Новогодний стол в Армении – древний и современный

Главное за 2 января 2016 года (14)
Вид Еревана. Архивное фото
Новогодние торжества длятся в Армении 13 дней – до старого Нового года включительно. Армянский Новый год буквально пропитан различными символами, и традиционная армянская новогодняя кухня является одним из элементов традиций и обычаев.

ЕРЕВАН, 2 янв – РИА Новости, Гамлет Матевосян. Приезжий, попавший на Новый год в Армению, сможет насладиться не только огромным количеством блюд — а новогодний стол в республике очень разнообразен, — но и неповторимой атмосферой, ведь главным героем новогодних торжеств, которые длятся в Армении 13 дней – до старого Нового года включительно, является именно гость, в роли которого так или иначе оказывается каждый.

В новогодние дни люди либо принимают гостей, либо сами ходят в гости. Никто никого специально не приглашает, однако во всех домах накрыты столы в ожидании родственников, друзей, знакомых, соседей, сослуживцев. Когда они придут и сколько их будет, вычислить заранее сложно, но это никого не смущает.

Современный стол — разнообразный стол

Современный армянский новогодний стол предполагает наличие определенного набора закусок и горячих блюд, сладостей и фруктов.

Армянская кухня всегда отличалась разнообразием мясных блюд. Главными блюдами на новогоднем столе в последние годы стали свиной окорок, начиненный различными специями – чесноком, лавровым листом, душистым перцем, молотым острым черным и красным перцем, а также запеченная в духовке с яблоками индейка, фаршированная орехами, черносливом и другими сухофруктами.

Обязательными горячими блюдами являются долма (голубцы в виноградных листьях) и кюфта. Если об армянской долме знают многие, то кюфта — блюдо специфическое. Парную говядину следует очистить от сухожилий и жира и отбить деревянным молотком до получения тестообразной массы. Посыпать мясо солью и перцем и продолжать отбивать до тех пор, пока оно не побелеет. Затем массу переложить в широкую посуду, влить водку и продолжать взбивать, пока она не станет слегка разжижаться. Добавить взбитое яйцо, муку и мелко нарубленную головку лука, тщательно перемешать и вновь взбивать до тех пор, пока масса не станет однородной и тягучей. В большой кастрюле вскипятить воду, из полученной массы слепить шары большого диаметра и варить их 40-50 минут до готовности. Подавать на стол кюфту следует в горячем виде с топленым маслом.

Из холодных мясных закусок на столе обязательны бастурма и суджух. Бастурма представляет собой куски говядины, пропитанные солью, спрессованные, покрытые слоем острой заправки (чаман) и высушенные на воздухе. Суджух — это приплюснутые колбаски из заправленного острыми специями говяжьего фарша, высушенные на воздухе. И бастурму, и суджух подают на стол очень тонко нарезанными.

На новогоднем столе по традиции должно быть как минимум пять-семь видов сладостей. Это пахлава, гозинах (кипяченый мед с обжаренными грецкими орехами), различные цукаты, сухофрукты и гата, приготовленная из различных видов теста.

Праздничный стол не обходится без армянского коньяка и вина, а также тамады и тостов.

Символы Нового года в Армении те же, что во многих других странах – нарядная елка и Дзмер папи (Дед Мороз). Кроме того, все стараются украсить дома фигурками, символизирующими наступающий Новый год по восточному календарю.

Армянская Апостольская церковь отмечает 6 января праздник Рождества Христова одновременно с Крещением под общим названием Богоявления. В этот день на стол подают отварную рыбу – чаще всего это ишхан (форель) и сиг, в последние годы стерлядь, а также плов с изюмом и другими сухофруктами, а из напитков – красное вино.

Обычаи и кухня древних армян

Этнограф, доктор исторических наук Рафаэль Нахапетян утверждает, что в период язычества Новый год отмечали роскошнее, но не в смысле изобилия яств. Для древних армян важнее были обычаи, традиции и соревнования, в которых участвовал даже царь.

Армяне в Новый год придавали важность цифре 7. Всего делали по семь штук, что, по словам Нахапетяна, связано с семью языческими божествами.

На праздник готовили гату, в тесто клали косточку или монету и украшали ее в соответствии с 12 месяцами года или количеством членов семьи. Вечером хозяин или хозяйка раздавали ее членам семьи, и тот, кому попадалась косточка, верил, что в новом году ему будет сопутствовать удача.

Также в прошлом на Новый год были распространены традиции гадания. Например, если в семье должен был родиться ребенок, то готовили соответствующую лепешку. Если она набухала, это означало, что родится мальчик, если нет – девочка.

По словам Нахапетяна, на новогоднем столе фрукты были обязательными, причем каждый фрукт имел свое значение. К примеру, яблоко символизировало любовь и было связано с выбором спутницы.

"Поскольку праздник несет в себе множество смыслов, каждое блюдо также имеет свое значение. Однако прежняя система не действует, и сейчас придается большое значение изобилию мясных блюд и используются такие компоненты, которых никогда не было", — сообщил этнограф, отметив, что раньше народ не придавал важности роскоши новогоднего стола.

Традиционная армянская новогодняя кухня является всего лишь одним из элементов традиций и обычаев, связанных с празднованием Нового года, соглашается этнограф и телеведущая Сона Тащян.

"У древних армян был очень интересный и продуманный цикл новогодних обычаев и поверий, некоторые из которых до сих пор сохранились в армянских селах. Новый год считался возможностью начать все заново, переосмыслить совершенные ошибки и попытаться избежать их в дальнейшем, оставив все плохое в старом году", — сказала она. Тащян считает важным, что у армян сохранился обычай праздновать Новый год в кругу семьи.

По ее словам, армянский Новый год буквально пропитан различными символами. Издревле в канун этого праздника члены семьи собирались вокруг костра, таким образом как бы "предавая" огню все плохие воспоминания, ошибки и события. Получая от огня тепло и свет, люди надеялись, что следующий год будет светлым и теплым.

У армян существовал культ воды — в Новый год ближе к полуночи девушки спешили к роднику, куда бросали в качестве пожертвования кусочек праздничного хлеба "тареац", в который клали талисман — фасолину, пуговицу или монетку. Хлеб делили по числу членов семьи. Удачный год ожидал того, кому попадался заветный кусок с талисманом. Выпечка "тареац" до сих пор широко распространена в некоторых областях Армении.

Кроме того, одним из блюд, существовавших еще в дохристианскую эпоху, считается пасус толма (постные голубцы), ранее предназначавшаяся богам в качестве подношения. Ее готовят из фасоли, чечевицы, нута. Армяне верили, что, принося в жертву богам злаковые и бобовые, они получают их благословение, а урожай следующего года обязательно будет обильным и качественным. "Это очень интересная традиция, которая сохранилась до сих пор. При этом есть множество вариаций пасус толмы, присущих конкретному региону в Армении, исходя из его природно-климатических условий", — рассказала Тащян.

Традиционно армянскими новогодними блюдами являются также "ануш апур" (суп с сухофруктами) и "хапама" (тыква с начинкой из риса, меда, орехов, сухофруктов).

Каждый стол украшали салаты из фасоли и конского щавеля, а также еще одно особое блюдо "кчехаш" (суп в кувшине). Его клали в тонир (глиняная печь в виде перевернутого усеченного конуса) в новогоднюю ночь для томления и с утра разливали по мискам. Подавали с жареным луком или маслом.

"Наши предки всегда накрывали богатый стол, однако излишеств не позволяли. Но, к сожалению, сегодня новогодний стол стал предметом соревнования и показухи, что нам не к лицу. Будучи народом с такими интересными и сложными традициями, сейчас мы свели этот праздник к подобному примитивизму восприятия. Хотелось бы, чтобы мы, подобно нашим предкам, были бы немного более одухотворенными, и праздник стал бы проявлением всеобщей радости", — сказала Тащян.

В старину в Армении была широко распространена традиция подвешивания вязаных носков к ердыку (отверстие в потолке, выполняющее в сельском доме функцию дымохода и источника света), в который клали подарки. Аналогичная традиция есть у многих народов Запада. По словам Тащян, трудно сказать, где и когда впервые возник этот обычай.

Женщины на Новый год дарили платки, кошельки, мужчины — зеркала, драгоценные изделия, носки, обувь. Подарки детям клали под подушку или в носок. Далее наступали рождественские дни: звали священника, который очищал дом от былых невзгод, и человек с чистым сердцем вступал в новую жизнь.

Новости

Партнеры





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.