Система IT-образования: стратегическая важность для России

Программисты из Индии, Китая, Вьетнама, Индонезии действительно широко используются в оффшорном программировании. Особенно там, где требуется массовое индустриальное программирование. В тех разработках, где нужен определенный креатив, поиск творческих решений, российские программисты считаются болеее сильными
ответы на вопросы

 

1. Vasiliy , SPb : А есть ли в наших ВУЗах необходимая техническая база для обучения студентов IT-технологиям? Вам не кажется, что любой "проект создания национальной системы ИТ-образования" неизбежно будет разбиваться о суровую российскую действительность с компьютерными классами, оборудование которых не обновлялось с советских времен?
Владимир Сухомлин : В ведущих ВУЗах техническая часть сейчас имеется. Это не узкое место для ИТ-образования. Мы берем ориентир на сотрудничество с ведущими индустриальными учебными центрами, с ведущими компаниями в ИТ-индустрии и бизнеса. Большая проблема - это проблема приобретения современного лицензионного программного обеспечения. Ведущие ВУЗы в какой-то мере решают эти вопросы.

 

2. Михаил Николаевич Пряхин , Москва : Сейчас ведется много разговоров о том, что мир вступает в новую стадию развития - наступает время информационного сетевого общества. Насколько это справедливо в отношении России?
Владимир Сухомлин : В России тоже быстрыми темпами развивается глобальная информационная инфраструктура, которая становится жизненно необходимой информационной магистралью для функционирования бизнеса, экономики, образования, социальных систем. Надеюсь, что возможные национальные модели информационного общества, наиболее подходящие для России, мы рассмотрим на первой международной конференции по современным информационным технологиям и ИТ-образованию в МГУ в сентябре этого года.

 

3. Анна , Балашиха : Скажите, российская система обучения современным технологиям - это адаптированная калька западного опыта в этой области или у нее есть какие-то коренные отличия? У нас все-таки очень разные подходы к обучению, образовательные системы...
Владимир СухомлинВладимир Сухомлин : Стандартизация информационных технологий является важнейшей тенденцией в развитии ИТ-индустрии. Информационные технологии распространены во всем мире, что и обуславливает важность международной стандартизации знаний и умений, которыми должны обладать специалисты в области ИТ. Большим достижением мировой образовательной системы является разработка международных рекомендаций для подготовки ИТ-бакалавров. То есть мировым сообществом разработан типовой или джентельменский набор знаний и умений, которыми должен владеть каждый ИТ-профессионал. Поэтому и отечественные образовательные стандарты, связанные с подготовкой специалистов для ИТ-отрасли, должны учитывать международные требования и включать в свой состав объемы знаний, соответствующие международным рекомендациям. При разработке государственных стандартов бакалавров и магистров ИТ (направления 511900 "Информационные технологии") нами были полностью учтены эти требования. Но в то же время мы учли и традицию отечественного университетского образования в более фундаментальной математической подготовке, по сравнению с программами зарубежных университетов. Многие выпускники иностранных университетов приезжают в МГУ для того, чтобы получить магистерскую степень, желая получить более фундаментальную научную подготовку, в том числе математическую. Вот в этом основное отличие в подготовке ИТ-специалистов в МГУ по сравнению с зарубежными университетами.

 

4. Олег , Москва : С какими иностранными компаниями сотрудничает ВМиК?
Владимир Сухомлин : Факультет ВМиК сотрудничает практически со всеми ведущими ИТ-производителями, включая Майкрософт, Интел, CISCO, Sun, Samsung, IBM и другие компании. Причем сотрудничество это многоплановое. Оно включает создание совместных исследовательских лабораторий. Это освоение новых программных продуктов и разработка новых учебных курсов по этим продуктам. Также не редки серьезные исследовательские проекты, в которых участвуют профессора, преподаватели и студенты.

 

5. Настя : Каков "разброс" специализаций в области IT? Какие направления сейчас наиболее актуальны?
Владимир Сухомлин : Объясню на примере направления 511900 "Информационные технологии", которое начинает распространяться в системе российского образования. Оно выстроено следующим образом: общая бакалаврская подготовка - 4 года обучения, которая характеризуется достаточно серьезной математической подготовкой и большой частью профессииональной подготовки, осуществляемых в соответствии с международными стандартами. Также она включает большой объем специализированных практикумов для развития умений и навыков использования современных программных продуктов. Такая продвинутая специализация осуществляется на этапе магистерского обучения, в стандарте для которого определена почти четверть сотни важнейших направлений специализаций. Мы считаем, что именно магистры должны быть настоящими специалистами по профильным направлениям. К этим направлениям относятся биоинформатика, разработка компьютерных архитектур, компьютерные сети, вычислительная математика и другие.

 

6. ipol , Москва : Именно в этой области все меняется так быстро, новые технологии и, скажем так, "новые знания" рождаются буквально ежедневно. С какой периодичностью, на Ваш взгляд, специалисту IT надо повышать свою квалификацию?
Владимир Сухомлин : Специалист в области ИТ должен учиться непрерывно, всю свою жизнь, иначе он сразу отстанет от этой жизни.

 

7. Сорокина Татьяна , Питер : Какое образование имеют те, кто сейчас преподает IT? Ведь преподавание подобного предмета началось относительно недавно. Откуда их знания?
Владимир Сухомлин : Это очень серьезный вопрос. Большая проблема состоит в том, что в результате перестройки утрачены отечественная отраслевая наука и важные отрасли, такие как электронная промышленность и компьютерная. Именно отраслевая наука давала очень много преподавательских кадров, обладающих опытом в проведении исследовательских и конструкторских работ. Сейчас кадры надо готовить самим университетам и университеты должны теснее сотрудничать с ИТ-индустрией.

 

8. Колопаева Ирина , Коломна : Правда ли, что сейчас индийские программисты ценятся больше всего?
Владимир Сухомлин : Программисты из Индии, Китая, Вьетнама, Индонезии действительно широко используются в оффшорном программировании. Особенно там, где требуется массовое индустриальное программирование. В тех разработках, где нужен определенный креатив, поиск творческих решений, российские программисты считаются болеее сильными.

 

9. Popova Margarita , С.Пб : Добрый день. Скажите, пожалуйста, какие меры планируется предпринимать, чтобы получившие хорошее образование специалисты не уезжали за границу?
Владимир Сухомлин : Развивать собственную ИТ-индустрию и, более того, вообще переориентировать экономику страны на развитие высокотехнологичной экономики.

 

10. Самсон , Тверь : Новые технологи сейчас уже везде: в банках, медицине, быту.. Люди, их создающие, превращаются в "единственных хранителей" знаний, и без них скоро невозожно будет сделать ни одного шага. Не окажутся ли все, кто не получил специального образования, "заложниками" IT-гуру?
Владимир Сухомлин : Действительно ИТ-технология становится неотъемлемой частью бизнес-процессов. Становится их полноправными компонентами. Поэтому разработаны стандарты и высокотехнологичные методы для управления ИТ-услугами, которые исключают превращение ИТ-компонент в неуправляемые бомбы замедленного действия для компаний, делают процесс их использования хорошо контролируемым и понятным (я имею в виду ITIL/ITSM-методологию).

 

11. Суховкин Павел , Томск : Достаточно ли курсов для подготовки хорошего IT- специалиста? Или все-таки необходимо высшее образование по этой специальности? Насколько фундаментальной должна быть база знаний?
Владимир Сухомлин : Для профессионального использования ИТ-технологий, возможно, достаточно способностей и хорошей дрессировки. Но чтобы стать разработчиком современных технологий в области ИТ (чем Россия похвастаться не может), нужны фундаментальные знания, причем обширные знания.

 

12. Кочетов Алексей , Мытищи : На Ваш взгляд, нужны ли природные данные, генетические склонности и другие врожденные задатки для IT специалиста?
Владимир Сухомлин : Способности нужны, конечно, особенно к абстрактному мышлению, к такому модельному представлению сущности вещей, умение конкретизировать сложные сущности. Самое главное - склонность к перебору вариантов решений, склонность к принятию решений. А в основе всего лежит сумасшедший труд, самоотверженный труд.

 

13. ПВВ : А я вот без образования, но работаю в сфере IT и весьма успешно. Зачем диплом? Чтобы заплатить за него деньги?
Владимир Сухомлин : И слава богу, работайте.

 

14. Марина Глебова , Москва : Насколько уровень ИТ-образования в России отстает от западного? В чем это больше всего проявляется?
Владимир Сухомлин : Причина отставания - это отставание, прежде всего, в науке, которая называется Computer Science, которая в России так и не получила достойного развития. Вторая причина - это отсутствие ИТ-индустрии или ее зачаточное состояние. То есть нет опоры у университетов в подготовке ИТ-профессионалов. Что касается методического обеспечения, то сейчас оно появилось и начинает воплощаться на практике.

 

15. Марина А , Москва : Есть ли заинтересованность у госструктур в ваших выпускниках? Готовы ли они платить адекватные деньги? Ведь ни один программист не пойдет на нищенскую з/п госслужащего. И по-прежнему будем при прекрасной общей системе IT образования заполнять анкеты и квитанции вручную?
Владимир Сухомлин : Думаю, заинтересованность есть. Это проблема самих госструктур, чтобы обеспечить своих сотрудников зарплатой.

 

16. Денис Малышев , Мск : Насколько важна для IT-специалиста глубокая теоретическая подготовка? У многих в последнее время складывается впечатление, что навыки работы с IT - чисто прикладные и им можно быстро научиться...
Владимир Сухомлин : Информационные технологии охватывают два пространства, две сферы основные. Это пространство ИТ-спецификации и пространство ИТ-реализации (продукты, системы, сервисы, ресурсы). Основная задача ИТ как науки -это разработка научно обоснованных спецификаций новых технологий. В настоящее время на переднем фронте этой науки сражаются примерно 150 консорциумов, разрабатывающих такие спецификации (стандарты). Для этого в области деятельности и нужны фундаментальные знания, глубокая подготовка. Для конфигурирования интеграции прикладных информационных систем из коробочных продуктов, для настройки эксплуатации таких технологий, естественно, серьезная теоретическая подготовка, вряд ли, требуется. Меня беспокоит тот факт, что из 10 тысяч действующих спецификаций в области ИТ российскими специалистами не написано ни байта.

 

17. Тамерлан , Сан Хосе, Калифорния : Какое место отводится разработке новых учебников в области компьютерной архитектуры и разработке процессоров?? Отечественная школа практически уничтожена, остатки теперь в российском отделении Интел. Нужно строить заново в соответствии с мировым уровнем, а учебников, которые могли бы научить студентов на практике проектировать современные ЦПУ, нет.
Владимир Сухомлин : Состояние дел в области развития компьютерных архитектур в России, действительно, удручающее. Но все же более первоочередной задачей я бы считал возрождение национальной микроэлектронной отрасли. Тогда будут и учебники, и будут кадры, способные разрабатывать новые компьютерные архитектуры.

 

18. Семен , Москва : Что может практически дать использование ИТ образовательным программам в сфере искусства, таким как живопись, фотография?
Владимир Сухомлин : Уверен, что совершенное новое качество. Но, к сожалению, я не специалист.

 

19. Алена Старовойтова , Подмосковье : Расскажите о внедрении новых технологий обучения на вашем факультете. Сколько по времени занимает такое внедрение? Как часто вы меняете или обновляете технологии обучения студентов?
Владимир СухомлинВладимир Сухомлин : Мы стараемся учить традиционными методами. Дистанционную форму обучения, например, планируется использовать, прежде всего, в дополнительном образовании. В частности, в ближайшем будущем мы откроем новые образовательные программы на основе технологий дистанционного обучения совместно с Сетевой Академией Ланит. В рамках этого нового проекта по дополнительному образованию мы планируем провести исследование эффективности современных сред поддержки образовательных процессов.

 

20. Дмитрий , Москва : Ни для кого не секрет, что квалификация выпускаемых кадров производна по отношению к квалификации самих преподавателей. Скажите, пожалуйста, какие конкретные меры предполагает разработанный проект для решения общей проблемы в российском образовании - привлечения молодых и перспективных специалистов к преподавательской деятельности в ВУЗах?
Владимир Сухомлин : Проблема большая. Можно говорить и о низкой зарплате преподавателей и ученых. Но решением этой проблемы мы занимаемся. В частности, в ближайшее время будет создана целая система подготовки преподавательских кадров для ИТ-образования. Следите за информацией на сайте www.it-edu.ru.

 

21. Дмитрий , Москва : Львиную долю заказа на ИТ-специалистов формирует не государство, а ИТ-бизнес. Следовательно, инвестировать в подобные проекты должен именно он. Какие механизмы интеграции ИТ-бизнеса и ИТ-образования уже реализованы на практике в рамках проекта? Приведите, пожалуйста, успешные примеры такого взаимодействия.
Владимир Сухомлин : Первое - открыт процесс консорциумной стандартизации ИТ-образования (www.it-edu.ru), который является открытым, основанным на консенсусе в процессе разработки образовательных стандартов нового поколения для ИТ-образования. Эта разработка осуществляется рабочими группами экспертов, в состав которых включены представители ведущих компаний ИТ-отрасли. Второе - совместное проведение конференций, в которых инициаторами являются как компании ИТ-бизнеса, так и университеты. В частности, в первой международной конференции по ИТ-образованию, которая будет проводиться в МГУ в сентябре этого года, выделена большая часть для докладов представителей ведущих компаний ИТ-бизнеса. И третье - многие компании активно участвуют в базовом учебном процессе, проводя собственные семинары и лекционные занятия.

 

22. Ф.В.Ткачев , Троицк, Моск. обл. : Как по-Вашему, можно ли говорить о "системе" образования, игнорируя уровень средней школы? Есть ли у Вас лично опыт преподавания в средней школе, где условия настолько специфические, что никакие априорные суждения - даже университетских профессоров - не годятся?
Владимир Сухомлин : Пять лет ушло на формирование методологической основы ИТ-образования, отработку ее в реальных учебных процессов, пробивание в верхах. Поэтому до школьного образования по-хорошему еще не добрался. Опыт имею. В 80-х годах организовывал УПК по информатике в школах Северно-Западного района столицы. Иногда руковожу дипломными работами учащихся ЛИТа.

 

23. Михаил , Новгород : Что, на ваш взгляд, делать с утечкой мозгов на Запад? Ведь наши специалисты в области IT там получают гораздо больше и гораздо больше востребованы!
Владимир Сухомлин : Ну, что делать. Платить здесь надо больше. Воспитывать патриотов.

 

24. Козырева Ирина , Нью-Дели : Известно, что система ИТ-образования на достаточно приличном уровне развита в Индии. Собираетесь ли Вы как-то использовать опыт индийских или других зарубежных коллег?
Владимир Сухомлин : У меня есть опыт плодотворного сотрудничества с национальным университетом Сингапура. Даже мною открыта в 2000 году дуальная магистерская программа с этим университетом. И я, конечно, использую в своих разработках опыт этого университета, который в области компьютинга имеет значительный авторитет.

 

25. Ирина , Зеленоград : Область ИТ развивается настолько высокими темпами, что то, что сегодня преподают в вузах, устарело N лет назад. Как, на Ваш взгляд, можно решить проблему оперативности образования в этой области? Как решать проблему с преподавателями? Ведь чаще всего старая гвардия, которая лет 20 назад читала те же лекции, что и сегодня, не желает и не может идти в ногу со временем, а молодые специалисты уходят на более высокооплачиваемую и перспективную работу.
Владимир Сухомлин : Вопрос комплексный. Кратко на него не ответить. Но одним из решений поддержания в актуальном состоянии образовательных стандартов по направлению ИТ является реализация на практике открытого процесса их разработки и сопровождения. Такой механизм сейчас создан и проходит опробацию (www.it-edu.ru). Можете сами принять участие в разработке более совершенных образовательных стандартов по направлению ИТ.

 

26. Бывший студент , Москва : Мне кажется, эффективнее всего обучать молодежь через развитие компьютерных сетей в студенческих общежитиях. Нет рутины, студенты сами выбирают интересующее их направление, а коллективно это все происходит еще интереснее, больше стимула изучать новое и углублять существующие знания. Ни на каких лабораторных работах и практических занятиях в рамках учебного процесса, по-моему, не достичь такого. Говорю на примере общажной сети в моем вузе. Что Вы думаете об этом? Существуют ли подобные программы?
Владимир Сухомлин : Я поддерживаю все формы самообучения, и такую тоже.

 

27. Ира , Москва : Что уже сегодня является "базой" для ИТ-образования? Не считая, конечно, классической технической базы - матанализа, физики и т.д. Есть ли какие-то новые дисциплины, которые обязан знать современный ИТ-специалист?
Владимир Сухомлин : Все это опубликовано. Опять смотрите стандарты обучения, программы на сайте www.it-edu.ru.

 

28. Марина Сошняк , Москва : Наша высшая школа всегда славилась фундаментальным образованием. Насколько ваш факультет выпускает всесторонне образованных специалистов? Каким общим предметам на факультете отдается предпочтение?
Владимир Сухомлин : Наш факультет математический, поэтому основной акцент делается на хорошую математическую подготовку. Базовым математическим предметом для специальности "прикладная математика и информатика" является математический анализ. А для направления "информационные технологии" должна быть дискретная математика и математическая логика.

 

29. Андрей Морозов : Как вы относитесь к проблеме интернет-зависимости? Считаете ли вы это болезнью, которую надо лечить?
Владимир Сухомлин : Проблема интересная, нетривиальная, но непосредственно к ИТ-образованию отношения не имеет.

 

30. Иосиф : Если есть IT-образование, значит, вы рассматриваете IT как некую научную дисциплину. А что изучает эта наука? И каковы ее методы?
Владимир Сухомлин : ИТ имеет две трактовки. В широком смысле ИТ примерно соответствует понятию Computing и рассматривается как обширнейшая научная прикладная область, объемлющая широкий ряд очень важных научных направлений. Таких как биоинформатика, программная инженерия, сетевые технологии, автоматизация научных исследований и прочее. Состав таких направлений можно увидеть в стандарте магистр ИТ по направлению 511900. Предметом этой науки является собственно ИТ, имеющая две формы представления. Это ИТ-спецификация и ИТ-реализация. Об этом, о методах этой области, о фундаментальных моделях и концепциях развития этой области написано в моей книге "Введение в анализ информационных технологий".

 

31. Машрум : Какое бы вы дали определение информационному обществу? Что это такое, к чему мы все так стремимся?
Владимир Сухомлин : Есть несколько базовых теорий построения информационного или постиндустриального общества. Коротко, если это общество, основанное на знаниях, представленных в виде информационных ресурсов, то оно является определяющим фактором развития экономики, социальных процессов. Более глубокое исследование модели информационного общества, приемлимой для нашей страны, надеюсь, будет дано на проводимой нами конференции в сентябре в Московском университете.

 

32. Кирс : А какова сфера практической деятельности IT? Интересны самые неожиданные применения.
Владимир Сухомлин : Новая грядущая эра внедрения в практику сенсорных сетей позволит создать для человека параллельные миры интеллектуальных вещей. Самая близкая перспектива - это создание "умной" одежды, которая будет осуществлять постоянный мониторинг состояния здоровья человека и сама принимать решения, например, для его госпитализации в случае, если его здоровье находится в опасности.

 

33. Александр Петровский , Выборг : Какую поддержку вашей работе оказывает государство? Можно ли всерьез говорить о государственном финансировании проекта создания национальной системы ИТ-образования?
Владимир Сухомлин : Государственной поддержки не было и на нее не надеюсь.

 

34. Инна , Москва : Какие Олимпиады проводятся на вашем факультете? Что они дают студентам?
Владимир Сухомлин : В этом году проводилась Ломоносовская олимпиада среди школьников, которая позволила нескольким десяткам школьников, успешно проявившим себя в этом испытании, стать студентами ВМиК.

 

35. Ф.В. Ткачев , Троицк, Моск. обл. : Как Вы в своих планах учитываете тот факт, что программистов-"непрофессионалов" (физиков, инженеров ... лингвистов), зачастую создающих очень нетривиальные программные комплексы, в несколько раз больше, чем "профессионалов"? (Оценка Microsoft, июль 2004 г.)
Владимир Сухомлин : Первое - из физиков, математиков, химиков получаются классные ИТ-профессионалы. Поэтому с удовольствием принимаю таких специалистов в магистратуру. Второе - нами разработана очень эффективная система дополнительного двухлетнего вечернего (без отрыва от производства) обучения, позволяющая готовить ИТ-профессионалов из дипломированных специалистов по смежным специальностям и направлениям. Этот проект получил название "Высшая компьютерная школа "Эксперт". Этот проект становится все более популярным и в ближайшем будущем мы готовы будем осуществлять подготовку таких специалистов, используя технологии дистанционного обучения.

 

36. Олежа : Скажите, а возможно в России создание Силиконовой долины, вырастут ли наши технопарки до уровня американских, и что для этого нужно?
Владимир Сухомлин : О концепции развития технопарков в России собирался рассказать министр информационных технологий и связи Л. Рейман на первой международной конференции по ИТ-образованию в МГУ. Поэтому подождем до конференции. А огромные проблемы здесь опять кадровые. Чтобы такой технопарк был рентабельным, надо чтобы в нем работало несколько тысяч ИТ-специалистов. Основные поставщики таких кадров - это Москва и Санкт-Петербург - выпускают несколько сот таких специалистов ежегодно. Поэтому как наполнить такие технопарки профессионалами - это серьезная задача.

 

37. Евгений : Что такое ВКШ "Эксперт"?
Владимир СухомлинВладимир Сухомлин : Считаю, что это исключительно эффективная форма подготовки или переподготовки ИТ-специалистов на основе вечернего обучения, которая позволяет готовить востребованных ИТ-профессионалов по ряду актуальных специализаций на основе дуальных программ, в которых имеются две составляющие. Одна академическая, реализуемая университетом, с помощью которой закладывается хорошая теоретическая база. А вторая часть - это набор практикумов по самым современным продуктам и технологиям, которые реализуются по обучающим технологиям самих вендоров. Выпускники таких программ получают государственный диплом о дополнительной квалификации (разработчик компьютерных технологий), плюс несколько международных сертификатов по направлению специализации. Смотрите www.hcse.ru

 

38. Наталья : Принимает ли ваш факультет участие в разработках специальных программ для МГУ?
Владимир Сухомлин : Если имеются в виду программные средства для автоматизации образовательной деятельности, то да.

 

39. Анатолий : Какие еще университеты и институты в России готовят специалистов в области IT? Достаточно ли, на Ваш взгляд, учебных заведений для подготовки специалистов?
Владимир Сухомлин : На упомянутой выше конференции планируется выступление трех министров. Давайте этот вопрос адресуем им.

 

40. Михаил , Реутово : Какие из специализированных журналов по ИТ Вы сами читаете, с какими сотрудничаете?
Владимир Сухомлин : Из отечественных - сотрудничаю с издательским домом "Открытые системы", люблю этот коллектив. А вообще профессиональных научных журналов или околонаучных у нас мало.

 

41. Тимофей Алимов : Как часто студенты имеют возможность стажироваться по специальности за рубежом?
Владимир Сухомлин : Имею опыт организации стажировки в зарубежных университетах для своих студентов. Но дело это непростое, хлопотное.

 

42. Валентин Иванович : Принимаются ли на данную специальность зарубежные студенты?
Владимир Сухомлин : Принимаются.

 

43. Макс : Предполагается ли создавать адаптированные версии программы для развития системы профобразования или эта программа будет задействована только в высших учебных заведениях.
Владимир Сухомлин : Пока, что такое техник-программист, я не понимаю.

 

44. Владимир , Владивосток : В каких учебных заведениях на сегодняшний день внедрена эта программа? Какую роль в ее развитии и распространении играет правительство России?
Владимир Сухомлин : В шести ведущих университетах. В трех классических - Московский, Санкт-Петербургский, Нижегородский. И трех технических - ЛЭТИ, МАТИ, МИЭМ. В настоящее время порядка десяти крупных университетов планируют начать подготовку бакалавров ИТ в этом году и в ближайшие два года.

 

45. Валерий , Москва : Расскажите, пожалуйста, о конференции, которая пройдет в сентябре. Какие основные направления обсуждений, кто принимает в ней участие? Будут ли опубликованы материалы этой конференции? Если да, то когда предположительно? Спасибо
Владимир Сухомлин : Цели конференции очень конструктивные. Это определение методических основ, базовых механизмов национальной системы ИТ-образования. Конференция будет обширная, так как необходимо для создания такой сложной образовательной системы выявить ориентиры для ее построения, исходящие от науки, индустрии, бизнеса, образования, социальных процессов. Конференция состоится с 19 по 23 сентября 2005 года, надеюсь, в новом здании Московского университета (здании Фундаментальной Библиотеки). В ней примут участие также известные зарубежные ученые, профессора, такие как Питер Дэннинг, Никлас Вирт, Йорг Гутнэхт и другие. Конференция бесплатная, свободный вход.
Завершающее слово: Благодарю всех за очень интересные вопросы, за интерес к проблеме создания национальной системы ИТ-образования. Хотел просить всех, кому небезразлична эта проблема, принять посильное участие в решении этой задачи. В частности, механизмом для интеграции идеи, для коллективного обсуждения решений по проблемам ИТ-образования, считаю, должен стать открытый процесс консорциумной стандартизации ИТ-образования, реализуемый на основе ресурса www.it-edu.ru. Данный ресурс получил признание и в системе ИТ-образования, став лауреатом конкурса "ИТ-образование в Рунете". Я думаю, что для обеспечения условий нормального функционирования саморазвития системы ИТ-образования, в ближайшие месяцы нам надо провести большую работу по развертыванию очень важных системообразующих механизмов этой системы. Прежде всего, это ежегодная международная конференция по ИТ-образованию, это система подготовки преподавательских кадров для ИТ-образования, это система дополнительного образования, это создание адекватной задачам организационной инфраструктуры. И конечно же, систематизация ряда инициатив по разработке и изданию учебной методической литературы по ИТ-образованию. Так что впереди нас ожидает большая работа, и я рассчитываю на помощь в том числе и тех, кто сегодня участвовал в онлайн-конференции.
online конференции
 



Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена