Александр Роднянский: "Кинотавр" - это витрина всего российского кино

Открытый российский кинофестиваль "Кинотавр" начнет работу в Сочи 7 июня. О слухах о кончине фестиваля, его значении для индустрии российского кино, кризисе и нелегкой ноше продюсера в интервью РИА Новости рассказал президент фестиваля Александр Роднянский.

Открытый российский кинофестиваль "Кинотавр" начнет работу в Сочи 7 июня. О слухах о кончине фестиваля, его значении для индустрии российского кино, кризисе и нелегкой ноше продюсера президент фестиваля Александр Роднянский рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Анне Горбашовой.

— В прошлом году упорно курсировали слухи, что 25-й юбилейный "Кинотавр" станет последним. Тут еще и кризис, скачок валют, у вас не было соблазна действительно прикрыть фестиваль?

— Откровенно говоря, был такой момент, когда я задавал себе вопрос: "А сможем ли мы провести фестиваль в этом году?" Ведь "Кинотавр" — это очень затратный событийный проект, с 5 тысячами регулярных участников и десятками фильмов, показываемых в разных программах. Его нельзя ужать или сократить — он потеряет смысл, не ответив на ожидания профессионалов кино, ежегодно приезжающих на главный национальный киносмотр страны. А закрыть его точно нельзя — фестиваль уже на протяжении 26 лет является неотъемлемым элементом жизни нашей киноиндустрии, да и всей культурной жизни страны. Мы это особенно чувствуем, когда начинают поступать многочисленные заявки на участие. В этом году более 80 полнометражных картин претендовали на 14 мест основной конкурсной программы, а для отбора в конкурс короткого метра, включающего в себя только 20 фильмов, было подано 415 работ.

— О переезде фестиваля в город поближе и подешевле в свете кризисной ситуации не думали?

— Думали. В том числе и потому, что один из ключевых факторов, который определяет высокий бюджет фестиваля, это его место проведения. В Сочи надо везти всех участников, гостей, технику, декорации, свет, звук. Если бы фестиваль проходил в Москве или Петербурге, где сосредоточена вся отечественная индустрия кино, расходы бы сильно сократились. Но Сочи – это место, где кинофестиваль родился, где четверть века проходил, где его ждут жители и гости курорта… К тому же таких известных брендов, как именно сочинский "Кинотавр", не так уж и много в России.

— Еще один слух, который будоражил умы завсегдатаев фестиваля до последнего момента, что фестиваль переедет из гостиницы "Жемчужина" в один из олимпийских объектов. Этот слух имел под собой основания?

— Мы действительно серьезно рассматривали горный комплекс в Красной поляне, но там не получилось. Нам ведь нужна серьезная инфраструктура — большой зал для конкурсных показов, несколько залов для параллельных программ фестиваля и полноценной работы кинорынка, гостиницы для компактного проживания нескольких тысяч участников. Переехать в горы вместе с кинорынком возможности не было. А в гостинице "Жемчужина" очень удобная логистика — и Зимний театр рядом, и два дополнительных кинозала, и площадь для бесплатных кинопоказов для жителей и гостей Сочи.

— И море, без которого досуг "Кинотавра" немыслим…

— Да, и, конечно, море. К тому же, в случае переезда в горы, для сочинцев "Кинотавр" перестанет быть культурным событием. Мы вступили в диалог с владельцами горного комплекса, но в нынешнем году решили не рисковать и ничего не менять.

— Фестиваль всегда поддерживало министерство культуры, насколько существенно сократилась финансовая поддержка в этом году?

— Не слишком сильно — на 10%. Мы очень благодарны за помощь министерству культуры, администрации Краснодарского края и города Сочи, но эта помощь совокупно никогда не превышала половины бюджета фестиваля. А нынешние экономические обстоятельства означают отсутствие спонсоров.

— Но у вас в этом году как раз появился новый спонсор – фонд RuArts Марианны Сардаровой, от кинематографа далекий, но принимавший участие в финансировании съемок "Левиафана".

— Фонд содействия развитию современного искусства RuArts стал нашим партнером, а не спонсором. Надо сказать, что он не специализируется на кино, они поддерживают крупные культурные события, значимых музыкантов, выдающихся художников. "Левиафан" стал первым их опытом в кино. Полагаю, что после беспрецедентных фестивальных успехов фильма и резонанса, вызванного им в обществе, они не разочаровались в кино и решили поддержать наш фестиваль.

— "Кинотавр" родился в годы, когда российский прокат был полностью разрушен, и был единственным кинофестивалем, осуществляющим связь кино со зрителем. В чем сейчас его уникальность, кроме бренда?

— Да, поначалу фестиваль заменял, по сути, кинопрокат, которого в 90-е годы практически не было. Зрители узнавали о фильмах из прессы о фестивале и смотрели их на видеокассетах. Сейчас все радикально изменилось — сформировалась система кинопроката и стала на ноги отечественная киноиндустрия. "Кинотавр" же превратился в уникальную территорию, на которой встречаются все жанры кино — и радикальные авторские эксперименты, и бескомпромиссно зрительские фильмы. Но и это основной критерий отбора фильмов — всегда отмеченные индивидуальным авторским стилем и наличием свежих творческих идей. Здесь встречаются все участники кинопроцесса – продюсеры, режиссеры, актеры, сценаристы, дистрибьюторы, владельцы кинотеатров, журналисты. И здесь решается экранная судьба многих русских фильмов.

— "Кинотавр" способствует продвижению российских фильмов молодых режиссеров на международных рынках?

— Разумеется. Мы приглашаем отборщиков и директоров всех крупных европейских фестивалей – Венецианского, Берлинского, Каннского и других, они часто находят для себя что-то интересное. У нас много примеров того, как успешно складывались судьбы участников "Кинотавра" на международных фестивалях. Так, например, прошлогодние лауреаты фестиваля — фильмы "Испытание" Александра Котта, "Класс коррекции" Ивана Твардовского, "Как меня зовут" Нигины Сайфуллаевой или "Дурак" Юрия Быкова в совокупности получили десятки международных наград. На "Кинотавре" традиционно складываются кинематографические "браки" авторов и режиссеров, количество замыслов, которые там рождаются, огромно. Мы любим открывать имена, любим, когда авторы "короткого метра" возвращаются к нам с полнометражными дебютами.

— Можно ли назвать "Кинотавр" междусобойчиком, на который ежегодно собирается свой пул кинематографистов?

— Нет. "Кинотавр" — это витрина состояния дел всего российского кино в текущем году. Если бы количество участников было не 5 тысяч, а человек 200, тогда это был бы междусобойчик.

В программе фестиваля всегда есть новые имена. Например, из 14 фильмов конкурсной программы в этом году шесть дебютов. Но всегда есть и фильмы известных авторов.

В этом году фестиваль откроется новым фильмом Станислава Говорухина "Конец прекрасной эпохи". В конкурсе, помимо дебютантов, участвуют фильмы режиссеров, открытых в прошлые годы "Кинотавром", — "Про любовь" Анны Меликян, драма "Спасение" Ивана Вырыпаева, комедия Василия Сигарева "Страна ОЗ", "Ангелы революции" Алексея Федорченко и другие. В рамках фестиваля пройдут специальные внеконкурсные показы — ожидаемый фильм "Родина" Петра Буслова, картина "Брат Дэян" Бакура Бакурадзе, продюсерский проект Тимура Бекмамбетова "Убрать из друзей", снятый в Голливуде и собравший в США отличную кассу.

— А теперь поговорим о ваших продюсерских планах. Съемки фильма "Код Дурова" об основателе российской социальной сети "ВКонтакте" вы перенесли на следующий год?

— Мы не снимали фильм, как поначалу планировали, в прошлом году, а поскольку у Фонда кино, который выделил нам часть денег, есть свои обязательства перед государственным бюджетом, мы вернули полученные от Фонда деньги, чтобы не быть связанными жесткими временными рамками. Дело в том, что мы чрезвычайно требовательны к качеству сценариев, а этот проект дается нам непросто, за плечами уже семь вариантов сценария. Он претерпел радикальные изменения — от байопика про Павла Дурова до многолинейной драмы про интернет как пространство человеческих эмоций. Следующий вариант сценария мы получим от автора сразу после "Кинотавра", 15 июня, и если он нас наконец устроит, то снимем фильм уже в этом году.

— Как продвигается ваш проект "Дуэлянт"?

— Съемки фильма "Дуэлянт" начнутся летом. Это необычный, зрелищный, сложнопостановочный проект. Не вдаваясь в подробности сюжета, скажу, что действие фильма происходит в 1860 году в Петербурге и на Крайнем Севере.

— Продолжится ли в ближайшее время ваше успешное сотрудничество с режиссером Андреем Звягинцевым?

— Мы работаем. Звягинцев – глубокий, серьезный автор. Для него кинематограф — очень личное высказывание. Он ищет материал для себя долго и тщательно.

— А лично вы, как продюсер, какое кино Звягинцева хотели бы увидеть?

— Я бы мечтал увидеть его картину об отношениях мужчины и женщины в сегодняшних обстоятельствах. Он умеет простые истории рассказать глубоко, неожиданно и полноценно — это особое дарование.

— Сказался ли кризис на планах вашей кинокомпании?

— Конечно. То, что произошло с курсом валют, плохая новость для дистрибьютеров, которые покупают зарубежные фильмы за доллары, а прокатывают дома за рубли, и хорошая для продюсеров. Стоимость производства в валютном исчислении сократилась. Сейчас интереснее делать фильмы, а не прокатывать их, так что мы полностью сосредоточились на производстве.

— Не знаю, кризис ли тому причина, или просто накипело, но недавно в Москве прошел митинг независимого профсоюза актеров театра и кино, на котором активисты потребовали, чтобы продюсеры делились доходами от фильмов с актерами и другими участниками кинопроцесса. Как вы относитесь к этой идее?

— Все забывают простую вещь: продюсер — это предприниматель, который несет на себе все тяжести рисков. Если кто-то хочет разделить с продюсером риски, то нужно делить их во всех компонентах — и в потерях и в прибылях. Единственный человек, который рискует деньгами в процессе производства фильма, это продюсер. Я знаю коллег, и таких много, закладывавших свои квартиры и дома в залог под кредиты для производства своих фильмов, так как у нас не принимают в качестве залога права на фильм, как это делается в Америке.

Чтобы получать прибыль, нужно сначала что-то вложить. Либо радикально сократить свои гонорары, практически отказаться от них, принимая участие в потенциальной прибыли, как голливудские актеры, к чьему примеру апеллируют активисты. Или же забыть о возможном участии в прибыли и довольствоваться своими гонорарами, которые, по российским меркам, не так уж и малы.

Интервью
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена