"Тихая" парикмахерская: как работать человеку с инвалидностью

Парикмахерская для слабослышащих
О том, нужно ли знать язык жестов, чтобы постричься у слабослышащего парикмахера, мешает ли инвалидность по слуху в работе и каково быть социальным предпринимателем в столице, владельцы парикмахерской Nadin, все сотрудники которой слабослышащие, рассказали специальному корреспонденту РИА Новости Инне Финочке.

МОСКВА, 27 сен — РИА Новости. Парикмахерская и салон красоты Nadin, все сотрудники которой слабослышащие, работает в Москве больше года. О том, нужно ли знать язык жестов, чтобы постричься у слабослышащего парикмахера, мешает ли инвалидность по слуху в работе и каково быть социальным предпринимателем в столице, владельцы парикмахерской рассказали специальному корреспонденту РИА Новости Инне Финочке.

Международный день глухих отмечается ежегодно в последнее воскресенье сентября. Он был установлен в память о создании в 1951 году Всемирной федерации глухих. Это одна из старейших международных организаций людей с ограниченными возможностями, она объединяет около 70 миллионов глухих людей из 123 стран мира. По статистике, нарушением слуха страдает каждый девятый человек в мире.

Клиенты поначалу смущались

Nadin — чуть ли не единственный салон красоты в Москве, который на деле доказывает, что инвалидность не должна быть препятствием в работе. Всего в Москве работают более тысячи парикмахерских и салонов красоты, при этом только здесь, на первом этаже одного из жилых домов недалеко от станции метро "Речной вокзал", слабослышащие мастера действительно работают на равных условиях.

Понять с полуслова: в необычной парикмахерской просьбы клиентов читают по губам

"Работодатель в России все же предпочитает нанимать сотрудников без инвалидности. Так понятнее, а значит, проще. Если на работу и берут человека с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), то на деле выходит, что тот попадает под прессинг коллег. Так получилось и с Надеждой Шараповой, супругой Кирилла, у которой был опыт работы в обычной парикмахерской. Общий стаж работы у нее превысил 15 лет.

"Клиенты смущались и просили слышащего парикмахера, да и коллеги часто уводили клиентов", — вспоминает Надежда.

Ей чаще доставались сложные, но недорогие стрижки. В итоге пришлось перейти на надомную работу. А так как работать Надежде нравилось, при этом она участвовала в конкурсах и училась на курсах профессионального мастерства, то зародившаяся идея открыть собственную парикмахерскую, где не будет дискриминации, только ждала своего часа.

В своем деле выходные надо заработать

До того, как открыть собственное дело, Васильев занимался проектированием аппаратов для пищевой промышленности. "Попал под третью волну сокращений в 2008 году. Нас до последнего не сокращали, но потом, когда окончательно стало понятно, что спокойно сидеть за компьютером и заниматься творчеством не получится, мы с женой стали думать, как осуществить ее идею и открыть свою парикмахерскую", — рассказывает Кирилл.

Предпринимательского азарта он за собой раньше не наблюдал и сейчас сомневается, что он есть, однако с горящими глазами рассказывает, как все начиналось и как сейчас приходится справляться с трудностями.

Стойка администратора в социально-ориентированном салоне-парикмахерской "Надин", в котором работают слабослышащие мастера

"Идея что-то свое сделать была, но далекая какая-то. Не было пинка, который бы заставил крутиться. Зато когда закрутилось, сразу стало понятно, что о той спокойной жизни придется забыть. Свободного времени нет, выходные надо заработать", — рассказывает Васильев.

Первую парикмахерскую супруги открыли в 2009 году — на собственные сбережения взяли помещение в аренду по коммерческой ставке. Тогда, по их словам, обожглись. Молодых предпринимателей с помощью хитро составленного договора в момент на основании закона лишили помещения.

После этого, благодаря выигранному гранту в фонде региональных социальных программ "Наше будущее", супругам удалось получить беспроцентный заем. Как социальным предпринимателям им выделили ссуду в миллион рублей сроком на два года.

Снова началась эпопея с поиском помещения. Нашли — помог департамент имущества Москвы. На общих основаниях удалось арендовать помещение в спальном районе столицы. Дальше снова нужно было заказывать оборудование, нанимать мастеров, договариваться с поставщиками — этим по большей части занималась Надежда. Ее муж взял на себя решение капитальных вопросов — аренда, ремонт, реклама заведения и общение с чиновниками, не все из которых знакомы с жестовым языком. "Я — голова, а моя жена — шея", — смеется Кирилл.

Мастер-стилист Надежда Шарапова во время стрижки в салоне-парикмахерской "Надин"

На работу в Nadin принципиально берут только слабослышащих мастеров. Но их, по словам Кирилла, не так просто найти. Что странно, потому что парикмахерскому искусству слабослышащих людей в России обучают, только после обучения они, как правило, нигде не работают. С какой целью учат, если возможности работать на равных условиях нет — вопрос отдельный. "Они приходят такие неподготовленные, что непонятно, чему там учат", — сетует Кирилл.

Так как рук не хватает, ему самому пришлось пойти учиться на парикмахера. "День на день не приходится — то вал людей, а то полное затишье. Но крутимся пока, нам бы 3 года продержаться, тогда обычно уже понятно, живет дело дальше или нет", — говорит он.

Как, вы еще не закрылись?

Несмотря на то, что ценник в салоне чуть выше, чем в социальных парикмахерских, но почти в два раза ниже, чем в остальных, многие люди с инвалидностью все равно не могут себе позволить стричься в Nadin. Модельная стрижка мужчинам обойдется в среднем в 450 рублей, людям с инвалидностью будет скидка. Возможно поэтому, к удивлению владельцев салона, слышащих клиентов, жителей соседних домов, у них больше, чем людей с инвалидностью по слуху.

Слышащих клиентов в салоне даже больше, чем людей с инвалидностью по слуху

Чтобы объяснить слабослышащему мастеру, какая стрижка нужна, не нужно кричать. Нужно говорить четко и не отворачивать лицо — мастер читает по губам.

"Когда мы только открылись, к нам зашел мужчина и очень удивился, что мы тут все слабослышащие. Уже год прошел, а он до сих пор иногда заглядывает и удивляется: "Как, вы еще не закрылись?" Но не стрижется", — рассказывает Надежда.

У салона есть телефонный номер для sms: сообщения читает и отвечает на них Надежда, если звонят — отвечает Кирилл. Из всех сотрудников только он может свободно говорить по телефону с клиентами.

Социальный предприниматель

У стойки регистрации висит диплом "Социальный предприниматель года", однако в России социальному предпринимателю все приходится делать наравне с другими представителями бизнеса. Рекламы у салона практически нет — дорого.

"Я же не могу прийти в департамент по рекламе и сказать, что я инвалид, поэтому сделайте мне скидку", — говорит Кирилл.

Чтобы объяснить слабослышащему мастеру, какая стрижка нужна, достаточно говорить четко и не отворачивать лицо — мастер читает по губам.

Сделали две вывески у входа, есть реклама на тематических сайтах в сети, плюс сам хозяин парикмахерской ходил по подъездам и раскладывал по почтовым ящикам листовки.

"Все приходится делать самому. Наверное, если бы я раньше знал, что так будет, я бы вряд ли ввязался", — говорит он. И тут же рассказывает, что пытается открыть еще одно свое дело — мини-пекарню, но эта история пока уперлась в традиционное "приходите завтра" от чиновников.

Сейчас в Nadin есть не только парикмахерские услуги, но и возможность сделать маникюр и педикюр. "Нам бы еще немного расшириться, помещение побольше, рекламы побольше, мы бы тогда и предложить смогли больше. Надеюсь, так и будет в будущем", — задумчиво говорит Кирилл.

Очерки

Партнеры





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.