КРЭТ: разработан комплекс для борьбы с воздушно-космическими угрозами

Первый заместитель генерального директора КРЭТ Игорь Насенков
Первый заместитель генерального директора КРЭТ Игорь Насенков рассказал в интервью РИА Новости о последних разработках концерна в сфере РЭБ, исследованиях по РОФАР, планах на 2016 год и военно-техническом сотрудничестве с зарубежными государствами.

Крупнейший российский холдинг в радиоэлектронной отрасли "Концерн Радиоэлектронные технологии" (входит в Ростех) поставляет сегодня Вооруженным силам России новейшие уникальные комплексы радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и авионику. Среди наиболее известных разработок концерна — семейство комплексов РЭБ "Красуха", многофункциональный противоракетный комплекс "Хибины", комплекс радиоэлектронной борьбы для вертолетов "Рычаг-АВ" и другие. КРЭТ ведет исследования и в инновационных сферах технологий будущего, например, в области радиофотоники и создания радиооптической фазированной антенной решетки (РОФАР). Значительны и перспективы по экспорту. О последних разработках концерна в сфере РЭБ, исследованиях по РОФАР, планах на 2016 год и военно-техническом сотрудничестве с зарубежными государствами корреспонденту РИА Новости Александру Неваре рассказал в ходе выставки Dubai Airshow-2015 первый заместитель генерального директора КРЭТ Игорь Насенков.

— Игорь Георгиевич, над какими новыми проектами сегодня работает КРЭТ?

— В 2016 году мы планируем завершить целый ряд опытно-конструкторских работ и уже сейчас готовимся к выпуску техники нового поколения. В частности, это системы и средства, которые разработаны в рамках опытно-конструкторской работы (ОКР) по комплексу РЭБ "Рычаг-АВМ". Также закончена разработка наземного комплекса нового поколения РЭБ, который будет парировать угрозы со стороны средств воздушно-космического нападения. Он включает в себя новейшие модули радиоэлектронной разведки (станции пассивной локации), которые способны вести разведку с еще большей детализацией, чем комплекс "Москва-1". В этом комплексе применены не только триангуляция, но и другие методы геолокации: разностно-дальномерный и фазовый. Применена совершенно новая система построения модулей управления, новые алгоритмы организации радиоэлектронного подавления, значительно расширена номенклатура и боевые возможности модулей радиоэлектронного подавления, способные эффективно подавлять все современные и перспективные РЭС воздушно-космического базирования.

—  Каковы основные направления экспортной деятельности концерна? Какие регионы вы считаете наиболее перспективными для продвижения российской военной радиоэлектронной продукции?

— Для КРЭТ важнейшими регионами остаются страны Азиатско-Тихоокеанского региона, это прежде всего Индия и Китай. Кроме того, следует отметить, что, кроме Азиатско-Тихоокеанского региона, КРЭТ особый упор во внешнеэкономической деятельности делает на страны Ближнего Востока. С Ирана начинают снимать санкции, и есть уже определенные заделы по сотрудничеству с этим крупным игроком Ближнего Востока. Также в 2015 году состоялись переговоры со странами Латинской Америки, которые заинтересованы в продукции концерна.

На данный момент КРЭТ предлагает иностранным партнерам комплексы радиоэлектронной борьбы семейств "Рычаг", "Красуха", "Президент-С", "Ртуть", "Москва", а также экспортную модификацию авиационного комплекса индивидуальной защиты "Хибины".

— Ожидаете ли вы рост экспорта в следующем году в сложившейся ситуации — на фоне санкций и так далее?

— Санкции серьезного влияния на производство техники КРЭТ не оказывают. Во-первых, за предыдущие годы были сделаны достаточные запасы электронно-компонентной базы. Во-вторых, никто не отменял наработанные логистические цепочки по всему миру, которые позволяют работать с достаточно широким спектром партнеров на рынке комплектующих.

— Насколько серьезной вы считаете проблему импортозависимости? Что делается концерном для ее решения?

— КРЭТ вложит 24 миллиарда рублей в перспективные научные исследования и работы для создания отечественных аналогов оборудования, которое ранее закупалось в странах Евросоюза, Восточной Европе и США. Если говорить об импортозамещении на украинском направлении, то те программы импортозамещения и импортонезависимости, которыми сейчас занимается КРЭТ, позволят в 2016 году полностью заменить комплектующие украинских поставщиков (на это уже выделено 4,6 миллиарда рублей) и разместить заказы на всю продукцию, которую КРЭТ так или иначе заимствовал на Украине на своих предприятиях. В 2017 году мы планируем заместить продукцию стран НАТО и ЕС.

— Расскажите, пожалуйста, какие возможности приобретает самолет пятого поколения ПАК ФА благодаря новейшим радиоэлектронным системам КРЭТ?

— КРЭТ уже рассказывал об особенностях комплекса РЭБ "Гималаи" и бесплатформенной инерциальной навигационной системы (БИНС), устанавливаемых на ПАК ФА. Сейчас мы хотим обратить внимание на принципиально новый радар, который разработан для ПАК ФА. Этот радар имеет несколько диапазонов работы и будет работать не только в передней полусфере — у него будет также целый ряд возможностей для кругового обзора, чтобы у летчика была полная информация о радиолокационной обстановке, чтобы без осуществления действий по маневрированию можно было узнать, что происходит слева, справа, сзади в автоматическом режиме с проекцией на шлем и на интерактивные стекла кабины.

По своему предназначению самолет ПАК ФА не просто относится к самолетам пятого поколения — в нем воплощены принципиально новые идеи. То есть это уже стопроцентно цифровой самолет, который не только предоставляет летчику информацию по запросу, но и обеспечивает полностью информационное обеспечение пилота — для этого самолет оснащен "умной обшивкой". Под "умной обшивкой" мы понимаем то, что многие поверхности самолета представляют собой универсальные антенные системы, которые при применении обеспечивают комплексное использование всего ресурса самолета. В первую очередь мы говорим о том, что комплекс радиолокационной станции может выполнять функции и средства пассивной разведки, и средства активной радиолокации, и специализированного средства радиоэлектронной борьбы.

Например, комплекс РЭБ "Гималаи" в определенных точках пространства для обеспечения защиты использует энергетический ресурс РЛС. Все это делается для того, чтобы самолет имел возможность кругового обзора пространства в пассивном и активном режимах, имел возможность обеспечить стопроцентную защиту также вкруговую, чтобы системы связи и управления, электронной борьбы прикрывали самолет со всех радиусов. Именно так в нем комплексируются возможности различных радиоэлектронных систем, что делает самолет максимально защищенным и неуязвимым. Системы связи тоже могут применяться в защищенных режимах — формировать передачу информации не вкруговую, а в направлении только тех пунктов, куда ему нужно сбросить ту или иную полетную информацию, получить задание или информацию иного значения. Это сделано в том числе и для обеспечения максимальных возможностей самолета по применению оружия, по максимизации возможностей электронной защиты. Мы можем сказать, что в ПАК ФА все работает в общем контуре цифровой системы управления самолета и обеспечивает максимальный комфорт и максимальную степень управляемости для пилотов.

— Начались ли поставки в ВС РФ первой партии специальных контейнеров, благодаря которым фронтовой бомбардировщик Су-34 превращается в самолет РЭБ?

— Первая партия будет поставлена в ноябре этого года. На законцовках крыльев всех Су-34 установлен базовый комплект многофункционального комплекса РЭБ "Хибины-10В". В этом году Минобороны получит первую партию устанавливаемых под фюзеляжем так называемых контейнеров наращиваемого состава, позволяющих превратить стандартный Су-34 в специализированный самолет радиоэлектронный борьбы, который сможет защитить не только себя, но и обеспечить эффективное радиоэлектронное подавление радиолокационных комплексов и зенитных ракетных систем, самолетов дальнего радиолокационного дозора и так далее, то есть защиту и других самолетов группы.

Таким образом, Су-34 сможет быть не только боевым самолетом, но и специальным самолетом радиоэлектронной борьбы.

— Ведет ли КРЭТ работу над созданием каких-либо систем для перспективного российско-китайского тяжелого вертолета? Какие технические решения может предложить концерн этому проекту?

— Предприятия КРЭТ готовы участвовать в разработке и предложить весь спектр бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) для этого вертолета. В частности, 16-18 сентября 2015 года в Пекине была проведена рабочая встреча делегаций КРЭТ и AVIC AVIONICS SYSTEMS по подготовке предложений в план взаимодействия госкорпорации "Ростех" и китайской корпорации AVIC на 2016 год в области авионики.

Предприятие КБПА из состава КРЭТ готово предложить разработку системы автоматического управления. КБПА является основным разработчиком пилотажных комплексов и систем автоматического управления для всех вертолетов, разрабатываемых фирмами "Миль" и "Камов". Расширяемый установкой САУ функционал позволяет в автоматическом режиме выполнять полет от взлета до посадки, при этом снижается нагрузка на экипаж. С применением изделий КБПА вертолет сможет конкурировать с новейшими разработками западного вертолетостроения.

Предлагается оснастить разрабатываемый тяжелый вертолет и бортовым комплексом обороны "Президент-С".

— Как продвигаются исследования КРЭТ в области радиофотоники с целью создания радиооптической фазированной антенной решетки (РОФАР)? Каких результатов уже удалось добиться?

— Фотонные технологии значительно расширят возможности современных средств связи и радаров — их масса снизится более чем вдвое, а разрешающая способность увеличится в десятки раз. Речь прежде всего идет о проекте создания радиооптических фазированных антенных решеток (РОФАР), включающем в себя создание лаборатории на базе концерна и разработку универсальной технологии, которая будет положена в основу радаров и других систем нового поколения.

"Концерн "Радиоэлектронные технологии" уже начал лабораторные исследования в области радиофотоники с целью создания РОФАР для оснащения ею радаров нового поколения, что позволит получить принципиально новые ТТХ для РЛС, то есть возможность радиолокационного "зрения".

Работа, рассчитанная на 4,5 года, ведется в строгом соответствии с тем графиком, который нами был согласован с Фондом перспективных исследований. Лабораторные исследования отдельных элементов сейчас уже идут. Из этих элементов будет строиться РОФАР. До 2018 года КРЭТ уже покажет натурный образец РЛС.

— Что КРЭТ может предложить самолету Ил-114, возобновление производства которого планируется в России?

— Что касается Ил-114, то здесь прежде всего надо отметить, что предприятия КРЭТ традиционно участвовали в создании этого самолета и авионика для него была создана в "НИИ АО" и в Ульяновском конструкторском бюро приборостроения (УКБП). КРЭТ будет предлагать для Ил-114 все, начиная от общесамолетных систем, всех видов датчиков, топливных систем до всех типов локационных систем и бортовых комплексов обороны. Это наша тема в полном объеме.

— Будет ли меняться в 2016 году корпоративная структура концерна?

— Мы хотим уйти от субхолдингов, которые сегодня у нас есть. Например, в концерне "Авионика" сосредоточены пакеты акций предприятий, которые занимаются разработкой и производством серийного бортового радиоэлектронного оборудования по военной тематике. Есть у нас и "Авиаприборхолдинг", который не ведет никакой рыночной деятельности — в нем сосредоточены пакеты акций предприятий, занимающихся разработкой и производством БРЭО для гражданских самолетов и вертолетов. На сегодняшний день весь управленческий аппарат мы уже там оптимизировали до количества 5-7 человек. Это все было создано искусственным образом. Все компетенции на сегодня сосредоточенны в КРЭТ, а эти концерны являются лишь держателями пакетов акций. Поэтому мы планируем начать работу по их ликвидации. По возможности хотелось бы завершить ее в 2016 году, но, скорее всего, получится закончить в 2017 году.

Мы хотим уйти от этих пестрых излишеств и навести порядок в структуре корпоративного управления. Речь идет о здравом смысле и об оптимизации финансово-экономических потоков.

Мы также намерены выстраивать жесткую кооперацию по разработке нашей техники. Сегодня сложилась ситуация, когда наши предприятия-разработчики формируют кооперацию в основном из предприятий, не входящих в состав концерна. В результате получается, что вся эта кооперация уже и в серийном производстве опять состоит из предприятий, которые не входят в состав КРЭТ. Таким образом, мы теряем объемы по выручке, теряем серьезную долю чистой прибыли, которая могла бы оставаться в концерне. Сейчас мы эту работу начали, сформировали через советы директоров четкие правила, довели их до исполнительных органов, до генеральных директоров наших предприятий — вся кооперация по разработкам на стадии ее формирования будет утверждаться в концерне.

— Какова сегодня в целом ситуация с кадрами на предприятиях КРЭТ?

— У нас подписаны соглашения с 25 вузами по подготовке молодых специалистов. Подготовка ведется по ста с лишним специальностям. В наших научно-исследовательских институтах есть две аспирантуры, которые готовят кандидатов и докторов по базовым для предприятий КРЭТ специальностям. Работа активизирована три года назад. Теперь она дает свои плоды.
Кадровый состав помолодел. Мы предлагаем и решение квартирного вопроса. Например, 10% прибыли мы оставляем предприятиям на решение социальных проблем. А они уже могут предлагать своим сотрудникам и льготные кредиты, и рассрочки платежей.

Интервью
Партнеры



Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.