Эксперты констатировали неизбежность перехода СМИ в цифровой формат

Форум "Медиа будущего-2012" (16)
Традиционные СМИ неизбежно перейдут в цифровой формат, причем этот процесс может завершиться уже к концу этого десятилетия. Изданиям необходимо искать как новые способы взаимодействия с читателями, так и новые способы заработка, считают эксперты, выступившие на форуме "Медиа будущего" в РИА Новости.

МОСКВА, 19 июн - РИА Новости. Традиционные СМИ неизбежно перейдут в цифровой формат, причем этот процесс может завершиться уже к концу этого десятилетия. Изданиям необходимо искать как новые способы взаимодействия с читателями, так и новые способы заработка, считают эксперты, выступившие на форуме "Медиа будущего" в РИА Новости.

Прошедший во вторник второй международный форум "Медиа будущего", организованный РИА Новости, собрал авторитетных аналитиков и ведущих профессионалов мировых СМИ. Эксперты обсудили основные тенденции развития журналистики, влияние интернета и будущее традиционных медиа.

"Старый новостной мир уходит в прошлое. Уходит быстро. И мы должны признать это", - заявил американский медиааналитик Кен Доктор.

Новые источники дохода

По словам Доктора, тенденция перехода на цифровой формат уже затронула все основные СМИ. При этом аналитик отмечает и еще один тренд на медиарынке - падение выручки от рекламы и одновременный рост дохода от читателей.

Как сказал эксперт, на мировом рынке СМИ порядка 66% выручки изданий приходится на рекламу, а 34% - на читателей. При этом у некоторых американских изданий, как утверждает Доктор, доход от читателей достигает уже 50%.

"Основная торговля сейчас касается предложений для читателей, а не рекламы", - отметил Доктор.

СМИ могут использовать не только традиционную подписку на материалы, но и, например, платное членство в сообществах, организованных изданиями. Как отметил Доктор, издание Chicago Tribune, например, экспериментирует с тематическими электронными книгами, оцифровывая архивные материалы.

Как отметил основатель "Школы эффективного текста" Андрей Мирошниченко, не исключено, что СМИ придется искать новые способы дохода, которые не будут связаны с медиабизнесом. По словам Мирошниченко, в эпоху интернета автором может стать каждый пользователь. При этом появление новых источников информации снижает аудиторию у уже существующих СМИ.

Пять экранов

Эксперты отметили, что, переходя на цифровой формат, СМИ должны адаптировать свой контент для онлайн-среды и при этом стараться распространять его на все возможные платформы.

По словам Доктора, необходимо придерживаться концепции "пяти экранов" - контент должен распространяться на ноутбуке или десктопе, смартфоне, планшете, телевизоре с выходом в интернет, мультимедийном устройстве в автомобиле.

Эту же идею высказал американский медиаэксперт - вице-президент The Boston Globe Джефф Мориарти. По его утверждению, в разное время суток одни и те же люди предпочитают потреблять контент с экрана персонального компьютера, смартфона, планшета, интернет-телевизора и т.п. Например, пик использования планшетов приходится на вечернее время, компьютеров - на рабочие часы, а динамика использования смартфонов относительно сглажена в течение суток.

Задача СМИ в этой ситуации - обеспечить комфортное восприятие информации с дисплея любого форм-фактора: от экрана цифровых наручных часов (отображающих онлайн-данные со смартфона) до огромных стационарных плазменных панелей, считает эксперт.

"Новости нужно писать иначе, заголовки должны быть иными. Интерактивный контент должен отвечать размерам экрана, обстановке, в которой находится пользователь - у компьютера, в автомобиле, возле телевизора...", - отмечает Мориарти.

Сегментация по пользователям

Некоторые эксперты считают, что будущее медийных веб-ресурсов заключается в агрегации и модерации контента под интересы достаточно узких групп пользователей. По словам председателя правления рекламного агентства IMHO VI Арсена Ревазова, такая стратегия заставит заработать "забуксовавшие" технологии персонализации.

По мнению Ревазова, идея персонализации поисковой и иной выдачи под нужды пользователя фактически провалилась. По его словам, индивидуальной настройкой пользуется лишь 2-3% "сознательных пользователей", а возможности фильтрации контента поисковыми роботами ограничены. В результате большинство людей получает в поисковых системах, ленте новостей Facebook и медиапорталах вроде YouTube не ту информацию, которую они хотят видеть, а некий усредненный набор данных, нерелевантный их запросам.

Решить эту проблему, по словам Ревазова, может деление онлайн-аудитории на сегменты и адаптация контента под их нужды с использованием автоматической агрегации данных, и последующего их ручного отбора высококвалифицированными редакторами.

При этом, согласно прогнозу эксперта, в ближайшие несколько лет гигантские "системообразующие" компании вроде Google и Facebook уступят часть аудитории небольшим агрегаторам, которые способны более чутко следить за запросами определенных групп пользователей.

Эксперты о журналистах-роботах, армиях ботов в соцсетях и киберпреступниках

Впрочем, подобные механизмы уже применяются, например, компанией Google. Однако вице-президент Гильдии издателей периодической печати и руководитель Медиа Лаборатории, созданной совместно с РИА Новости, Василий Гатов отметил, что для эффективной реализации предложенной схемы необходимы инструменты аналитики реального времени, чтобы редакторы, работающие с огромным количеством агрегированной информации, успевали за роботами.

В России будущее за планшетами

Что касается российских СМИ, то ведущий аналитик газетной отрасли в Европе Джим Чизхолм советует им "делать упор" на мобильные и "планшетные" способы подачи информации, за которыми стоит будущее СМИ.

"В России очень высок рост потребления мобильной связи, и за этим будущее. Также за планшетниками, которые полностью перевернули нашу жизнь. Это огромная возможность, и здесь российские медиа также могут изменить картину", - сказал Чизхолм.

Аналитик отметил, что гораздо больше информации и притом быстрее можно получить с помощью планшетных устройств.

Как отметил бывший генеральный директор "Коммерсант-Холдинг" Демьян Кудрявцев, при переходе СМИ в цифровой формат российские медиа находится в более выигрышном положении, чем западные игроки.

"В России нет газет с 400 тысячами подписчиков, которые нужно конвертировать куда-то (в интернет-читателей - ред.)", - заявил Кудрявцев.

Фальшивые личности

На форуме эксперты подняли и тему фальшивых пользователей (ботов) в интернете. Как заявил Гатов, киберпреступники, владеющие большим количеством фальшивых аккаунтов в социальных сетях, могут влиять на новостную картину дня, ставя отметки "Like" на интернет-страницах с информацией, выгодной преступникам, а не на тех материалах, которые действительно интересуют аудиторию конкретного СМИ.

По словам эксперта, десятки процентов пользователей в общем объеме подписчиков на аккаунты СМИ в популярных социальных сетях приходятся на боты. От обычных пользователей боты отличаются, прежде всего, тем, что практически не проявляют какой-либо активности. Гатов уверен, что такая безобидность ботов в соцсетях - лишь временное явление.

В долгосрочной перспективе злоумышленники могут использовать ботов для создания ложной повестки дня, когда рейтинг новостей дня возглавят темы, которые "захотели" увидеть боты, а не легитимные пользователи социальных сетей.

По мнению Гатова, боты в соцсетях давно уже превратились в отрасль нелегального киберпреступного бизнеса наравне с заказными DDoS-атаками.

Рецепта борьбы с угрозой, который точно подействовал бы, пока нет. Однако эксперт призвал представителей СМИ к попытке разработать новые метрики, которые помогут более точно определить, кто в аудитории издания из социальных сетей живой человек, а кто - бот. Кроме того, Гатов отметил, что для избавления от ботов нужно перестать давать киберпреступникам повод для выращивания бот-сетей, оплачивая привлечение пользователей в социальных сетях.

"Надо делать хороший контент, быть релевантными, быть умными и быть открытыми для диалога и мыслей своих читателей, чтобы в будущем серо-черная зона (доля ботов в "социальной" аудитории СМИ) отползла в свои окопы и находилась там, где сейчас находится преступность в "офлайновом" мире", - сказал эксперт.

На открытии форума его участников поприветствовал глава правительства РФ Дмитрий Медведев. В приветственной телеграмме премьера, которую на открытии форума зачитал министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров, он отметил, что за последние годы наша страна серьезно продвинулась в сфере медиатехнологий. По словам премьера, эти изменения требуют глубокой экспертной оценки и осмысления выработки эффективных моделей развития отрасли.

Форум "Медиа будущего" во вторник привлек и внимание российских пользователей популярного сервиса микроблогов Twitter. Хэштег #fmf2012, под которым публиковались сообщения с форума, появился во вторник в верхней части рейтинга российских трендов Twitter.

Второй международный форум "Медиа будущего", организованный РИА Новости, продолжает дискуссию о развитии медиатехнологий, влиянии новых и традиционных медиа на общество и будущем журналистики. Первый международный форум "Медиа будущего" прошел в РИА Новости 24 июня 2011 года.

Медиа
 



Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена