Современные информационные технологии и ИТ-образование

Конференция создается как постоянно действующий инструмент для самоанализа и саморазвития системы ИТ-образования. Эта конференция будет ежегодной. И будет сопровождаться выпуском трудов, лучших работ в области ИТ-образования и вопросам, затрагивающим перспективы развития области ИТ.

 

ответы на вопросы

 

1. Цепулин Андрей , Майкоп : Зачем нужны такие конференции? IT-специалисты и так могут общаться по интернету. Оправдывают ли себя затраты на такое мероприятие?

Владимир Сухомлин: Такая конференция создается как постоянно действующий инструмент для самоанализа и саморазвития системы ИТ-образования. Эта конференция будет ежегодной. И будет сопровождаться выпуском трудов, лучших работ в области ИТ-образования и вопросах, затрагивающим перспективы развития области ИТ.


 

2. Мария Викторовна , Ногинск : Когда говорят об IT-образовании, всегда имеют в виду молодежь, студентов. А старшее поколение? Нам тяжелее осваивать постоянно совершенствующиеся программы, а без этого уже наш профессиональный опыт, накопленный за годы работы, не применим. Есть ли планы масштабной борьбы с "неграмотностью" писавших свои дипломы шариковой ручкой?

Владимир Сухомлин: Система образования, которую мы выстраиваем, охватывает не только обучение бакалавров, магистров, она также охватывает непрофильное ИТ-образование и различные виды дополнительного ИТ-образования. В частности такие виды переподготовки, которые позволят специалистам другого профиля стать хорошими профессионалами в области ИТ. И на курсах дополнительного образования у нас учатся великовозрастные люди - и 40 лет, и 50 лет.


 

3. Лиза : Владимир Александрович, по вашему мнению, какая из стран лидирует на рынке ИТ-технологий? Какое место занимает Россия?

Владимир Сухомлин: Пока, к сожалению, это не Россия.


 

4. Елена : Герой фильма "Москва слезам не верит" говорил, что настанет время и "не будет ни кино, ни театра - одно сплошное телевидение". Как Вы считаете, интернет, компьютеры способны вытеснить "простое человеческое" общение?

Владимир Сухомлин: Действительно информационная технология существенно меняет и социальные процессы в обществе, и быт людей. Но я бы советовал послушать доклад Засурских, которые утверждают, что самой важной экономикой информационного общества является экономика внимания. Поэтому медиа-технологии нацелены на борьбу за внимание людей.


 

5. Иван , Москва : Есть ли на сегодняшний день какой-то единый стандарт ИТ-образования для вузов, т.к. зачастую в вузах серьезное ИТ-образование заменяется обучением простым пользовательским программам (Word и т.д.), чего явно недостаточно для ИТ-специалиста?

Владимир СухомлинВладимир Сухомлин: Учитывая актуальность ИТ и большую потребность в ИТ-кадрах, по инициативе МГУ в 2003 году было создано новое образовательное направление 511900 "Информационные технологии". Соответственно были разработаны стандарты бакалавра и магистра, которые внедряются в практику. Так что такой стандарт есть сейчас. И более того, идет разработка стандарта по направлению ИТ нового поколения, удовлетворяющего требования Болонского процесса.


 

6. Красавин Виктор , Вологда : Разрабатывается ли сейчас методическая литература для обучения IT-специалистов? Насколько интенсивно у нас идет этот процесс?

Владимир Сухомлин: Инициатив в области разработки учебно-методической литературы очень много. И сейчас задача систематизировать все эти инициативы, чтобы создать целостный механизм по обеспечению такой литературой системы ИТ-образования. Ведущие издательства Москвы и Санкт-Петербурга на этой конференции устраивают ярмарку и выставку своей продукции по данной тематике.


 

7. Тарасов Александр , Москва : На базе каких ВУЗов (я так полагаю одним МГУ дело не должно ограничиться) планируется обучать столь нужных России IT-специалистов? Как обстоит ситуация с IT-образованием не только в Москве, но и в России в целом? Есть ли регионы-передовики и регионы-отстающие в плане IT?

Владимир Сухомлин: Внедрение образовательного направления "Информационные технологии" начали три университета классических и три технических. И в этом году к классическим университетам присоединился Челябинский университет, основательно подготовился к внедрению этого направления Университет Дружбы Народов. И еще несколько университетов получают лицензии для открытия этого направления.


 

8. Жена сисадмина , Москва : 99,9% моих знакомых IT-шников - самоучки с техническим образованием. Еле дотянувшие до диплома, отдававшие большую часть времени, предназначенного для занятий в институте, на самообразование. Сегодня все успешны в своей области. Может, и не стоит придумывать хитрых программ по IT-образованию - все равно не догонят IT-индустрию, развивающуюся стремительным домкратом? Просто создавать хорошие условия для "светлых голов" - делать IT-лаб при институтах с кучей компьютеров и свободным доступом к ним круглосуточно? Приходит, например, первокурсник в такую лабораторию и начинает работать - проектики простенькие, но настоящие, писать на благо альма матер, постепенно повышая свой уровень на практике.

Владимир Сухомлин: Действительно, самообразование играет очень большую роль в профессиональной подготовке. И я очень уважительно отношусь к тем, кто себя продвинул, благодаря своему труду, своему интересу. Но, к сожалению, не имея должной базы, эти талантливые люди в общем имеют достаточно очевидный потолок в своем профессиональном росте. Они могут себя очень хорошо чувствовать в мире технологий, но создавать новое лицо этой отрасли, я думаю, такие люди вряд ли смогут. И советую посмотреть сборник трудов конференции. Первой идет глубокая статья Питера Денинга о сути, о содержании дисциплины ИТ-технологии. И, кстати, видно, насколько сложной является задача подготовки востребованных профессионалов.


 

9. Ирина , Зеленоград : В Московском Институте Электронной Техники, насколько я знаю, существует учебный центр от компании Cadence. Она за свой счет обучает студентов старших курсов, а на выходе получает для себя хороших специалистов с современным образованием. Есть ли в других вузах такое? И вкладывают ли деньги в студентов российские компании?

Владимир Сухомлин: Одной из целей конференции является просмотр академических программ ведущих компаний этой отрасли, как зарубежных, так и отечественых, анализ того вклада, который они делают в ИТ-образовании. И совместная разработка целостной программы сотрудничества для развития системы ИТ-образования.


 

10. Леонид : Вы на предыдущей онлайн-конференции говорили: " Мы берем ориентир на сотрудничество с ведущими индустриальными учебными центрами, с ведущими компаниями в ИТ-индустрии и бизнеса". Этой индустрии, ведущим компаниям и бизнесу более выгодно заполучить в России программистов для массового индустриального программирования. Т.н. ведущие центры готовят как раз таких и для Вас другого не будет. Ни один из таких центров или фирм не пойдет на то, чтобы в России ковались кровные кадры им на погибель. Ну разве что для себя только. А нам это надо? И еще: "Большая проблема - это проблема приобретения современного лицензионного программного обеспечения". А зачем лицензионное? Используйте свободное программное обесепчение - Linux, FreeBSD. Они надежнее, безопаснее, проще в обслуживании и использовании. И самый суперплюс - гарантия, что ни один из чиновников не станет брать взятку, продвигая свободное ПО в систему образования - никто просто ему эту взятку не даст.

Владимир СухомлинВладимир Сухомлин: Развитие направления, связанного с индустрией свободного программного обеспечения, считаю перспективным. В программах наших ВУЗов изучаются и Linux, и другие компоненты свободного ПО. Беда в том, что в этой области нет государственной политики по использованию свободного ПО в госсекторе, что существенно сдерживает развитие этого направления. Поэтому, больше спрос на рынке имеют специалисты по лицензионному ПО. Что дешевле использовать на самом деле, это специальный вопрос. Очевидного ответа на него нет. Но есть философия. Во многих организациях считается более безопасно использовать лицензионные. То есть важно, чтобы кто-то за них отвечал, сопровождал и т.д.


 

11. Надежда , Казахстан : Здравствуйте, Владимир Александрович! Сегодня постсоветские IT-специалисты и компании чаще концентрируются на изучении и использовании западных технологий и средств таких компаний, например, как IBM, Oracle, Sun и проч., чем идут по пути развития собственных. Неужели наши "мозги" неспособны родить продукты, способные достойно конкурировать с западными? Спасибо

Владимир Сухомлин: Новые технологии все-таки рождаются не из мозгов, какими бы они хорошими не были. Прежде всего из потребностей научных, технологических, общественных и т.д. Поэтому то, что в России мало создается собственных информационных продуктов и технологий, связано с более глубокими процессами развития общества.


 

12. Антон , Москва : Здравствуйте, Владимир Александрович. Не думаете ли Вы, что современное российское IT образование с большим трудом можно назвать таковым. Во всех вузах собственно IT не изучают. Изучается много лишних предметов, а действительно необходимых маловато. Приведу пример : в МФТИ все студенты с 3го по 5ый курс включительно обязаны изучать Теоретическую Физику. Даже те, кто очевидно не будет иметь дело с физикой, (программисты, экономисты) должны тратить свое время. В то же время дискретной математике (крайне полезной для программистов) уделяется всего 1 семестр. А о профильных предметах и говорить не приходится. Кафедры информатики - просто рудимент от советской системы обучения. Студенты начинают учиться только на 3м - 4м курсе, когда начинают работать в IT-компаниях. Кроме того, несколько моих знакомых просто ушли из ВУЗов (МГУ, ФизТех) устроившись на работу, т.к. поняли, что просто теряют время. Вопрос собственно таков: осознает ли гос-во, минобразования, ректоры, деканы, что студенты не получают ВУЗах то, что хотят. Какие шаги делаются, чтобы сделать высшее образование более эффективным?

Владимир Сухомлин: Действительно, в большинстве университетов и ВУЗов ИТ-специалистов готовят на основе либо математической подготовки, либо инженерной, физико-технической. Дело в том, что до 2003 года образовательного направления, нацеленного на подготовку ИТ-профессионалов не было. Поэтому МГУ и создало это направление, которое просто нужно более интенсивно внедрять в систему высшего образования. Но в то же время более углубленная подготовка по математике, физике, химии в жизни лишней не окажется. К тому же, нужно уважать традиции ВУЗа, в котором вы учитесь.


 

13. Людмила К. , Архангельск : Я учусь в 9 классе и очень люблю программировать особенно сложные картины. Поставила себе Компонентный Паскаль из МирПК, но учитель говорит, что мы будем учить только Турбо Паскаль, потому что на олимпиаде только его разрешают. Почему запретили Компонентный Паскаль? Ведь это же самый лучший Паскаль. Его сам Николаус Вирт недавно придумал. Говорят его в других городах можно учить. Почему у нас нельзя?

Владимир Сухомлин: Попросите учителя прийти 19 сентября на круглый стол по языкам программирования и обучению программированию, который будет проводиться с 18.30 на факультет ВМК МГУ с участием разработчика Паскаля Никласа Вирта. Может быть он убедит вашего преподавателя использовать более развитую версию Паскаля.


 

14. Андрей , С-Петербург : Какими еще кроме "открытых" могут быть информационные технологии?

Владимир Сухомлин: Открытые системы - это системы, обладающие интерфейсами, которые удовлетворяют международным или отраслевым стандартам. Такие системы обладают очень важными свойствами, включая переносимость программного обеспечения, интерабельность, масштабируемость, адаптируемость к новым стандартам и технологиям. То есть открытые системы обеспечивают оптимальность инвестирования в ИТ. Поэтому так важно на практике следовать концепции открытых систем.


 

15. Ирина , Москва : Насколько прочной предполагается связка между разработанной программой профобразования и собственно производством в различных областях?

Владимир Сухомлин: Связка должна быть прочной. В частности, для бакалавриата желательным является активное участие компании ИТ-отрасли в разработке актуальных практикумов. В магистрском образовании должен максимально использоваться потенциал научных институтов. Что касается дополнительного образования, примером сотрудничества может служить наш совместный проект ВМиК и ЛАНИТ, с которым можно ознакомиться на сайте www.hcse.ru.


 

16. Наталья , Москва : Каким был ваш первый ПК? Какие программы вы освоили первыми?

Владимир СухомлинВладимир Сухомлин: Моим первым ПК была ЭВМ М-20. Но самым любимым компьютером был, конечно, многопроцессорный вычислительный комплекс "Эльбрус", который в 80-е годы был базовым элементом при создании командных пунктов и стрельбовых комплексов системы противоракетной обороны страны. Особенно выдающимся достижением тогда советских разработчиков компьютеров являлось создание языка программирования Эль-76. Возможностями этого языка позавидуют нынешние языки C++ и Java.


 

17. Марина : Насколько представительна конференция в МГУ? Все ли приедут, кого Вы приглашали?

Владимир Сухомлин: Конференция получилась большой. Много интересных пленарных докладов. Выступят, считаю, выдающиеся ученые. Молю бога, чтобы эти доклады не сорвались. Пока все идет по плану, как представлено на сайте конференции. Помимо трех дней пленарных докладов пройдут 8 секций, в которых будут заслушаны более сотни докладов.


 

18. Денис Павлищев : В каких областях повседневной жизни наиболее активно применяются ИТ-новшества?

Владимир Сухомлин: Из новых областей приложений ИТ, которые нашли свое отражение в докладах конференции, я бы отметил несколько докладов, связанных с разработкой сенсорных сетей и их приложений, в частности, в медицине.


 

19. Антон, студент , Москва : Каковы перспективы "виртуального" присутствия на лекциях в вузах? Многие студенты сейчас вынуждены работать задолго до окончания вузов, и "виртуальное" присутствие на лекциях могло бы стать тем компромиссом, который позволил бы совмещать работу и учебу без риска загреметь в армию.

Владимир Сухомлин: Видимо, самым "электронным" университетом в настоящее время является Московский экономико-статистический институт. Достижение этого университета, его ректора Тихонравова В.П., заслуживает пристального внимания. И надеюсь, что Владимир Павлович поделится своим опытом в этой области в своем докладе, который он сделает в первый день на нашей конференции. Возможно, многие университеты после этого доклада начнут внедрять этот опыт в своих учебных процессах.


 

20. loko , Москва : Какие перспективы, на Ваш взгляд, у России, как у страны с высокотехнологичным обществом?

Владимир Сухомлин: Философские аспекты, связанные с построением информационного общества в России, с интеграцией России в среду высокотехнологичного общества, на конференции будут освещены в докладе декана философского факультета МГУ и проректора МГУ Миронова В.В. Этот доклад откроет второй день (научную часть) конференции.


 

21. Илья : Проходят ли у нас специализированные выставки ИТ-литературы? Как Вы считаете, их надо проводить в рамках компьютерных выставок или сделать отдельными?

Владимир СухомлинВладимир Сухомлин: На прошедшей книжной ярмарке на ВВЦ ведущие издательства в области технической литературы широко представляли свою продукцию, связанную как раз с областью ИТ. Более того, я бы отметил издательство "Питер", генеральный директор которого Усманов В.В. объявил о новом проекте издательства, нацеленном на поддержку подготовки как профессиональных кадров, так и продвинутых пользователей в области ИТ. И, кстати, генеральный директор издательства также расскажет об этой концепции на нашей конференции.


 

22. Дима Каримов : Сколько времени отводится на обсуждения докладов на конференции?

Владимир Сухомлин: Пленарные доклады порядка 40 минут, а секционные - 15-20 минут.


 

23. Даша Ушакова : Владимир Александрович! В чем суть технопарков? Это единение науки с производством или это только научный комплекс, по типу академгородка?

Владимир Сухомлин: Руководством страны в настоящее время уделяется значительное внимание развитию отрасли ИТ. Считается, что именно ИТ станут катализатором развития ведущих отраслей промышленности и экономики. Большой вклад в развитие прорывных технологий в самой области внесут, так называемые, технопарки, которые можно рассматривать как научные городки, в которых сосредоточен огромный научный и технический потенциал, в которых работают многие тысячи профессионалов, способных решать самые актуальные задачи в области разработки новых информационных технологий и их приложений. Правительством сформулирована программа развития системы технопарков, о которой на конференции расскажет министр связи и информационных технологии Рейман Л. Д., а также в секционном докладе профессор М.А. Шнепс-Шнеппе. Но для того, чтобы такие технопарки себя оправдали, необходимо подготовить десятки тысяч профессионалов в данной области. И система ИТ-образования прежде всего должна решать эту задачу.


 

24. Базевич П.Ю. : Что такое электронный бизнес и какова его перспектива развития в России?

Владимир Сухомлин: Электронный бизнес основан на реализации разнообразных бизнес-процессов - экономического, финансового, информационного порядка, на основе специализированных информационных систем. Профессор Лугачев М.И. утверждает, что одной из важнейших экономических дисциплин, которая должна изучаться не только экономистами, стала дисциплина, которая называется "экономическая информатика". С его концепцией, с его книгами, учебниками также можно познакомиться на конференции.


 

25. Алексей : Добрый день, недавно в новостях вычитал о разработке американскими учеными сети internet2 связывающей институты всего мира. Приходилось ли вам сталкиваться с этой технологией и может ли в будущем internet2 заменить нынешний internet?

Владимир СухомлинВладимир Сухомлин: Мои студенты и аспиранты, которые стажируются в Сингапуре, активно используют технологии Интернет-2, которые обеспечивают мгновенный доступ ко всем значимым электронным библиотекам мира. Надеюсь, что сетевая инфрастуктура в России будет развиваться быстрыми темпами. Для разработки отечественных электронных библиотек предстоит сделать очень много, и без целенаправленной государственной поддержки российским ученым и специалистам здесь не обойтись. И, в принципе, потенциально существует опасность, что через Интернет-2 и его возможности, Россию захлестнет англоязычный контент.


 

26. Лариса , Москва : Насколько актуально использование мультимедиа в школе при изучении точных и гуманитарных наук?

Владимир Сухомлин: Считаю мультимедиа основой компьютерной грамотности. Есть очень серьезные наработки. В частности, проекты, выполненные в институте прикладной математики Академии наук им. Келдыша под руководством М.М. Горбунова-Посадова и Т. А. Полиловой.


 

27. Тимофей Петрович : Будет ли выпущено какое-либо издание по материалам конференции? Где его можно будет купить?

Владимир Сухомлин: Издание сборника трудов планируется 20-21 сентября.


 

28. Анатолий Блинов , Питер : Когда, по-вашему, можно будет повсеместно внедрять бecпpoвoдные кoммyникaции и интернет? Дo пocлeднeгo вpeмeни иcпoльзoвaниe интepнeтa бeз пpoвoдoв былo нeкoeй вынyждeннoй мepoй, кoтopaя нe мoглa зaмeнить пpoвoднoй шиpoкoпoлocный дocтyп. Насколько перспективно это направление для концепции, например, "умного дома"?

Владимир Сухомлин: Для концепции "умного дома" будет использоваться технология сенсорных сетей, интранета и интернета. И мобильной связи тоже.


 

29. Алексей Гончаров : Возможна ли преемственность опыта других стран в развитии ИТ-технологий на государственном уровне - например, Китая, Японии или Кореи?

Владимир Сухомлин: Нормативной методической основой развития информационных технологий служит мощнейшая международная система стандартизации в области ИТ. Следование международным стандартам соответствует концепции открытых систем. На этой основе эффективно решаются вопросы переиспользования опыта, знаний, программных продуктов. И все страны должны учитывать в своей технической политике такую концепцию.

Завершающее слово:
Владимир Сухомлин: В заключение хочу поблагодарить всех, кто проявил интерес к нашему мероприятию. Для нас, я считаю, эта конференция очень важная. Она преследует две цели. Первое, это создание регулярного механизма развития системы ИТ-образования на принципах открытости и консенсуса. Второе, это интеграция на общем поле ИТ-образования усилий университетов, академических институтов, организаций ИТ-отрасли, издателей научно-технической литературы, общественности для решения очень важной задачи - подготовки кадров для современной экономики, науки, для развития социальных процессов общества, основанного на знаниях.
С большой благодарностью приму все замечания, предложения по концепции и формату проведения таких конференций.

online конференции
 
DirectAdvert





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
* Все поля обязательны к заполнению
Заявка успешно отправлена