Акция Я покажу тебе музей в ГМИИ им. Пушкина

#ЯПОКАЖУТЕБЕМУЗЕЙ

На один день ГМИИ им. Пушкина отдают детям: они водят экскурсии, работают контролерами и смотрителями в залах. Анна Кочарова пообщалась со школьниками, которые не бояться учить взрослых, и с музейщиками, которые разрешают детям делать практически все.
На один день ГМИИ им. Пушкина отдают детям: они водят экскурсии, работают контролерами и смотрителями в залах. Анна Кочарова пообщалась со школьниками, которые не боятся учить взрослых, и с музейщиками, которые разрешают детям почти все.

 

Главная страница проекта "Музеи меняют мир">>

 

ОТ ЕДЫ ДО ГРЕХА

На входе в залы основной экспозиции музея оживление: волонтеры с табличками собирают людей на экскурсии, которые стартуют каждые 15 минут. Темы самые разные – от Древнего Египта и образа Венеции в живописи до эталонов красоты и интригующего греха в искусстве.

Уже в третий раз Музей изобразительных искусств им. Пушкина проводит акцию "Я покажу тебе музей": на один день главными в одном из крупнейших музеев мира становятся дети, ученики Клуба юных искусствоведов (КЮИ). Они проводят экскурсии, составляют квесты и детские листки с заданиями для залов, ведут в этот день соцсети музея и даже пишут пресс-релизы.

 

Предыдущая акция привлекла чуть больше 3,5 тысяч человек. Как показывает практика, для музея это удачный  эксперимент. Для детей – уникальный шанс не только продемонстрировать свои знания, но и взять на себя огромную ответственность. Ведь именно они в этот день представляют знаменитый Пушкинский.

На сей раз самому юному экскурсоводу  всего 9 лет. Никита Стимошенко, кажется, еще лишен волнения в связи с его первой экскурсией и не очень понимает, о чем речь, когда я поздравляю его "с дебютом". Зато он точно знает, что хочет рассказывать о Древним Египете: "насколько он древен", почему Осирис зеленый и что думали египтяне о сотворении мира.

 

Пока Никита – самый маленький участник. Возраст ребят, которые водят экскурсии, в основном 14-15 лет. И на самом деле, детьми их не назовешь. Они самостоятельно мыслят, прекрасно излагают свои идеи, если нужно – отстаивают.

Другой Никита – Правильщиков – старшеклассник. Он первым начинает экскурсионный день. Без раздумий я иду к нему, слушать про соревнования в Древней Греции и их влияние на античную скульптуру. Тему "Горе побежденным" он придумал сам, как, впрочем, и все остальные сегодняшние гиды по музею.

"Долго и мучительно писал экскурсию, переделывал, много раз менял тему, – рассказывает Никита. – А потом, прогуливаясь по музею, вдруг понял, что хочу говорить именно об этом. После того, как я написал и выучил текст, я сдавал экскурсию куратору. Это всегда очень нервно, потому что куратор знает много, проверяет каждое слово".

 

Перед началом экскурсии Никита говорит, что уже лет пять занимается в музее и участвовал не в одном мероприятии. Но уже в залах я вижу, что он все же волнуется, хоть и употребляет очень взрослые выражения типа "бинарная оппозиция". Впрочем, публика благодарна – через полчаса посетители ему аплодируют. И в этом нет ни капли снисхождения. Ведь получилось действительно интересно.

На одной экскурсии в этот уникальный день я не собираюсь останавливаться. Мой следующий гид по музею – 14-летняя Анастасия Стеблева, которая, напротив, рассказывает просто и эмоционально. Она решила поразмышлять о "Союзе еды и искусства".

 

"Я подумала, что есть много всяких мудреных тем, само название которых подразумевает что-то очень сложное. И я взяла самое простое, – говорит Настя. – На подборку экспонатов мне потребовался один поход в музей, потом редактировала уже дома. Я рассчитывала на всех, и на детей и на взрослых. Я не подразумеваю сильного углубления в экспонаты и их историю. Это скорее иллюстраций моих идей".

С ИСКУССТВОМ НА "ТЫ"

Как и большинство ребят, которые участвуют в "Я покажу тебе музей", Настя и Никита занимаются в разных кружках ГМИИ уже по несколько лет. Оба рассматривают это как хобби, которое уже навсегда стало частью их жизни.

Существует некий стереотип, что образовательная деятельность музеев – это тенденция последних лет. Но знаменитый Клуб юных искусствоведов в Пушкинском – КЮИ – существует уже не одно десятилетие. Выпускники так и называются себя – КЮИ-шники. Далеко не все из них становятся искусствоведами, но опыт учебы в клубе дает многое. 

 

"Наша задача сделать так, чтобы наши дети не только больше знали, но были и внутренне более свободными людьми, которые умеют излагать, у которых есть свой взгляд на происходящее и на искусство в частности, – говорит директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак.– Это дети, которые умеют взаимодействовать с миром, умеют видеть и показывать другим".

Руководитель проекта "Я покажу тебе музей" Наталья Гомберг – сама в прошлом выпускница КЮИ. Именно она с шестью коллегами-преподавателями теперь готовит сотню ребят к этому ответственному дню.

 

"Я вижу, что ребят интересует тема красоты во всех ее проявлениях, все формы эмоций, в этот раз – страдания, – подводит своеобразный итог руководитель акции Наталья Гомберг. – Им хочется заниматься сравнениями, искать общее и показывать различия. Им явно хочется говорить о том, как увидеть в изобразительном искусстве то, на что ты обычно не обращаешь внимания". 

Когда-то я и сама, будучи ученицей средней школы, занималась в КЮИ. Тогда все происходило куда более академично. Я не всегда могла оценить серьезные беседы и рассуждения о картине Рафаэля, где лектор обращал внимание на "треугольную композицию полотна". Но вот ведь в чем суть: много лет спустя, увидев ту самую картину в Лондоне, я в первую очередь вспомнила именно об этой треугольной композиции.