами - тепличные условия создавать нельзя. Помочь ребенку с заиканием можно, но надо набраться терпения - процесс это долгий.


 

25. Стоян Горнев , Варна : Я во втором классе. Я не люблю читать. Я чувствую передшкольную депресию. Пожалуйста, посоветуйте меня, что я должен сделать, чтобы почувствовался нормально.

Галина Панина: Спасибо тебе за вопрос, Стоян. К сожалению, многие дети сейчас не любят читать. Это связано как с ними самими (с тем, какие они от природы), так и с тем, как их учили читать. Я глубоко убеждена, что любовь к чтению (пусть про себя, а не вслух) к тебе обязательно придет, а вот то, что ты чувствуешь "предшкольную депрессию", мне очень жаль. Жаль, что уже во втором классе учеба, узнавание нового, интересного и такого важного для твоей будущей взрослой жизни настолько для тебя небезопасно и неуютно. Мне бы очень хотелось с тобой встретиться, поговорить с твоей мамой. Напиши мне пожалуйста на мой электронный адрес.


 

26. Екатерина , г.Москва : Ребенок пишет печатными буквами с 5 лет, читает самостоятельно с 6 лет. Часто делает ошибки в написании букв, пишет в обратную сторону (например: З, К, Я, а также цифры 3 и 6). Сейчас ей 7 лет, поступила в 1 класс, пока картина та же. Что следует делать?

Наталья Свободина: Главное сейчас - сохранять спокойствие и не делать из этого трагедию. Ребенку и так трудно. Затем с помощью специалиста надо попробовать разобраться, почему это происходит. Дети довольно часто пишут зеркально, и в основном это проходит уже в начале первого класса. Но иногда такое написание сохраняется дольше. Это зависит не от "хочу - не хочу" ребенка, а от других причин. В зависимости от выводов и будет решаться дальнейшая работа с ребенком.
Галина Панина: Причинами зеркальности могут быть: левшество (скрытая амбидекстрия), несформированность у ребенка пространственных представлений, то есть в дошкольном возрасте этому уделялось мало внимания, а жаль. Следует помнить, что навык письма необычайно сложен, успешность его формирования зависит от сформированности межполушарного взаимодействия, то есть насколько правое и левое полушарие дружат между собой. У ребяток с элементами левшества этот процесс формируется до 9-10 лет.


 

27. Дмитрий , МСК : Уважаемые участники! В каждой школе появился психолог, и каждого ребенка тащут к этому психологу по поводу и без. Мы как-то учились безо всяких психологов - и вроде все живы, никто не жалуется. В чем тут дело? Педагогам стало недосуг заниматься воспитанием?

Наталья Свободина: Прежде всего, воспитанием занимаетесь вы, уважаемые родители, затем школа, улица и так далее. Психологи занимаются не воспитанием. На Востоке говорят - "не пожелай врагу жить во времена перемен". К сожалению, нашим детям приходится жить во времена больших перемен. У них нет той платформы, которую в достаточной степени создали для нас наши родители. Им гораздо труднее, у них больше соблазнов, в том числе и пагубных, а иногда и просто некому выслушать. Психолог очень нужен в детском учреждении. Он помогает ребенку разобраться в трудной ситуации, наладить отношения со сверстниками, с родителями. Но ваше раздражение понятно. К сожалению, грамотных квалифицированных психологов, знающих свое дело, мало. Система образования в погоне за кадрами допускает огромную ошибку - штампует психологов, логопедов, дефектологов и пр. за рекордно короткое время, от месяца до года. Вот такие "специалисты" и занимаются тестированием детей и навешиванием ярлыков. Что должны делать родители? Не стесняйтесь интересоваться, что за специалист работает в вашей школе, детском саду. Какое у него образование, опыт работы. Не доверяйте своих детей случайным людям.


 

28. Екатерина , г.Москва : У меня очень впечатлительная, эмоциональная дочь. После школы (она первоклашка) долго находится в перевозбужденном состоянии, отдыхать отказывается, а если заставляю, то возится на постели, а главная проблема - совсем не может молчать, разговаривает постоянно, по многу раз повторяя одно и тоже. При этом невнимательна, слышит только себя, пропускает задание мимо ушей. Как помочь себе и ребенку?

Галина Панина Галина Панина: Уважаемая Екатерина, по всей видимости, мы имеем дело с ситуацией, когда ваша девочка не была готова к систематическому обучению в школе именно по состоянию здоровья. Интеллектуальное развитие ребенка, я думаю, соответствовало возрасту, но ее повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, быстрая истощаемость, выражающася в том, что ей "трудно отдыхать" - все это свидетельствует об особенностях здоровья девочки, которое вы должны обсудить с такими специалистами, как невропатолог или психоневролог.


 

29. Владимир , Тверь : Не слишком ли много в последнее время уделяется внимания "проблемам" школьников, "правам" школьников, "стрессам" школьников... По-моему, это просто не совсем уместно и воспитывает в детях не лучшие стороны. Как Вы полагаете?

Наталья Свободина: Об этом говорили всегда, только, возможно, вы не были вовлечены в круг этих интересов. Но главное, чтобы разговоры приносили плоды, чтобы была реакция, обратная связь со стороны тех, от кого зависит здоровье и учеба наших детей. На мой взгляд, беда в том, что говорят все, но не вместе, а "на разных этажах", и нет между этими этажами ни лестниц, ни лифта. Маленький пример: сколько говорится о недопустимости конкурсных экзаменов при приеме в первый класс. Вначале запишите ребенка, потом проводите собеседование. Есть и запрещающие акты, все бесполезно. Как проводили, так и проводят, почти все школы. Считаю, что проблемы, о которых вы говорите (права школьников, стрессы) требуют внимания, а молчанием и бездействием не поможешь.


 

30. Кравченко Ирина , Москва : Психолог в нашей школе передала с ребенком анкету для родителей "Как вы оцениваете возможности своего ребенка". Эта анкета незапечатана и содержит следующие вопросы: "Раздражает ли вас ваш ребенок?", "Вы считаете, что ваш ребенок не сможет добиться ничего в жизни?" и так далее. Я отказалась отвечать на этот тест, так как посчитала его некорректным. А вдруг ребенок посмотрит на мои ответы, в которых будет тень сомнения в его способностях. А писать неправду я не хочу. С Вашей точки зрения, как должна быть организована работа по тестированию родителей школьников?

Галина Панина: Право на любые формы тестирования, опросы, анкетирования, любые специалисты, а тем более, психологи, имеют только тогда, когда на это есть разрешение родителей. Это предусматривается Конвенцией о защите прав ребенка, да и вообще всем сводом законов о правах личности. Безусловно, для выполнения профессиональной работы психолога, который ведет процесс обучения и развития детей, тесты необходимы. Но организуя эту работу, необходимо, как я уже сказала, получить разрешение родителей.


 

31. Ирина , Москва : В первом классе столкнулись с новыми предметами, которые я совершенно не ожидала увидеть - информатикой, риторикой... Зачем детей нагружают этой ненужной информацией? Чего же удивляться разным проблемам...

Галина Панина: Программы в современных школах имеют тенденцию к усложнению. Связано это с существующим социальным запросом, исходящим от самих родителей. Программы уплотняются, насыщаются дополнительными предметами. И это якобы имитирует заботу школы о раннем развитии детей, но не порождает ничего, кроме жесточайших перегрузок. Такое обучение не учитывает реальные возможности детей 6,5 - 7 лет, идет вразрез с их психологией и особенностями психического развития.


 

32. Татьяна Проклова : Сейчас первоклассникам не принято ставить отметки за ответы. А ребенок так нуждается в "документальном" подтверждении своих успехов. Какую форму поощрения Вы считаете самой приемлимой для первоклассника?

Наталья Свободина:  Опытный педагог и человек с фантазией обязательно найдет форму для того, чтобы отметить успехи ребенка. Используют разные символы, маленькие наклейки, какие-то пометки. Но это не значит, что ребенка надо все время хвалить, не замечая его ошибок. Приняв статус ученика, школьник должен учиться оценивать свою работу, видеть слабые места, уметь принимать критику. Но, как и во всем, нужна мера. Необходимо, чтобы учитель сам или с помощью школьного психолога правильно оценил индивидуальные особенности ребенка и выбрал для него адекватный способ оценки знаний.

Галина Панина:  Действительно, отметки первоклассникам не ставят, однако оценивание является для ребенка необходимым условием развития. Нам с вами, уважаемые родители, следует учитывать, что «оценка» и «отметка» - это не синонимы. В школах в первых классах не принято ставить именно оценки, тогда как оценивание в форме «звездочек, солнышек, елочек» обязательно должно проводиться учителем. Вы можете спросить зачем это нужно? Прежде всего потому, что оценивание помогает формированию адекватной самооценки учащегося, затем, это очень важная форма предоставления ребенку и родителям некой «обратной связи» о том, как складываются его дела в школе и на что следует обратить внимание и т.д. Для учителя же оценивание служит достаточно активным методом управления учебным процессом. Вы спрашиваете о форме поощрения ученика за устный ответ, как я поняла. На мой взгляд таким средством может быть поддерживающее слово учителя, возможно похвала, если для ребенка, а это скорее всего так, это нужно, но не ОЦЕНКА. Учеников , а иногда и самих родителей, следует освобождать от «оценочной зависимости». Поэтому отсутствие оценок при условии обязательности позитивного адекватного оценивания – необходимое условие благоприятной адаптации наших детей к школе.


 

33. Александр : Ребенка (9 лет) невозможно отогнать от компьютера. При этом родственники не видят в этом ничего плохого - мол, учится обращаться с компьютером. Пытаюсь ограничивать игры - не более двух раз в день по полчаса максимум, но ведь целый день стоять над душой не будешь. Есть ли какие-то исследования?Полезны или вредны компьютерные игры для здоровья и развития ребенка?

Наталья Свободина:  Нашим детям предстоит жить в компьютизированном мире. Поэтому, конечно, игнорировать компьютер неправильно. Но важно помнить, что детей необходимо учить не только работе на компьютере, но и правилам безопасности такой работы, чтобы не навредить своему здоровью. Рамки наших ответов не позволяют подробно ответить на этот вопрос. Могу адресовать читателей к статье «Компьютерный синдром» в журнале «Здоровье детей» № 4, 16-28 февраля Юлианы Селиной, преподавателя информатики. Но два момента хочется отметить: во-первых, существуют санитарные нормы, которые необходимо знать всем родителям. Это оптимальная продолжительность непрерывных занятий для детей и подростков разного возраста: для детей 5-6 лет – 10-15 минут, 7-12 лет – 20 минут, а для ребят постарше – не более получаса. Даже после недолгих занятий на компьютере у детей появляются признаки зрительного и общего утомления. Если у ребенка есть какие-то невротические нарушения, судорожные реакции , нарушения зрения, то работа за компьютером может ухудшить состояние здоровья. Чрезмерное увлечение играми приводит к нарушению сна, повышенной возбудимости. Во-вторых, существуют правила, которые необходимо соблюдать. Первое – обучение работе на компьютере должно соответствовать возрастным возможностям ребенка. Второе – необходимо строго дозировать время занятий на компьютере и следить за их содержанием. И третье правило – уровень техники и организация рабочего места. Об этом подробнее можно прочитать в специальной литературе.

Галина Панина:  По рекомендациям психологов, временные рамки компьютерных игр составляют не более 20-30 минут в сутки в будние дни и 40-60 минут в выходные. Однако часто в реальности мы наблюдаем, как наши дети, увлеченные компьютерными играми, сидят за экраном монитора часами, и вернуть их к реальности, и более того, заставить делать, например, школьные уроки очень сложно. Но с другой стороны в игре, пусть и компьютерной, ребенок находит для себя очень важную «социальную отдушину» - игра дает ему возможность самоутверждения. Наши дети за экраном монитора находят для себя тот мир, где они могут испытать ни с чем не сравнимую иллюзию победы, иллюзию достижения какой-то важной для себя цели, чего в реальности для многих из них часто невозможно! Отвечая на ваш вопрос о вредности-полезности компьютера для развития и здоровья ребенка, нужно, прежде всего, выяснить, в какие игры он играет. Тогда можно сказать, как это может отразиться на его не только психическом, но и психологическом здоровье. Если это игры развивающие, а их сейчас много на рынке компьютерных игр, то при соблюдении временных рамок, увлечение ими пойдет на пользу ребенку. Если же это игры «азартные, кровожадные», а попросту говоря, примитивные, то они , к сожалению, могут привести (конечно, это крайняя форма,но все же) к задержке психического развития и искажению личностного развития ребенка…


 

34. Дина Задан : Логопед, у которого мы консультировались с ребенком, сказал, что сын скрытый левша. Моторика и интеллектуальное развитие у него выше своего возраста, а вот с речью проблемы. Какие занятия Вы бы рекомендовали проводить с таким ребенком? Спасибо

Наталья Свободина:  Уважаемая Дина! Во-первых, логопед может только предположить что-то, касающееся латеральной организации ребенка. Существует много проб, с помощью которых можно определить латеральный профиль ребенка, но делать окончательные выводы должен все-таки психолог. Во-вторых, говорить о том, что проблемы с речью возникли потому, что ребенок «скрытый левша», даже если это так, нельзя. На развитие речи влияет очень много факторов, и только подробное обследование и у логопеда, и у психолога, и у детского невролога или психоневролога поможет выявить причину речевых проблем. Это необходимо сделать для того, что бы затем определить, какие ребенку необходимы занятия, какую коррекционную программу для него составить. Если же просто заниматься какими-то занятиями, упражнениями, без учета всех особенностей, это может не только снизить результативность работы, но и привести к потере драгоценного времени.


 

35. Петр Михайлов : В школе, в которой учатся мои сыновья, сильнейшее имущественное расслоение среди учеников. На почве этого постоянно возникают конфликты, дети все время хвастают зарплатами своих родитетей, машинами, модными побрякушками... Должен ли педагог пресекать такие "развлечения" детей? На мой взгляд эта с младых ногтей меркантильность - отвратительно...

Галина Панина:  Уважаемый Петр! На мой взгляд, ситуация, которую Вы описываете (ранняя меркантильность, хвастовство детей модными побрякушками), в большей мере связана не со школьным учителем, а с родителями детей, с тем воспитанием, теми культурными ценностями и морально-этическими ориентирами, которые закладываются в ребенка именно в семье. Вы не можете отвечать за чужих детей, но именно от вас во многом зависит, что будет важнее и ценнее для вашего ребенка – деньги, машины и др. или духовность, доброе любящее сердце, гордость и независимость от «модных ныне глупостей». С психологической точки зрения, эмоциональная включенность родителей в обсуждение этой «проблемы» может явиться для ребенка неким подтверждением ее значимости, важности. Переведите вектор внимания детей на другое, что-то для вас самого реально ценное. Покажите им, что истинную радость бытия дарит не машина и крутой счет в банке (хотя это совсем и не плохо!). Правда для этого мы сами – взрослые – должны обладать и соответствующим уровнем внутренней культуры, и разносторонними интересами и … многое чем. Удачи Вам в этом нелегком деле!


 

36. Мария Плотникова : У нас большая проблема. Учительница ребенка ушла из школы после того, как отучила детей всего один год. Новая учительница категорически не нравится сыну. Причем , она хороший и грамотный педагог. Как мне объяснить ребенку, что он своими капризами ничего не исправит. Учиться все равно необходимо. Как бороться с таким эффектом привыкания к человеку?

Галина Панина:  Уважаемая Мария! Проблема, с которой вы обратились к нам, имеет много психологических «планов» и не так проста, как может показаться на первый взгляд. Во-первых, нам, взрослым, надо понять, что произошло такого очень важного для мальчика с уходом его первой учительницы и приходом нового педагога. Дело в том, что первый учитель после очень непростого вхождения в систему школьной жизни (то есть адаптации) становится психологически настолько же ценен и значим для ребенка, как и мама! А как ваш сын адаптировался к школе, как долго длился этот процесс, как менялись при этом его поведенческие реакции… Эти и многие другие вопросы я обязательно задала бы вам, если бы вы пришли к нам на консультацию. Зачем? – а для того, чтобы понять и оценить, например, сколько «психической энергии» затратил мальчик, чтобы войти и принять новую для себя социальную роль – роль ученика у своей (конкретной) учительницы. Во- вторых, не надо обесценивать и присваивать психологическому сопротивлению ребенка на нового учителя статус «капризов». Ведь капризы – это символический язык детей, которым они дают нам знать о своих глубинных переживаниях, страхах, тревогах, сомнениях. В- третьих, вполне возможно, что второй учитель (даже если он объективно хороший и грамотный педагог), может психологически «не подходить» вашему сыну. Есть еще и в-четвертых и даже в-пятых… Хочется сразу сказать, что «…бороться с таким эффектом привыкания» не надо. Здесь, на наш взгляд, нужно - оказать по-человечески эмоциональную и моральную поддержку сыну - поделиться своей родительской проблемой с учителем и подключить ее к тому, чтобы помочь ребенку адаптироваться уже к ней - подключив психолога, начать уже сейчас готовить сына к различным суровым реалиям нашей жизни и, наверное, начать что-то менять и в своем понимании, видении ребенка, в способах его воспитания и обучения… Тема эта, как я уже сказала, не проста. Вы можете продолжить наше общение по Интернету, воспользовавшись адресом ps.panina@mail.ru.


 

37. Рита : Передается ли дислексия по наследству? Как ее не допустить у своего ребенка?

Наталья Свободина:  Конечно, полного ответа на Ваш вопрос дать невозможно. Для этого необходимо рассказать механизмы возникновения нарушений письменной речи, их причины, то есть прочитать целый курс логопедии. Но если более упрощенно, то можно сказать, что передается не сама дислексия, а недостаточная сформированность тех участков головного мозга, которые отвечают за письменную и устную речь. Предположим, папа или мама имели достаточно большие проблемы в школе. У них были проблемы с фонематическим восприятием или с развитием речи. Но, худо ли бедно, они окончили школу, не занимаясь со специалистами. Затем они нашли друг друга и поженились. Своему ребенку они передают предрасположенность к нарушениям письма и чтения, а не само нарушение. То есть шанс при активной профилактической работе предотвратить проблемы у ребенка есть. Но, к сожалению, даже своевременные профилактические меры не всегда предотвращают проявления дисграфии, дислексии, хотя, безусловно, снижают степень проявления. Так что занимайтесь развитием речи ребенка, читайте умные книги для родителей, идите на консультацию к специалистам, и вы поможете своим детям.


 

38. Ольга Васильевна : Чем же так страшна дислексия? Ну, путает ребенок буквы! По-моему, это обычное явление, в наши годы вместо "Домашняя..." тоже писали "Бомашняя..." Ничего, выросли, закончили институты, стали специалистами. И это поколение тоже выкарабкается, разве нет?

Наталья Свободина:  Уважаемая Ольга Васильевна! А может, хватит нам «выкарабкиваться»? Может, пора уже получать удовольствие от учебы? Разве плохо, когда ребенок с удовольствием идет в школу, не боится диктантов, контрольных. Когда он не прячет дневник. Проблема нарушений письма и чтения сейчас недаром получила такой резонанс. Когда учились бабушки и мамы сегодняшних детей, была другая школа, другие программы, другие требования, не такой поток информации – был другой мир. Кроме того, проявления дислексии не сводятся только к замене букв. К сожалению, бывают такие степени нарушений, при которых дети с сохранным интеллектом, способные и даже одаренные, не в состоянии читать и писать, или делают это с огромным трудом. Я знаю юношей и девушек 15-18 лет, которые до сих пор читают по слогам. В свое время им не была оказана необходимая помощь. В результате все они имеют большие психологические проблемы. Не думаю, что им комфортно в этой жизни.


 

39. Наталья : Расскажите, кто больше подвержен логопедическим недугам - мальчики или девочки? В каком возрасте обычно проявляются дислексия и дисграфия?

Наталья Свободина:  Всегда считалось, что логопедические проблемы чаще имеют мальчики, чем девочки. И действительно, логопедические группы в детских садах на 80% состояли из мальчиков. Девочки рождаются более зрелыми, при равных условиях, они, как правило, раньше начинают говорить. В начальной школе мальчики как бы «младше» девочек, к периоду полового созревания эта разница достигает примерно двух лет. Но, как показывает опыт, в последние несколько лет число девочек с речевыми проблемами растет. Почему? В этом еще предстоит разобраться. Что касается проявлений нарушений письма и чтения… В группу риска в первую очередь попадают дети, имеющие в дошкольном возрасте проблемы с развитием речи: задержка речевого развития, нарушение звукопроизношения. Обычно первые симптомы нарушений появляются в конце первого класса и ярко проявляются во втором классе.


 

40. Валентина Федоровна : Внучке 12-й год: налицо половое созревание и резкий скачок в поведении вниз. Это нормально или же надо принимать меры к зарвавшейся дерзкой девочке?

Галина Панина:  Уважаемая Валентина Федоровна! Ваша внучка вошла в подростковый возраст, «…налицо (как вы пишите) половое созревание…». Прежде всего, надо понять, что это означает, поэтому, с вашего разрешения, я буквально скажу несколько слов об особенностях этого возраста. Для подростков характерна раздражительность, нервность, возможна частая смена настроения, вербальная (словесная) агрессия, направленная прежде всего на тех взрослых, которые пытаются их контролировать или продолжают относиться к ним как к маленьким, несознательным, зависимым от них детям. Однако агрессивность подростка, его подчас несколько гипертрофированная потребность в автономии и самостоятельности играет огромную роль в становлении «Я» взрослеющего человека. Через это он нарабатывает собственную жизненную позицию, осмысливает и формулирует для себя жизненные нормы и ценности, с которыми войдет во взрослую жизнь… Именно поэтому так важна именно в этом возрасте адекватная, психологически правильная позиция взрослых, родителей, семьи в целом… Попытайтесь стать если не другом своей 12-ти летней девочки, то хотя бы терпимым и принимающим партнером в общении. Главное - БУДЬТЕ В КОНТАКТЕ С ПОДРОСТКОМ! Ведь в этом возрасте наши дети иногда совершают непоправимые «шалости и глупости». Только находясь в контакте с ребенком, его от многих ошибок можно предостеречь и уберечь…


 

41. Виктор : Левша, правша - кто из них больше подвержен дисграфии и дислексии? Или же болезнь косит всех без разбора?

Наталья Свободина:  Исходя из опыта могу сказать, если ребенок леворукий – это не значит, что у него обязательно должны быть проблемы с письмом и чтением. Но если ко мне попадает левша с нарушениями письменной речи, я знаю, что справиться с проблемой будет тяжелее.


 

42. Григорий : Сын учился в "престижной" школе. Во втором классе логопед поставил диагноз дислексия-дисграфия. Классный руководитель посоветовала хода справке не давать, мол, для ребенка она как "волчий билет". Через пару лет сменили школу на "простую", но с углубленным изучением ин.языка. Та же история - в приватной беседе учителя просили про наш диагноз не говорить официально и справок не предоставлять. На ваш взгляд, это нормальная ситуация?

Наталья Свободина:  Уважаемый Григорий! Вы совершенно правы, ситуация, конечно, ненормальная. Но, к сожалению, это обычная практика «престижных» школ. Очень часто в таких школах даже нет логопеда, так как администрация считает, что в их школе по определению не может быть детей с проблемами письма и чтения. На мой взгляд, это идет от некомпетентности педагогов, хотя в институтах они знакомились с проблемами нарушений письменной речи, но, как показывает практика, знания учителей об этой проблеме далеки от необходимых.. Или, что еще хуже, находятся на уровне обывателей – раз что-то не так, значит это ненормально… В таких случаях я начинаю разговор с перечисления людей, имеющих проблемы с письменной речью. Вот только две фамилии: Агата Кристи и сказочник Андерсен.


 

43. Мама первоклашки : Столько всего говорят про начальную школу - голова кругом идет! Так как же все-таки помочь ребенку учиться с удовольствием? Ведь рутина началась уже с первых дней! Малышу тяжело, но уроки-то делать все же нужно...

Наталья Свободина:  Помните старую народную мудрость – воспитывай ребенка, пока он лежит поперек кровати. Так же и здесь. Недаром сейчас такое большое внимание уделяется дошкольному развитию и воспитанию ребенка. Многие родители в понятие «подготовка к школе» вкладывают только обучение чтению, письму, счету. Но если задуматься, все 7 лет до школы – это подготовка. Играть с удовольствием, уметь найти интерес в каких-то занятиях, выполнять инструкции – все это тоже подготовка к школе. Понятно, что маме первоклашки уже поздно оглядываться назад. Но сейчас надо помнить, что первоклассник очень недалеко ушел от дошкольника и нельзя сразу переводить его на взрослый уровень. Если вы ему будете говорить каждый день – ты уже школьник – от этого он взрослее не станет. Не лишайте сейчас ребенка возможности поиграть. Попробуйте что-то из домашних заданий сделать в игровой форме, ищите занятные формы поощрений. Посоветуйтесь с опытным психологом.

Галина Панина:  Уважаемая мама первоклашки, я, простите, не очень поняла, что все-таки волнует в первую очередь – проблема «рутины» в обучении, трудности, когда «…малышу тяжело…», или все же как помочь ребенку учиться с удовольствием. Конечно, все это объединено неким общим началом – ребенок начал учиться в системе массовой общеобразовательной школы, но …тем не менее. Если говорить о первом, то рутинность в обучении ребенок начинает осознавать, когда ему что-то очень скучно делать (писать, читать, считать, вообще по 40 минут на уроке сидеть). Отвечать на вопрос: «Почему так происходит?» - лучше всего познакомившись с ребенком, т.к. реальных причин может быть несколько, начиная от того, что материал, которому учат, уже давно знаком. А может быть, ребенку неинтересно учиться и все для него рутина, т.к. ему вообще все неинтересно. И этим далеко еще не все причины исчерпываются. Тема «…когда малышу тяжело…» (это рассматривалось уже в ответах на другие вопросы) тоже упирается в необходимость знакомства с ним, с историей его развития, воспитания, подготовки к школе. В основе этого тоже может быть несколько причин, например, психофизиологическая незрелость ребенка, несоответствие календарного возраста ребенка его биологическому возрасту, плохая психолого-педагогическая подготовленность к школе. Даже наличие психологических проблем в семье определяет то, как ребенок будет учиться в школе. Для того, чтобы помочь ребенку учиться с удовольствием, надо, с одной стороны, очень хорошо знать ребенка, а с другой - уметь показать малышу, что материал любого урока пригодиться ему в познании того, что его особенно сейчас увлекает. Позаботьтесь, чтобы у вашего сына или дочки (лучше еще до школы) сложилось какое-либо увлечение – хобби. Конечно, все это связано и с личностью первого учителя, к которому вы, именно вы, уважаемые родители, отдали ребенка в класс. Если он человек, увлеченный своей работой, да еще и детей любит, уверяю вас, ни о какой рутине в классе не может идти и речи. Но, честно говоря, не всем детям так везет…


 

44. Владимир Петрович, дед школьников : Галина, с точки зрения психолога, на сколько баллов Вы бы оценили современные программы для начальной школы? Они сбалансированы?

Галина Панина:  Уважаемый Владимир Петрович! Вне всякого сомнения, учебные программы большинства школ, особенно это касается московских образовательных учреждений, плохо или совсем не сбалансированы. Ориентированные на некий (честно говоря, абсолютно не понятный для меня, как психолога) социальный заказ, они зачастую оторваны от реальных возрастных и психических возможностей наших детей. Но это еще далеко не все. Объем, сроки, темпы подачи материала таковы, что не читающий ребенок с плохо сформированным, например, графомоторным навыком, да еще недостаточно (по запросам современной школы) подготовленный к системе массового общеобразовательного класса, обречен на неуспешность. Прибавьте к этому еще и то давление, которое испытывают на себе родители таких в сущности абсолютно нормальных и хорошо обучаемых ребят, и картина получится, прямо скажем, страшноватенькая. Тенденция к усложнению программ, их уплотнение, насыщение дополнительными предметами якобы имитирует заботу о «раннем развитии» наших детей. Но такое обучение идет вразрез с физиологическими потребностями и особенностями психического, как я уже говорила, развития ребенка. Чем выше «планка» школьных требований, тем большее число детей попадает в категорию проблемных. Результат – невротизация ребенка, потеря веры в свои силы и способности.


 

45. Лидия : Наверное, вопрос ко всем. Мне кажется, что у сына проблемы логопедического характера. Но логопед в поликлинике считает, что я все надумала. Хотелось бы проконсультироваться со специалистами, но я не знаю, куда обратиться. В частные фирмы страшно, да и средств, боюсь, не хватит. Существуют ли в Москве некоммерческие консультационные центры?

Наталья Свободина:  Бесплатную консультацию вы сможете получить или в поликлинике, или в Психологических центрах для детей и подростков, которые есть в каждом округе на базе Департамента образования. Кроме того, Вы можете обратиться в Консультативный диагностический центр при Институте коррекционной педагогики по тел 245-2530. Консультации в этом Центре платные.

Галина Панина:  Лидия Владимировна, если вы задаете нам этот вопрос, то значит, сами пришли и к ответу на него. Конечно же, просмотр целого ряда телевизионных передач влияет на психику и поведение ребенка. Приведу пример из консультационной практики: ребенок 10 лет летом на даче без контроля родителей смотрел в ночном эфире «страшные фильмы» (ужастики, триллеры, фантастика), это привело к появлению тиков (подергивание головы) и ночному недержанию мочи, т.е. энурезу. Это, конечно, крайний случай, но, уверяю вас, далеко не единичный. Если говорить о влиянии на здоровье, то тут многое зависит от психофизиологических особенностей самого ребенка. Однако, долгое сидение за экраном телевизора (более 1,5 часа), просмотр примитивных, азартных, агрессивных по содержанию программ, безусловно, задерживает психическое развитие ребенка. Такие ребята хуже говорят, пишут, меньше знают по сравнению с теми, кто не подвержен телевизионной зависимости, их поведение часто может быть неадетватно.


 

46. Света : Можно ли "зацепить" дисграфию в детском саду, разглядеть ее до школы?

Наталья Свободина:  Да, можно. Во-первых, в группу риска попадает ребенок с проблемами речевого развития: поздно начал говорить; нарушено звукопроизношение; к школе ребенок начал говорить правильно, но постоянно путает в речи близкие по звучанию звуки; с трудом повторяет сложные слова; трудно начинает читать (складывает буквы в слоги). Кроме того, дети моторно-неловкие, с плохо слушающимися пальчиками также будут испытывать трудности в обучении. К 7 годам ребенок должен уметь различать право-лево, ориентироваться в схеме своего тела. Все, о чем сказано, имеет прямое отношение к письменной речи. И, конечно, уровень всех познавательных процессов: внимание, память, мышление, восприятие - должен соответствовать возрасту. Если всем этим вы будете заниматься до школы – это и будет являться профилактикой нарушений письменной речи.


 

47. Виктор Владимирович : У сына дисграфия проявляется, на мой взгляд, и в математике, и в иностранном языке - везде переставляет цифры-буквы. Такое может быть? Или же это простая невнимательность. Вообще-то ему иногда и попадает за это. Учителя ставят свой диагноз: "Способный, но ленивый! И невнимательный! И учится спустя рукава" На родительские собрания ходить - стыдоба одна - одни претензии - то что-то забыл сделать, то на "уроках отсутствует", то урок сорвал, то инфантильный... Мой сын - ваш клиент? Или же ему ремня всыпать, чтобы не дурил?

Наталья Свободина:  Уважаемый Виктор Владимирович! А за что Вы собираетесь «всыпать ремня»? В Вашем вопросе есть два ключевых слова – «невнимательный» и «инфантильный». Они на пустом месте не рождаются. Может, сначала разобраться, почему у мальчика возникают такие проблемы? Специфические ошибки могут проявляться и в математике, иностранном языке – Вы правильно заметили. Скорее всего, у мальчика действительно есть проблемы, на которые, к сожалению, не сразу обратили внимание. Проконсультируйтесь у логопеда и психолога.


 

48. Яна : Наталья Генриховна! Листала и даже читала вашу книгу, посвященную вопросам дислексии и дисграфии. Интересно, хотя и не все понятно. Все же она, видимо, больше для специалистов, хотя многое можно из нее взять на вооружение и простому родителю. Планируете ли продолжение? Как с вами можно связаться для консультации?

Наталья Свободина:  Уважаемая Яна! Спасибо за интерес к моей книге. Сейчас я готовлю другую книгу на эту тему, но уже для учителей. Кроме того, в рамках Российской ассоциации дислексии мы проводим семинары для учителей, родителей. В частном порядке я провожу Мастер-классы для всех, кто интересуется этой темой. Вы можете написать мне: psilogosn@mail.ru


 

49. Анна : Уважаемые Наталья и Галина! Прошу посоветовать: насколько необходимо проходить дополнительную дошкольную подготовку дошколятам? Есть ли проверенные результаты, подтверждающие, что дошкольники, проучившиеся во всяческих "школах подготовки к школе", потом лучше адаптируются и лучше учатся, чем остальные дети. Надо ли нагружать дошкольной подготовкой ребенка 5,5 лет? И достаточно ли одного года такой подготовки, или как минимум два года нужно готовиться? Насколько нагружается ребенок в школах выходного дня? Ведь там учатся с 9 утра до 13 дня и еще дают задания на дом? Заранее благодарю.

Наталья Свободина:  Ответ на Ваш вопрос надо начинать со встречных вопросов – КАКОЙ ВАШ РЕБЕНОК? КАК ОН УМЕЕТ ОБЩАТЬСЯ? НАСКОЛЬКО УРОВЕНЬ ЕГО РАЗВИТИЯ СООТВЕТСТВУЕТ ВОЗРАСТУ? БЫЛИ ЛИ У НЕГО КАКИЕ-ТО ПРОБЛЕМЫ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ? Видите, сколько вопросов? Только оценив все возможности и особенности ребенка, можно выбрать для него оптимальный путь подготовки к школе, как по сроку, так и по содержанию. По поводу нагрузки можно сказать следующее – беда, если «дошкольная» подготовка идет по типу школьной. На мой взгляд, учителя не должны готовить детей к школе. С дошкольником надо как можно больше играть, а не сажать его на полдня за парту. Но то, что, учитывая сегодняшнее состояние школьного образования, ребенка надо готовить к школе, это уже факт.


 

50.  Олег: Подскажите, на что обратить внимание, когда ребёнок-первоклассник растёт одновременно на двух языках: мама общается с ребёнком на английском, папа на русском. Порекомендуйте литературу по билингвальному воспитанию. Спасибо. Олег.

Наталья Свободина:  Если второй язык так же органично включен в жизнь вашей семьи, как и первый, если у вашего ребенка нет никаких проблем с развитием речи, то билингвизм имеет много положительных моментов. Если же ребенок, в силу каких-то сложностей развития, не может овладеть родным языком, то будьте осторожны – посоветуйтесь со специалистами, как лучше построить обучение ребенка.


 

51.  Shahla: В Ваших ответах на вопросы не раз звучало, что к 5-ти годам ребенок должен произносить все звуки. У моего сына (5лет 10мес) проблема с буквой "р",- она звучит у него на французский манер. В садике, который он посещает с 3 лет, с этого года было разделение на обычные и логопедические группы. Его оставили в обычной, объяснив это тем, что "двуязычных детей не берут в логопедическую группу" (хотя ребенок владеет только русским языком и слышит только русскую речь). Насколько это правомочно?

Наталья Свободина:  Количество языков, на которых ребенок общается дома, не является критерием для зачисления ребенка в логопедическую группу. Нарушение или задержка речевого развития может быть у любого ребенка, любой национальности. Скорее всего, Вашего ребенка не взяли потому, что у него нарушено произношение только одного или двух звуков, а в логопедическую группу из-за дефицита мест берут только тех детей, у которых нарушено произношение несколько групп звуков.


 

52.  Ирина : Моей дочке 5 лет и 10 мес. Она начала ходить в музыкальную школу. В обычную пойдем в следующем году. И еще ходит на художественную гимнастику. Не будут ли такие нагрузки чрезмерны, когда она пойдет в школу?

Наталья Свободина:  Думаю, что будут. Но за этот год Вы посмотрите, как она будет справляться с нагрузками. Только не перегните палку. Подумайте, чье это желание – Ваше или дочь сама хочет заниматься и музыкой, и гимнастикой. Плохо, когда родительское тщеславие заставляет ребенка тянуться из последних сил, что бы удовлетворить это тщеславие.


 

53.  Карташова Рита : Моей дочке Милане 5 лет. Я хочу отдать ее в спец. школу с англ.уклоном с 7 лет. Эту школу закончила я сама. Начиная с 2-х лет, а может и ранее, моя Миланушка всегда проявляла большое желание чему-нибудь учиться, просила отвести ее в школу, игры в "школу". Читаем ей книги вслух, сама переписывает цифры с линейки, все буквы, какие видит на обложках книг или журналов. После работы не могу много времени уделять ей. Знает буквы, но не все, цифры. Не могу научить складывать буквы в слоги, т,е. читать.

Наталья Свободина:  Вы не задали вопрос. Но если у Вашей девочки нет проблем с развитием, такое желание учиться, она здорова, то, конечно, эта школа ей подойдет.


Завершающее слово:

Наталья Свободина: Проанализировав все вопросы, хочу сказать, что очень радует, что родители обеспокоены судьбой своих детей, и не только тогда, когда они уже пошли в школу, но и на этапе подготовки к школе. Из опыта работы могу сказать, что решение проблем нарушения письма и чтения приобретает все большую актуальность. Родители должны понять, что самостоятельно с этим справиться нельзя. Интересуйтесь, пишите, обращайтесь к специалистам, читайте литературу, а главное - будьте терпимы к своим детям, услышьте их, разговаривайте с ними. И вспоминайте чаще, что вы тоже когда-то были ребенком.

Галина Панина: Хочу поблагодарить участников нашей онлайн-конференции за очень интересные для меня в профессиональном плане вопросы. К сожалению, мы не коснулись таких интересных тем, как школьные страхи и фобии, оценка и оценивание, роль семьи в успешной адаптации и обучении детей. Но я думаю, что наша сегодняшняя встреча не является последней. Если вы хотите задать еще вопрос или проконсультироваться с нами, вот наши контакты: Свободина Наталья Генриховна, мобильный телефон 8-910-450-1208, psilogosn@mail.ru, и Панина Галина Алексеевна, мобильный телефон 8-926-701-6256, ps.panina@mail.ru.

online конференции
DirectAdvert





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.