Ложки, туески и солонки: как работает Школа народных ремесел в Архангельске

© РИА Новости / Владимир ТрефиловПедагог мастерской керамики Школы народных ремесел Ольга Александровна Доронина с ученикамиПедагог мастерской керамики Школы народных ремесел  Ольга Александровна Доронина с учениками

Владимир Трефилов, РИА Новости

"Чумбаровкой" архангелогородцы называют пешеходный проспект Чумбарова-Лучинского, где восстановлены дома постройки конца XIX — начала XX веков. На одном из таких домов вывеска: "Приглашаем на дни открытых дверей!" Это Детская школа народных ремесел, открытая в 1990 году мастером Владимиром Бурчевским.

© РИА Новости / Владимир Трефилов Пешеходный проспект Чумбарова-Лучинского в Архангельске
Пешеходный проспект Чумбарова-Лучинского в Архангельске

Ремесло пошло обратно — из города в село

 

"Красота, доброта и польза есть в каждой нашей вещи". Очерк на радио "Спутник"

"Резать можно из любого дерева, но лучше режется не пересушенное, а свежее. Оно мягкое, податливое", — рассказывает Никита, 16-летний мастер резьбы по дереву.

© РИА Новости / Владимир Трефилов Никита Богданов, ученик Школы народных ремесел Бурчевского и его работы: ложка с прорезной ручкой и солонка в виде уточки
Никита Богданов, ученик Школы народных ремесел Бурчевского и его работы: ложка с прорезной ручкой и солонка в виде уточки

Обтесанную топориком заготовку мастер зажал в верстак и пробирается к контурам будущей ложки полукруглой стамеской. Завитки падают на столешницу. Продолжая "выводить" уже пологим резцом точный контур, Никита делится секретами:

"Тополь и ель не очень подходят для резьбы. Потому что тополь смолистый. Вы же знаете, если почки в руки взять, они смолу выделяют. А у ели структура очень разнослойная: одни слои — мягкие, другие — твердые, они плохо режутся".

Никита Богданов – резчик по дереву

"Владимир Николаевич создал школу в городе, а уже потом начал открывать филиалы в районах. Такой курьез: ремесло пошло из города в село, где оно считалось чем-то отмершим", — рассказывает заместитель директора школы Ирина Огородник.

© РИА Новости / Владимир ТрефиловИрина Огородник - заместитель директора Школы народных ремесел Владимира Бурчевского
Ирина Огородник - заместитель директора Школы народных ремесел Владимира Бурчевского

В одиннадцати творческих мастерских школы представлены традиционные ремесла Русского Севера: резьба и роспись по дереву, плетение из бересты и корня, художественная резьба по кости, лоскутное шитье, вышивка и народная кукла, керамика, северное ткачество, орнаментальное вязание.

© РИА Новости / Владимир ТрефиловУченица Школы народных ремесел Владимира Бурчевского занимается северным орнаментальным ткачеством
Ученица Школы народных ремесел Владимира Бурчевского занимается северным орнаментальным ткачеством

Ремесло и промысел

Илья увлекается редким делом — плетением из корня. Он использует для этого разные деревья, но сосновые корни — основной материал для его работ.

"Приезжаем на место, находим дерево или пень, который свалился, втыкаем специальный крюк в землю и "ходим" им по кругу. Когда цепляемся за корень, достаем его. Если надо — обрубаем. Потом на специальном станке снимаем верхний слой и обрезаем, чтобы легче было обрабатывать", — рассказывает Илья.

Корень сосны может храниться годами, не теряя свои первоначальные свойства. Посуда из него сохраняет или улучшает некоторые свойства хлеба, делает его вкуснее. А сами плетеные изделия могут служить более ста лет.

© РИА Новости / Владимир Трефилов Илья Семёнов (слева) - ученик Детской школы народных ремесел Бурчевского работает в мастерской художественной обработки корня
Илья Семёнов (слева) - ученик Детской школы народных ремесел Бурчевского работает в мастерской художественной обработки корня

Чтобы освоить ремесло, надо учиться год или два. По словам Ирины Огородник, ремеслом раньше владел почти каждый мужчина и каждая женщина. А промысел — это способ заработка. Можно было наткать ткани, наплести туесов на продажу и свезти на ярмарку. Традиционно на Севере был косторезный и ложкарный промысел, роспись по дереву и набойка. Объемы производства ложек доходили до тысяч и сотен тысяч в год. Но в ХХ веке спрос на деревянные ложки, домотканое полотно и другие "промысловые" изделия стал падать из-за роста фабричного производства.

© РИА Новости / Владимир Трефилов Коллекция деревянных ложек в Детской школе народных ремёсел города Архангельска
Коллекция деревянных ложек в Детской школе народных ремёсел города Архангельска

Резьба по кости

"Нас восемь в семье у родителей, и мы учимся дома. Завуч моей обычной школы посоветовал родителям вместо уроков труда водить нас, детей, в Школу ремесел. Все мои братья и сестры тут занимаются. Очень творческая у нас семья", — говорит 16-летняя Ангелина, мастер по ткачеству, обучается резьбе по кости. Она уже учится на педагога дополнительного образования. По окончании педагогического колледжа хочет вернуться в Школу ремесел преподавателем.

© РИА Новости / Владимир Трефилов Ангелина Степанова - ученица Школы народных ремесел Владимира Бурчевского и ее косторезнные работы
Ангелина Степанова - ученица Школы народных ремесел Владимира Бурчевского и ее косторезнные работы

В Холмогорах Архангельской области (в селе Ломоносово — на родине великого ученого) еще осталось косторезное училище. Но если раньше процесс обучения занимал два года и восемь месяцев, то теперь учат всего полтора года. "Полтора года — это очень короткий срок, чтобы стать мастером, можно научиться делать только пуговицы и шпильки. Это не косторезный промысел. Он, к сожалению, на грани вымирания", — сетует Ирина Огородник.

Кстати, на обучение в Архангельск приезжают мастера из Салехарда и Якутии.

© РИА Новости / Владимир Трефилов Ученица Школы народных ремесел Владимира Бурчевского занимается резьбой по кости
Ученица Школы народных ремесел Владимира Бурчевского занимается резьбой по кости

Вкус к труду прививается постепенно

"В основном на парадных полотенцах — узор, обозначающий солнце в старину. Очень много ромбов. Ромб — это засеянная земля, символ урожая. Ромбы с отростками — это засеянное поле, давшее урожай. Люди верили, что каждый знак особенный. А что людям в старину надо было? Чтобы хлеб рос, чтобы солнце землю согревало…", — рассказывает Настя.

Подобные полотенца вешали в красный угол или подавали на них каравай для важных гостей и не использовали в быту.

© РИА Новости / Владимир ТрефиловАнастасия Бурдуева - ученица Школы народных ремесел Владимира Бурчевского показывает полотенце с этнографическими северными узорами, которое она делает на ткацком станке
Анастасия Бурдуева - ученица Школы народных ремесел Владимира Бурчевского показывает полотенце с этнографическими северными узорами, которое она делает на ткацком станке

"Мы же говорим о том, что современные дети не любят трудиться. "Стиралка" работает, пылесос жужжит, шнурки — и те не надо завязывать, липучки придумали. Перестают работать руки, а ведь мелкая моторика помогает развиваться мозгу. Родители, которые задумываются об этом, в конце концов понимают, что детей надо приобщать к труду с малых лет", — говорит Ирина Огородник.

В школе Бурчевского есть подготовительные группы для ребят от четырех до десяти лет. Малыши четырех-пяти лет послушнее и выполняют задания лучше, чем семилетки, не капризничают. А полноценное обучение начинается с 10-11 лет.

"Ребенок должен видеть результат своего труда. В детских садах мастерят поделки и зачастую не знают, куда их деть. В этих изделиях нет элементарной пользы, только если на полочку поставить. А ребенок должен понимать: он напрял клубок — из него свяжут носки. Это результат его труда. Иначе трудолюбию не научишь. В общеобразовательной школе говорят: ребенка мы научаем учиться. Но ребенку надо привить вкус к труду", — продолжает Ирина.

© РИА Новости / Владимир Трефилов Каргопольская игрушка. Работы учеников Школы народных ремесел Владимира Бурчевского
Каргопольская игрушка. Работы учеников Школы народных ремесел Владимира Бурчевского

Вклад в семейный бюджет

Антону 16 лет, он мастер по плетению из бересты и мастеровой по плетению из корня.

"Березу лучше искать в пролеске, потому что в березовой роще деревьям надо больше влаги, они забирают друг у друга воду и хуже растут. Бересту снимаем с живых деревьев, но дерево не умирает. В стволе есть сердцевина и луб — для питания дерева, а кора — для защиты. Если снимать немного, это не вредит дереву", — рассказывает Антон.

"Немного" — это пласты шириной 40-60 сантиметров, один процент всей площади березовой коры. Заготовка бересты — конечно, стресс для дерева, но при правильном снятии дерево не страдает.

"Хорошие работы я себе оставляю, — рассказывает Антон, — а лучшие дарю. В некоторых туесках дома лекарства лежат. А в корзинки можно конфетки положить, в солонку — соль походную, чтобы взять с собой. Иногда меня просят изделие на заказ сплести".

© РИА Новости / Владимир ТрефиловАнтон Садков, ученик Школы народных ремесел Бурчевского, с плетеной из бересты корзинкой
Антон Садков, ученик Школы народных ремесел Бурчевского, с плетеной из бересты корзинкой
© РИА Новости / Владимир ТрефиловАндреев Павел Юрьевич - педагог Школы народных ремесел Бурчевского с учениками во время занятия по художественному плетению из бересты
Андреев Павел Юрьевич - педагог Школы народных ремесел Бурчевского с учениками во время занятия по художественному плетению из бересты

В школе Бурчевского детям дают и начальные экономические знания — объясняют, что такое рентабельность, трудозатраты, стоимость и спрос. Летом некоторые ученики выезжают в Музей деревянного зодчества Малые Корелы, демонстрируют свою работу и продают изделия. С родителями заключают договоры, и учащиеся своим ремеслом зарабатывают.

© РИА Новости / Рамиль СитдиковПерейти в фотобанкПродажа сувениров на территории Музея-заповедника "Малые Корелы" в Архангельской области
Продажа сувениров на территории Музея-заповедника "Малые Корелы" в Архангельской области

Секрет школы Бурчевского

Тане 16 лет, она мастер по северному орнаментальному вязанию и подмастерье по северной вышивке. Девушка учится на педагога дополнительного образования и собирается преподавать в Школе народных ремесел. Таня вышивает белые узоры на красной ткани — готовит новое изделие к конкурсу:
"Это народный календарь. По нему люди определяли праздники. Им украшали подол платья, каждый знак на календаре имел свое значение. Тут на ткани — девять календарей, они пойдут по всему подолу сарафана", — рассказывает Таня, не отрываясь от работы.

© РИА Новости / Владимир ТрефиловТатьяна Цветкова ученица Школы народных ремесел Бурчевского показывает свою вышивку
Татьяна Цветкова ученица Школы народных ремесел Бурчевского показывает свою вышивку

В Школе ремесел считают, что главный секрет их работы с детьми — это авторитет учителя. Если сам преподаватель трудится, то для ребенка это лучший пример. Лучшие ученики школы ездят на конкурсы, фестивали, получают премии и призы. А некоторые продолжают обучение в педагогическом колледже, чтобы вернуться в школу народных ремесел уже преподавателями.

Владимир Николаевич Бурчевский — народный мастер России, Заслуженный работник культуры России, почетный гражданин Архангельска и лауреат премии президента России в области образования. Самыми важными для себя Бурчевский называет региональную общественную награду "Достояние Севера", лауреатом которой он стал в 2009 году, и орден Русской православной церкви Святого равноапостольного князя Владимира III степени, которым народного мастера наградил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Сегодня в 13 районах Архангельской области работают еще 23 творческие мастерские Школы Бурчевского.

© РИА Новости / Владимир ТрефиловБорис Николаевич Дратованный (справа) педагог Школы народных ремесел Бурчевского проводит занятие художественной резьбы по дереву
Борис Николаевич Дратованный (справа) педагог Школы народных ремесел Бурчевского проводит занятие художественной резьбы по дереву
Очерки
 



Наверх
Пройдите опрос, чтобы мы могли сделать сайт лучше
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена